Еп. Моисей (Близнецов-Платонов) |
В миру Михаил, родился 20 октября 1770 года в с. Тешилово [1] Дмитровского уезда Московской губернии в многодетной бедной семье сельского священника Ильи Иванова. Обучившись грамоте, Михаил с малых лет обращал на себя особое внимание своими дарованиями.
В 1780 году поступил в Дмитровское духовное училище, где получил фамилию Близнецов (он имел близнеца-брата, ставшего впоследствии священником в Москве). Затем поступил в Троице-Сергиеву лаврскую семинарию.
Свой острый от природы ум и прочие дарования развивал он под руководством митрополита Платона (Левшина). Блестящие успехи Михаила в семинарских науках радовали отца и наставников. Его громкий голос, помимо чтения и пения, выразительно звучал в речах и проповедях. Семинарский курс Близнецов окончил в числе первых студентов. Как отличный воспитанник Платона, содержавшийся на его иждивении, Михаил получил вторую фамилию, по имени митрополита, ревностного покровителя наук.
По окончании Троице-Сергиевой лаврской семинарии был оставлен учителем греческого языка в Лаврской семинарии.
14 августа 1790 года пострижен в монашество с наречением имени Моисей. Греческий язык преподавал он только до монашества, а по пострижении вскоре поручено ему преподавать философию.
В новом звании Моисей с еще большей ревностью «углублялся в познании истин откровенных и естественных». Успехи его в занятиях были необыкновенные. Особенно Моисей отличался на диспутах в сочинении и произнесении речей на русском, греческом, латинском и французском языках.
С 1795 года - учитель философии и префект Троице-Сергиевой семинарии, соборный иеромонах.
С 1799 года - префект Славяно-греко-латинской академии, возведен в сан архимандрита Московского Богоявленского монастыря.
С 14 февраля 1800 года - настоятель Московского Златоустовского монастыря, 10 октября 1802 года переведен в Московский Богоявленский монастырь.
С 1804 года - ректор Славяно-греко-латинской академии.
С февраля 1804 года - настоятель Московского Заиконоспасского монастыря.
В должности ректора Моисей внес изменения в прежние методы преподавания наук в академии. Преподавал богословие, стал известен многим сановникам. В 1808 году вызван на чреду священнослужения в Санкт-Петербург. Способности Моисея к проповеди слова Божиего обратили на него внимание начальства.
25 марта 1808 года хиротонисан во епископа Пензенского. Присутствовавший при посвящении император Александр I пожаловал новопосвященному епископу архиерейскую парчовую ризницу.
28 мая 1811 года переведен на Нижегородскую кафедру.
Во все время 13-летнего управления Нижегородской епархией не упускал ни одного случая проповедать слова увещания, наставления, утешения.
Написал новую программу преподавания наук, по методу, который считал самым удобным для русского духовенства. Этого метода неизменно держались в Нижегородской семинарии до ее преобразования в 1818 году. В 1821 году открыл сразу два духовных училища: одно приходское, в Арзамасском Спасском монастыре, «на счет собранной от доброхотных дателей суммы», а другое уездное, «с бурсою», в Нижегородском Печерском монастыре. Епископ часто посещал Нижегородскую семинарию, поощряя лучших наставников.
При нем семинария дважды терпела пожар. После первого пожара, в 1818 году, погоревшие здания были возобновлены. После второго, в 1823 году, когда сгорел сам корпус семинарский, Моисей решил просить средств на постройку нового корпуса. По его представлению была составлена смета, утвержденная в 1825 году. Самой постройки семинарского корпуса преосвященный уже не увидел. Не успел он совершить и постройки кафедрального Спасо-Преображенского собора (взамен прежнего, обветшавшего), о котором много заботился, собирая пожертвования на возведение нового здания храма.
22 октября 1824 года у него случился слабый паралич, не затронувший умственной деятельности и речи.
Скончался 10 января 1825 года. Погребен в Нижегородском Скорбященском соборе [2]. 20 сентября 1841 года его прах был перенесен в Нижегородский Преображенский собор.
При всех трудах и попечениях о благе своей паствы, он лучшим временем своей жизни почитал то, которое проводил в размышлениях о духовных предметах. Для него тягостно было общество, и он искал тишины и уединения.
Он занимался многими науками, составлял риторику для духовных семинарий, записки по каноническому праву, неисходный календарь, толкование на литургию Василия Великого для катехизических бесед. За ревность к ученым занятиям он был избран почетным членом Московского общества истории и древностей российских. К сожалению, ни одно из его сочинений не вышло в свет из-за преждевременной его смерти.
Украшала его благотворительность к бедным и неимущим, был он отцом сирых и беспомощных. Чужд был прихоти и изнеженности. Во всем любил соблюдать правду. Строгое соблюдение своих обязанностей он предпочитал родству, дружбе и собственной славе. Отличался снисходительностью ко всем низшим себя. Если кого огорчал, то старался скорее загладить огорчение. Слабости подчиненных прощал столько, сколько требовало того человеколюбие и долг врученной ему власти.
Награды
- орден св. Анны II степени
- орден св. Анны I степени (12 декабря 1808)
Литература
- Макарий, архим. История Нижегородской иерархии (1672-1850 гг.). СПб, 1857, с. 207-218.
- Булгаков, с. 1406, 1408.
- Толстой Ю., № 201.
- Строев П., с. 161, 177, 196, 607, 953.
- Денисов, с. 414, 561.
- Истор. свед. о г. Арзамасе, 1911, с. 157, 158, 163, 244.
- Юбилейный сборник, с. 207.
- Списки архиереев, № 201.
- БЭС, т. II, с. 1585, 1634, 1790.
- Н. Д., с. 58, 70
Использованные материалы
- Биография на сайте Нижегородской митрополии
- Биография на сайте "Русское Православие"
[1] По сайту "Русское Православие", Темшилово-Покровское
[2] По сайту "Русское Православие", погребен в паперти Троицкого собора Макариевского Желтоводского Троицкого монастыря