Вмч.Николай Софийский |
Память 17 мая (Болг.) и в Соборе Болгарских святых (Болг.)
Родился в 1510 году в Фессалии, в городе Янина. Родители были албанцами, но их имена (Мартин и Ефросиния) указывают на то, что они были христианами.
Получил хорошее воспитание и образование, был красивым и умным молодым человеком.
После смерти родителей работал сапожником.
Через некоторое время, желая быть странником ради Христа, начал странствовать и прибыл в Сердец (нынешняя София), где поселился и вел благочестивую жизнь. По настоянию друзей женился. Но однажды ночью, скрываясь ото всех, даже от жены, пустился в новые странствия.
Переправившись через Дунай, поселилися в Угро-Влахии и занялся прежним ремеслом, исполняя данные ранее Богу обеты. Будучи искусным сапожником, вскоре стал известен во дворце правителя и лично господарю Мирчи Чобану [2], который пригласил его работать при дворе.
Жизнь во дворце тяготила кроткого Николая, тем более что господарь Мирчо был яростным и жестоким человеком, преданным всяческим беззакониям и лишенным страха Божия. Не желая более быть свидетелем преступлений правителя, Николай нашел удобное время и в 1554 году вернулся в Сердец где воссоединился со своей семьей. Спустя некоторое время у него скончались два сына.
Однажды мусульмане, пригласив его в гости и изрядно напоив вином [3], произвели ему обрезание, чтобы таким коварным способом обратить его в свою веру. Это вероломство возмутило и опечалило Николая.
Святой провел в уединенной непрерывной молитве целый год, пытаясь искупить свой грех. На следующий день после праздника Вознесения, к нему пришел один турок и спросили, почему он не соблюдает предписаний ислама. Николай заявил, что никогда не предавал православную веру и остается христианином, что очень возмутило турок.
Вмч.Николай Софийский Новый с житием. Икона из софийского храма вмч. Николая Софийского |
17 мая 1555 года мусульмане забили его камнями за пределами города в месте "Юч бунар" ("Три колодца"). Один христианин, наблюдавший за казнью, тайно смог сберечь часть мощей святого. Затем турки сожгли тело святого возле места под названием "Търницата", а пепел развеяли.
Местный митрополит Иаков созвал епархиальный собор, на котором новомученик Николай был канонизирован.
Молитвы
Тропарь, глас 3.
Заре́ю Ду́ха обогати́вся, сла́вне,/ и отту́ду восприи́м дерзнове́ние,/ испове́дал еси́ на суди́щи му́жески Тро́ицу Единосу́щную,/ те́мже и ка́мением побива́емь,/ не покори́лся еси́./ Огне́м же сожига́емь,/ обличи́л еси́ пре́лесть безбо́жных,/ многострада́льне свя́те Нико́лае./ Сего́ ра́ди мо́лим тя:/ испроси́ душа́м на́шим/ ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 2.
Благоче́стия и́стиннаго побо́рника/ и в беда́х непобеди́маго помо́щника,/ Боже́ственнаго Никола́я в пе́снех восхва́лим:/ сей бо яви́ся в после́дняя ле́та звезда́ пресве́тлая,/ просвеща́ющая ве́рных сердца́,/ и, со А́нгелы ны́не Тро́ице предстоя́,/ непреста́нно мо́лится о всех нас.
Использованные материалы
- Великомученик Николай Софийский, страница сайта "Православие: Болгария":
- Николай Софийский, мч. – житие, страница сайта Pravicon.com:
- Пятница, 30 мая, 2014 / 17 мая, 2014 (по ст.ст.), страница сайта Свято-Троицкого прихода в Балтиморе (взяты тропарь и кондак):
[1] по поводу именования "Новый" см. статью Православной энциклопедии "Болгарская Православная Церковь" (раздел "Новомученики и подвижники периода османского ига"): http://www.pravenc.ru/text/149675.html#part_21
[2] Мирча V Чобанул (Пастух)
[3] По другой версии - подсыпав ему снотворное в виноградный сок