Преп. Афанасий Сяндемский |
Память 18 января, 2 мая - обре́тение мощей, в Соборах Валаамских, Вологодских, Карельских и Санкт-Петербургских святых
Кто были родители Афанасия Сяндемского, неизвестно. В XIX веке в Сяндемской пустыни хранился древний монастырский синодик, в который был вписан род "игумена Афанасия, начальника Сяндемския пустыни", в числе первых в нем упомянуты имена Алексия, Иоанна, монахини Анны, Агафии [1].
О жизни преподобного известно из сказаний, собранных Е. В. Барсовым и игум. Дамаскином (Кононовым) в монастырских архивах Олонецкого края. Существовала древняя традиция отождествлять прп. Афанасия Сяндемского с Афанасием, учеником и сотаинником прп. Александра Свирского, присутствовавшим при явлении прп. Александру Пресвятой Богородицы, которое случилось за несколько лет до преставления прп. Александра (+ 1533). Прп. Александр рассказал о чуде Иродиону (Кочневу), позднее составившему житие преподобного, будто бы со слов своего ученика Афанасия [2]. Барсов и архим. Никодим (Кононов) предполагали, что Афанасий Сяндемский был одним из наиболее юных учеников прп. Александра и пришел к нему в Александров Свирский монастырь приблизительно в конце 1520-х годов.
Согласно преданию, после преставления прп. Александра Свирского Афанасий Сяндемский ушел в Валаамский монастырь, где начинал свой монашеский подвиг прп. Александр Свирский. Пробыв здесь некоторое время, он вернулся на олонецкий берег Ладожского озера. В 30 верстах от г. Олонца на перешейке между Сяндемским и Рощинским озерами Афанасий Сяндемский основал Сяндемскую пустынь, впервые упоминаемую в тарханной грамоте Новгородского архиеп. Александра (1577). Из грамоты следует, что к 1553 году в Сяндемском монастыре было восемь келий, в которых жили 10 монахов, занимавшихся земледелием.
Местные жители, недовольные появлением монастыря, написали жалобу Новгородскому архиеп. Пимену (Чёрному), будто бы Афанасий Сяндемский построил пустынь на земле, принадлежавшей новгородскому архиерейскому дому. Прп. Афанасий был вынужден оставить пустынь и уйти в Александро-Свирский монастырь, где вскоре стал игуменом.
В 1577 году преподобный получил грамоту от архиеп. Александра, согласно которой "олончане" дали святому Сяндемскую пустынь "на государьское богомолье и себе на прибежище". За монастырем была закреплена земля "на версту во все стороны" с пашнями, лугами, рыбными ловлями и другими угодьями; монастырь освободили от пошлин и повинностей в пользу Новгородского архиепископа, а также от мирских поборов.
По преданию, последние годы жизни Афанасий Сяндемский провел в уединении на одном из островов Сяндемского озера, который с тех пор стал называться Святым. Преподобный был похоронен в Сяндемской пустыни.
Почитание
Впоследствии над местом погребения Афанасия Сяндемского поставили деревянную церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. В начале XVIII века пустынь полностью выгорела. В 1720 году, когда начали строить новую церковь, во время копания рва под фундамент были обретены полностью нетленные мощи Афанасия Сяндемского, даже четки и хартия с разрешительной молитвой в руках угодника были совершенно целы. Несколько суток св. мощи были выставлены для поклонения и потом погребены в прежней могиле. 9 мая 1720 года Корельский и Ладожский еп. Аарон (Еропкин) освятил новопостроенную церковь также во имя Афанасия и Кирилла Александрийских. Мощи Афанасия Сяндемского находились в храме за правым клиросом у южной стены, над ними была поставлена рака. На раке и перед ней на стене помещались иконы прп. Афанасия Сяндемского, за левым клиросом находилась икона с изображением явления Пресвятой Богородицы преподобным Александру Свирскому и Афанасия Сяндемского.
С именем преподобного местное предание связывало два каменных креста, стоявших при впадении р. Сяндемки в р. Тулоксу: по рассказам, эти кресты приплыли вслед за преподобным против течения реки со стороны ладожского озера. По преданию, каменные кресты на дороге между Сяндемской и Андрусовской пустынями были поставлены преподобными Адрианом Ондрусовским и Афанасием Сяндемским, когда они посещали друг друга. Считалось, что церковь во имя свт. Николая в сел. Тулокса построена на том месте, где в свое время Афанасий Сяндемский поставил крест и предсказал постройку храма.
Местное прославление Афанасия Сяндемского предположительно совершилось после обретения его мощей. Канонизация преподобного подтверждена включением его имени в Соборы Карельских и Валаамских святых, празднования которым были установлены соответственно в 1974 и 1999 годах.
Иконография
Сохранились в основном изображения Афанасия Сяндемского среди олонецких святых, но существовали и единоличные иконы. В Описи коллекции Олонецкого епархиального древлехранилища в Петрозаводске 1918 года упоминается образ преподобного XIX века "на холсте [паволоке] в рост, правая рука на груди, в левой четки и посох" [3]. Подобное изображение Афанасия Сяндемского в мантии и схиме имеется на литографии П. Ф. Бореля 1855 года [4]. На иконе олонецких чудотворцев второй половины XIX века из церкви вмц. Екатерины в Петрозаводске Афанасий Сяндемский изображен в рясе и схиме красного цвета, волосы длинными прядями спадают на плечи, борода окладистая [5]. Образ преподобного представлен на иконах "Собор святых, в земле Карельской просиявших" 1876 года из Валаамского монастыря [6], кон. XIX - нач. XX в. из иконостаса семинарского храма во имя ап. Иоанна Богослова и преподобных отцов - просветителей карельских в г. Куопио. На иконе кон. XX в. из собора во имя блгв. кн. Александра Невского в Петрозаводске святой представлен в зеленой мантии, с поднятыми в молении руками.
Литература
- Барсов Е. Преподобные обонежские пустынножители // Памятная книжка Олонецкой губернии за 1868/69 г. Отд. III. С. 63-65;
- АИ. Т. 1. № 197. С. 361-363
- Дамаскин (Кононов), игум. Сяндемская Успенская пустынь: Ист.-стат. заметки. СПб., 1856;
- Шляков Н. Сяндемская Успенская Олонецкая пустынь // ЦВед. 1889. № 51;
- Никодим (Кононов), архим. Олонецкий патерик. Петрозаводск, 1910. С. 30-32;
- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 551;
- Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян. М., 1966. С. 328-329;
- Собор Валаамских святых. СПб., 1999. С. 9.
- Русак В. Икона преподобных отцев, в земле Карельской просиявших // ЖМП. 1974. № 12. С. 16-21;
- Treasures of the Orthodox Church Museum in Finland. Kuopio, 1985. P. 31, 101.
Использованные материалы
- Игум. Андроник (Трубачёв), Е. В. Романенко, В. Г. Платонов. "Афанасий Сяндемский" // Православная энциклопедия, т. 4, с. 69-70:
[1] Дамаскин. С. 21-22
[2] РГБ. Унд. № 1253. Л. 183об.-186
[3] НАРК. Ф. 1046. Оп. 1. Ед. 1/2. Л. 29а. № 174
[4] Адарюков, Обольянинов. С. 88
[5] Опись имущества ц. вмц. Екатерины. 1988 г. № 174
[6] Музей православного искусства г. Куопио, Финляндия