Игумения Смарагда (Онищенко) |
Память 28 декабря (УПЦ), 20 апреля (в день прославления) (УПЦ)
В миру Иулиания Авраамовна Онищенко, родилась 2 января 1858 года в селе Марковцы Козелецкого уезда Черниговской губернии.
Родители - Авраам и Мария - происходили из казацкого рода. В семье было семеро детей. Когда Ульяне исполнилось семь лет, от тяжелой болезни умер ее отец, семья оказалась в тяжелом положении. Маленькая Ульяна часто болела, мать даже не надеялась, что ее дочь останется в живых, поэтому для девочки был уже заготовлен гроб.
В 1863 году, по совету местного священника, мать увезла её в училище для девочек-сирот при Введенском девичьем монастыре города Нежина. Из имущества при ней была только гроб. Матушка Смарагда вспоминала свои юные годы:
После успешного окончания училища поступила послушницей в Введенский монастырь, где в 1876 году приняла монашеский постриг, а со временем стала благочинной монастыря.
В 1914 году, после смерти игуменьи Валентины, сестры обители единогласно избрали её своей настоятельницей. Она долго не решалась взять на себя этот послушание и согласилась только после просьб сестер и молитв перед чтимой иконой Божией Матери. Став игуменьей, не переставала проявлять глубокое смирение: она не переехала в настоятельские покои, а осталась жить в своей бывшей келье. Несмотря на высокое положение, преподобная продолжала трудиться наравне со всеми сестрами.
В 1922 году была арестована во время кампании по изъятию церковных ценностей. На допросах вела себя спокойно. После многочасовых допросов, пыток и побоев следователям показалось, что матушка Смарагда умерла. Монахиням разрешили забрать её тело. Но когда преподобную привезли в монастырь, она оказалась живой. Утром исповедницу снова забрали в тюрьму. Несмотря на полное отсутствие состава преступления суд, состоявшийся 13 мая 1922 года в городе Чернигове, приговорил её к трем годам лишения свободы. Свидетельством общей народной любви к матушке были многочисленные просьбы от прихожан нежинских храмов о ее освобождения из тюрьмы.
После отбытия срока заключения игуменья вернулась в свой монастырь и сразу же взялась за ремонт монастырских зданий.
В 1927 году Нежинский Введенский монастырь был окончательно закрыт, его храмы и помещение было переданы под артиллерийский склад, а монахинь заставили разойтись по домам. Восемьдесят насельниц пожилого возраста, которым некуда было возвращаться, во главе с игуменьей переселили в Козелецкий Георгиевский мужской монастырь.
В 1930 году была арестована, "за антисоветскую агитацию". Её удерживали под стражей в холодной камере, что окончательно подорвало её здоровье. Была освобождена в связи с отсутствием доказательств.
После ареста вместе с четырьмя сестрами поселилась в городе Козельце на частной квартире. По воспоминаниям современников, преподобная "была земным ангелом, в ней не было ничего земного, мирского, она была благородная, молчаливая, несла людям мир Христов".
Во время Великой Отечественной войны, когда появилась возможность открывать храмы и монастыри, вернулась с сестрами в родную обитель. Они застали монастырь в разрушенном виде, но уже осенью 1941 года был открыт Введенский собор, для которого силами сестер и богомольцев были сделаны окна, двери, иконостас и т.д. В монастыре собралось восемнадцать насельниц. Священник монастыря протоиерей Василий Бугаевский, который чудом спасся в годы гонений на Церковь, стал совершать регулярные богослужения.
В сентябре 1943 года Введенский монастырь вновь был закрыт, на этот раз игуменья была вынуждена переехать в Чернигов. Матушка поселилась неподалеку от Троице-Ильинского женского монастыря. В беседах с сестрами, которые подвизались вместе с ней, преподобная часто вспоминала о своей родной Введенской обители, говорила, что наступит время, когда монастыри и храмы откроют, а ее останки будут покоиться в Нежине, где прошла большая часть ее жизни.
Скончалась 10 января 1945 [1] года. Предвидя свою близкую кончину, просила похоронить на монастырском кладбище, но чтобы гроб закапывали неглубоко, поскольку придется ее дважды переносить. За ее могилой ухаживали сестры закрытого Свято-Введенского монастыря.
В 1969 году городские власти Чернигова приняли решение закрыть монастырское кладбище и устроить на его месте парк. Родственникам предложили перенести тела усопших на только что открытое кладбище "Яловщина". Тогда и вспомнили пророчество. Копать пришлось недолго, поскольку гроб находился на глубине всего один метр. Когда монахини закрытого Черниговского Троицкого женского монастыря во главе с будущей настоятельницей Елецкого женского монастыря Чернигова игуменьей Амвросией (Иваненко) открыли гроб преподобной, обнаружили, что ее тело оказалось нетленным.
Присп. Смарагда (Онищенко) |
Реабилитирована в 1998 году.
8 мая 2012 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о канонизации игуменьи Смарагды (Онищенко) в лике местночтимых святых Нежинской епархии [2].
3 мая 2014 года в Введенском монастыре города Нежина состоялось прославление в лике святых преподобноисповедницы Смарагды (Онищенко). Мощи святой ныне покоятся в монастыре.
19 июня 2014 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о внесении имени Смарагды (Онищенко) в месяцеслов УПЦ [3].
Литература и архивные материалы
- Государственный архив Черниговской области. Ф. Р-4609. Оп.1. Д.6006. Л.95–99.
- Лозовий В.М. Радянська влада та Православна Церква на Чернігівщині у 1919 – 1930 рр. Збірник документів і матеріалів. Чернігів. Державний архів Чернігівської області:
Использованные материалы
- Преподобна Смарагда (Онищенко), сповідниця Ніжинська (†1945), официальный сайт Нежинской епархии:
- НІЖИН. Відбулося прославлення в лику святих ігумені Смарагди (Онищенко), новость на сайте пресс-службы УПЦ, 04.05.2014:
- БД ПСТГУ Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке.:
[1] Во многих источниках (например, в БД ПСТГУ, в решении Священного Синода УПЦ о канонизации, годом смерти указывается 1935-й год. В сообщении пресс-службы УПЦ упомянуты оба года. В данной статье отдано предпочтение 1945-му году, указанному в житии, размещенном на сайте Нежинской епархии, т.к. в нем между 1935 и 1945 годом упоминается ряд событий, которые нельзя игнорировать. И, самое главное, именно этот вариант объясняет, почему присп.Смарагда была первоначально погребена в Чернигове.
[2] Журнал № 32. Журналы заседаний Священного Синода УПЦ от 08.05.2012: http://orthodox.org.ua/article/zhurnali-zasіdannya-svyashche...oku
[3] Журнал № 20. Журналы заседаний Священного Синода УПЦ от 19.06.2014: http://news.church.ua/2014/06/19/zhurnali-zasidannya-svyashh...ku/