Хлодовальд [1] (515-560), принц Франции, иеромонах, преподобный
Память 7 сентября
Хлодовальд, самый почитаемый из святых отпрысков Меровингской династии, был сыном короля Хлодомера (Chlodomer/Clodomir) и внуком Хлодвига (Clovis) и святой Хродехильды (Клотильды) (Chrodegilde/Clotilde). После кончины отца, Хлодовальд с двумя старшими братьями, Теодовальдом (Theodoald) и Гунтаром (Gunther), вырастали при бабушке в Париже. Но их дядья, Хильдеберт (Childebert) и Хлотарь (Clotaire), замыслили погубить наследников престола и избавиться от соперников. Они попросили Хродехильду послать к ним детей Хлодомера якобы для того, чтобы провозгласить их преемниками их отца. Святая вдова накормила и одела двухлетнего Хлодовальда и двух его братьев в самые красивые одежды и доверчиво послала их, не подозревая о злоумышлении.
Завладев принцами их заключили под стражу, а к королеве послали спросить об участи детей: «Прикажешь ли ты обрезать им волосы [2] и оставить их в живых или же обоих убить?» Испуганная королева, не сознавая что говорит, в исступлении сказала: «Если они не будут коронованы, то для меня лучше видеть их мертвыми, чем остриженными». Старших братьев убили, но Хлодовальда не смогли схватить, так как его спасли верные люди.
Молодой принц рос в монастыре, и, находя всю свою радость в службе Божией, он предпочел отказ от мира короне. «Пренебрегая земным царством, он посвятил себя служению Господу и, обрезав собственноручно волосы, сделался клириком», пишет о нём святой Григорий Турский. Его духовным наставником был святой отшельник Северин, который и постриг Хлодовальда в монашество. Дяди оставили его в мире, видя его твёрдое желание к духовной жизни. Хлодовальд выбрал монастырь Агон (Agaune), чтобы закончить там свои дни, в окружении сотен монахов, разделенных на девять хоров и следовавших друг за другом по очереди перед алтарем и служивших непрерывно, днем и ночью.
Господь не возжелал долго оставлять это сокровище под спудом и вознаградил добродетели принца даром чудотворения. Однажды, когда он гулял в окрестностях своей кельи, ему явился полуголый нищий, прося милостыню. У принца с тех пор, как он стал монахом, в распоряжении не было ничего, кроме скромной одежды. Между тем, он не захотел отвергнуть просьбы своего брата во Христе. Сняв с себя верхнюю одежду, он одел в нее нищего. Вечером этот нищий получил приют в соседней хижине, и в то время как он спал, свершилось чудо: одежда, которую он получил, возсияла чудеснее, чем одежды принцев.
Распространившаяся слава о нём не позволяла Хлодовальду жить в желанном уединении и он вернулся в Париж. Здесь, по народному прошению, он был рукоположен в священники, несмотря на то что отказывался от этого по своему смирению, и стал первым из принцев Франции облеченным в пресвитерский сан. Рукоположение было произведено епископом Евсевием Парижским в 551 году. Хлодовальд получил от короля Хильдеберта, своего дяди, собственность двумя лигами южнее столицы, чтобы окончить там свои дни в одиночестве. Как только верующие узнали о месте пребывания святого, туда поспешили со всех сторон, чтобы оказаться под его руководством. Сначала было построено несколько келий. Вскоре был основнан монастырь Ножан-на-Сене (Nogent-sur-Seine). Хлодовальд прожил там семь лет среди своих братьев, подавая им пример всех добродетелей, и скончался в 560 году. Добродетели привлекли к нему многочисленных учеников, а чудеса – множество паломников к его могиле, вокруг которой образовалось селение Сен-Клу (Saint-Cloud), жители которого и по сей день почитают cвятого как своего небесного покровителя. Большая часть его мощей сохраняется в приходской церкви деревни.
Литература
- Григорий Турский, История франков, кн. III.
- Guérin, Paul, msgr., Les Petits Bollandistes: Vies des Saints, Vol. 10, Paris, Bloud et Barral, 1882.
- Shea, John Gilmary, Little Pictorial Lives of the Saints based on Butler’s Lives of the Saints and other sources, New York, Benziger Brothers, 1894.
Использованные материалы
- Григорий Турский, История франков, кн. III:
- Abbé L. Jaud, Vie des Saints pour tous les jours de l ' année, Tours, Mame, 1950.
[1] Иные версии имени – Клодоальд (Clodoald), Клу (Cloud).
[2] Издревле только наследникам королевского дома разрешалось отпускать длинные волосы, составлявшие отличительный признак верховного бога германцев Одина (Вотана). Этим род Меровингов приписывал себе божественное происхождение, а франки видели в своих королях потомков богов. В то время как воины племени стригли волосы коротко, наследники с самого детства носили длинные волосы, спускавшиеся на плечи белокурыми прядями. И после принятия Христианства все Меровинги сохранили (вплоть до исчезновения своей династии) этот знак королевского достоинства. Острижение волос наследника значило лишение его прав на престол. См. История франков, кн. II, прим. 87, http://www.krotov.info/acts/06/turskiy/primtext2.htm#87, кн. III, прим. 66, http://www.krotov.info/acts/06/turskiy/primtext3.htm#65. Здесь не имеется в виду монашество, так как злоумышленники, по свидетельству святого Григория Турского, намеревались обрезать принцам волосы, «чтобы они казались обычными людьми», или же убить их и поделить королевство. См. История франков, кн. III, гл. 18, http://www.krotov.info/acts/06/turskiy/grig_03.html.