Расстрижение - способ «снятия» или «лишения» духовного сана, иначе – «извержения из духовного сана» властью церковной лиц этого сана, виновных в преступлениях.
Для расстрижения нет особого церковного чинопоследования: способ его указывается каждый раз в особом указе высшего духовного начальства. Сущность его состоит в том, что по прочтении виновному указа о присуждении его к лишению духовного сана, с него снимают усвоенные этому сану одежды – рясу, подрясник, камилавку, клобук и т.д., остригают у него волосы на голове и бороду, облачают в простое мирское платье и отбирают «ставленную» грамоту.
Этот акт «очистительной дисциплины» Церкви применяется как по отношению к лицам, которые самой духовной властью исключаются из духовного сана, за пороки и проступки, так и по отношению к лицам духовного звания, приговором светского суда признанным виновными в уголовном преступлении.
Священнослужители, подвергнутые лишению сана через расстрижение (называющиеся «расстригами», «распопами» и т.д.), теряли права состояния, если они не из дворян; за дворянами по происхождению или службе права дворянства оставались и после расстрижения.
Лишенные через расстрижение духовного сана не могли вступать в какую-либо службу, государственную или общественную, не могли участвовать в избирательных съездах и в земских собраниях: бывший священник – в продолжение 20 лет, бывший диакон – 12 лет.
Тягостные последствия имеет и расстрижение или снятие с себя сана добровольное, встречающееся в церкви с V века. Четвертый Вселенский собор определил добровольных расстриг предавать анафеме и не допускать их ни на гражданскую, ни на военную службу.
В России митрополит Киприан (1395) также изрекает проклятие на свергающих с себя добровольно священный сан. Указом 1665 г. расстригам запрещалось «быть у приказных дел». По указу имп. Петра I расстригам дозволено занимать учительские должности в архиерейских школах и «быть у дел в духовных управлениях».
Источники
- Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.