Гандзасарский монастырь, XIII век |
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Гандзасар впервые упоминается армянским католикосом Ананием Мокаци в середине X века. Новый, известный в настоящее время храм, построен князем Гасан Джалаляном на месте старого, упоминаемого в X веке, и торжественно освящён 22 июля 1240 года. Согласно преданию, в усыпальнице храма захоронена отрубленная Иродом честная глава Иоанна Крестителя (вернее - её частица), принесённая сюда из Киликийской Армении во время одного из крестовых походов, из-за чего храм получил посвящение во имя святого Иоанна Крестителя ("Ованеса Мкртыча").
Сведения о строительстве храма имеются у армянского историка XIII века Киракоса Гандзакеци. Строительство храма велось с 1216 по 1238, о чем сообщается на могильной плите Гасана Джалала. Об этом свидетельствует также надпись, сохранившаяся внутри монастыря над купелью.
Гандзасар служил резиденцией и семейной гробницей княжеского рода Гасан — Джалалянов, правителей Хаченского княжества. В XIV веке стал резиденцией Агванского Католикосата Армянской Церкви [1] и сохранил этот статус до 1815, когда по распоряжению российских властей Агванский Католикосат был преобразован в митрополию, а затем (с 1857) разделён на две епархии: Карабахскую и Шамахинскую.
Гандзасар. Собор св. Иоанна Крестителя. |
В советские годы Гандзасарский монастырь св. Иоанна Крестителя был закрыт. Функционирует с 1 октября 1989 г. В постановлениях Совета Министров Аз. ССР № 140 от 2 апреля 1968 г. и № 145 от 27 апреля 1988 года, в которых утверждены списки охраняемых государством памятников на территории Аз. ССР, этот монастырь не упоминается.
Центральный собор св. Иоанна Крестителя своими архитектурными особенностями воспроизводит характерную для Армении ещё с десятого века форму церкви: купольный зал с двухэтажными приделами в углах.
Храм украшен барельефами, изображающими Распятие, Адама и Еву и множество других каменных фигур, включая скульптуры князей Хачена, держащих над головой модели собора. Примечательным в архитектуре собора является купол, увенчанный зонтичной кровлей. Шестнадцатигранный барабан купола покрыт разнообразной по орнаментальным мотивам и виртуозной по исполнению резьбой, о которой известный археолог А.Л. Якобсон писал, что «она служит как бы ювелирной оправой архитектурной формы, обогащает её, при этом нисколько не заслоняя и не нарушая архитектурных линий, в чем заключается одна из замечательных особенностей армянского зодчества того времени, полностью проявившаяся и здесь» [2].
Барельеф храма св. Ованеса Мкртыча (св. Иоанна Крестителя) |
[1] Армянская Апостольская Церковь имела четыре католикосата — Эчмиадзинский, Киликийский (Католикосат Великого Дома Киликии), Ахтамарский и Агванский (Гандзасарский), из которых в настоящее время существуют лишь два — Киликийский и Эчмиадзинский Католикосат.