Десяти́льник, церковно-правительственное должностное лицо в древней России, имевшее сначала обязанность собирать десятину из княжеских доходов в пользу епископов, но затем постепенно обратившееся в заведующего небольшой церковно-административной единицей — десятиной.
Десятильниками назначались первоначально лица духовные, но с проникновением светского элемента в епархиальное управление и на эту должность стали назначаться бояре и боярские дети. Десятильники составляли одну из низших судебных и административных инстанций, не отличавшуюся правильностью и законностью действий. Больше всего злоупотреблений десятильники допускали по сбору многоразличных даней с духовенства, что и побудило псковское духовенство отнять у них эту функцию и учредить новую должность поповского, или соборного, старосты. Реакция против светских архиерейских чиновников вообще и десятильников в частности возникла также в Ростове и других городах.
Стоглавый собор 1551 года, предоставляя архиерейским боярам суд по делам гражданского характера, ведавшимся церковью, и, воспрещая им касаться чисто духовных дел, постановил, чтобы и в десятинах служилые apxиepейские люди довольствовались делами гражданского суда. Дела духовные, по определению собора, должны были ведаться самими святителями или уполномоченными ими духовными лицами; на долю десятильников оставлено лишь назначение срока для явки на этот суд. Тот же собор сделал повсеместным институт поповских старост, придав им в помощники десятских священников. Благодаря этим мерам от десятильников отпал целый ряд обязанностей, а именно сбор дани и пошлин, наблюдение за правильностью церковного пения, за трезвым и добродетельным поведением духовенства, за усердием православных христиан к церкви Божией и за тем, имеет ли духовенство приходов данной десятины установленные ставленные грамоты.
Несмотря, однако, на стремление Стоглавого собора оставить за десятильниками одни судебные функции, они долго еще продолжали пользоваться всеми прежними своими правами. В начале XVIII столетия, с уничтожением apxиepейских служилых людей, исчез и десятильник, обратившись в "духовных дел управителя". Как при десятильниках, так и при поповских старостах существовало особое учреждение — десятильнин двор, на котором производились "розыски" по всем делам, входившим в круг церковной компетенции, хранились копии с подлинных дел, сказок и розысков, производившихся в десятине и препровожденных затем в архиерейский разряд.
Литература
- Неволин, "Образование управления в России от Иоанна III до Петра Вел.";
- Лохвицкий, "Очерк церк. администрации в древней России" ("Рус. Вестник", 1857);
- Каптерев, "Светские архиерейские чиновники в древней Руси" (М., 1874);
- Перов, "Епархиальные учреждения в русской церкви в XVI и XVII вв." (Рязань, 1882);
- Розанов, "История моск. епархиального управления" (М., 1869—71);
- Суворов, "Курс церковного права" (т. I, Ярославль, 1889).
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.