АНТОНИЙ (ЧЕРНОВСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Антоний (Черновский), митр. Белгородский
Антоний (Черновский), митр. Белгородский
Антоний (Путняну-Черновский) (+ 1748), митрополит Белгородский и Обоянский

Родился в Молдавском княжестве, происходил из Черновцов и приходился племянником иеродиакону Путненского монастыря Афанасию (Захаровскому).

Монашеский постриг он принял так же, как и его дядя, в монастыре Путна, поэтому в историю Молдавии Антоний вошел под прозвищем Путняну. В Путненской обители он стал иеродиаконом и иеромонахом.

Впоследствии Антоний из Путны перешел в скит Гореча возле Черновцов, где был монахом его отец. Там он принял схиму. В ту пору он пожертвовал Путненской обители 200 леев на иконостас для монастырской церкви.

В 1728 году был хиротонисан во епископа Радовецкого. В этом сане он впервые документально упомянут 25 июня 1728 года в грамоте, которой было утверждено предоставление Путненскому монастырю двух цыган - Сандула и Итодия. В 1729 году владыка выдал для Путны новый антиминс. 10 августа того же года епископ Антоний окончательно расплатился с Замфирой Мургулец за участок земли в Черновцах, купленный у нее покойным епископом Радовецким Каллистом.

Осенью 1729 году, после смерти владыки Георгия, Антоний стал митрополитом Молдавским. Вместе со своим братом Сильвестром он подарил земельный участок в Черновцах скиту Гореча.

В 1729-1730 годах владыка Антоний построил в скиту Гореча деревянную церковь и кельи для монахов в память о своем отце и о времени, проведенном в этой обители перед возведением в сан епископа.

В том же году к митрополиту Антонию обратились стародубские и ветковские старообрядцы-беглопоповцы, которые прибыли в Яссы и попросили владыку хиротонисать для них епископа, избранного из их среды. Поскольку молдавский архиерей медлил с ответом, старообрядцы в следующем году обратились с аналогичной просьбой к патриарху Константинопольскому Паисию II, который в ту пору находился в Яссах. Однако их обращение, как и в предыдущем случае, успеха не имело.

В 1731 году по благословению митрополита Антония в Яссах была напечатана Псалтырь на славянском языке, а в следующем году вышла брошюра «Поучение отцов о семи таинствах» (по изданию, напечатанному в Рымнике в 1724 году). В 1732 году он издал антиминс для монастыря Драгомирна, а позже - антиминс для монастыря Синайя.

7 мая 1733 года митрополит Антоний вместе с епископами и клириками принял участие в возведении на молдавский престол нового господаря Константина Маврокордата и благословил его на воеводство в церкви св. Николая в Яссах.

В 1734 году Константин Маврокордат освободил митрополию от всех видов дани на движимое имущество, дал субвенцию, благодаря которой была перестроена церковь митрополии и содержались греческая и славянская школы в Яссах, а также предоставлялись пособия бедным и способным ученикам.

В 1736 году Антоний послал Киевскому архиеп. Рафаилу (Зборовскому) письмо, затребованное Кабинетом министров в Санкт-Петербург. Во время русско-турецкой войны 1735-1739 оказывал услуги русскому правительству, в 1739 году вместе с армией ген.-фельдмаршала Б. К. Миниха покинул Молдавию и поселился в России.

Вопреки определению Святейшего Синода Русской Церкви о недопущении иностранцев на архиерейские кафедры указом от 29 мая 1740 года Антоний был назначен митрополитом Черниговским и Нежинским.

Едва заняв кафедру, Антоний заказал в Киевской типографии 400 антиминсов, которые раздал во все храмы епархии, взимая по 4 р. за антиминс, что вызвало сильнейшее недовольство и жалобы духовенства в Синод. В свое оправдание Антоний ссылался на практику молдавских архиереев, рассылавших в храмы новые антиминсы при назначении на кафедру, и незнание великорусских обычаев.

В апреле 1742 г. Антоний прибыл в Москву для участия в коронации императрицы Елизаветы Петровны.

6 сентября 1742 г. синодальным указом был переведен в Белгородскую епархию. Преемник Антония на Черниговской кафедре еп. Амвросий (Дубневич) потребовал у митрополита возврата имущества Черниговской епархии, которое тот забрал, отправляясь в Москву, а также денег (500 р.), полученных за антиминсы, признанные негодными и подлежащими замене. После продолжительной переписки Антоний прислал деньги, новые антиминсы были разосланы в храмы епархии бесплатно.

На Белгородской кафедре у митр. Антония сложилась репутация стяжательного архипастыря. В 1746 г. по донесениям самого Антония началось расследование дела о бежавшем нежегольском прот. Ф. Серебрянникове, выявившее значительные злоупотребления со стороны Белгородского архипастыря. По показаниям множества свидетелей, обнаружилось, что в епархии царит безграничная симония. Вопреки указу Синода о сосредоточении всего делопроизводства в консистории Антоний оставил в своем ведении особый «ставленнический стол», где со священников вымогались взятки. Митрополит взимал также в свою пользу деньги с архиерейской вотчины Грайворон и увеличил сумму сбора с 444 до 1000 р. Устроив винный завод в с. Ломово Корочанского у. Курской губ., продавал вино через шинки в вотчинах архиерейского дома. При самом архиерейском доме Антоний содержал «волохов», кормившихся за счет поборов с духовенства. Обнаружилось наконец, что сам Антоний неоднократно публично курил трубку, «убирался в турецкое и греческое платье и шаровары», в таком виде ездил верхом, устраивал со своей свитой «конские ристания», содержал при архиерейском доме подозрительную «женку» и т. д. Расследование по делу о провинностях Антония тянулось вплоть до 1748 г. и было прекращено лишь в связи с его кончиной.

Митр. Антоний скончался 1 января 1748 года в Белгороде. Погребение состоялось 11 февраля 1748 г. в Троицком соборе Белгорода. Свт. Иоасаф (Горленко), преемник Антония, в своем донесении в Святейший Синод сообщал, что застал архиерейскую ризницу в крайней скудости и ветхости, между тем среди имущества Антония было обнаружено 2 тыс. иностранных червонцев, 580 р. и 338 драгоценных камней.

Сохранилось изображение митр. Антония (в рост, в полном архиерейском облачении) на гравюре 1830-х годов [1] с прп. Антонием Великим, свт. Александром I, архиеп. Константинопольским, и избранными святыми, с двумя аллегорическими сюжетами и хвалебными виршами.

Литература

  • РГИА. Ф. 796 (Канцелярия Синода). ОДДС. Т. 16. СПб., 1906. № 54; Т. 19. СПб., 1913. № 96; Т. 26. СПб., 1907. № 230, 342; Т. 28. Пг., 1916, № 9;
  • Здравомыслов. Словарь иерархов.
  • РБС. Т. 2;
  • Лебедев А. С. Белгородские архиереи и среда их архипастырской деятельности. Х., 1902. С. 63-78.

Использованные материалы

  • А. И. Алексеев. "Антоний (Черновский)" // Православная энциклопедия, т. 2, с. 652-653
  • Михаил Чучко. "Жизнь и деятельность митрополита Антония (Путняну-Черновского;+ 1748) в северных волостях земли молдавской и в провинции Буковина" (материал использован частично)



[1]  Ровинский. Т. 1. Стб. 335-337

Редакция текста от: 14.07.2019 13:29:03

"АНТОНИЙ (ЧЕРНОВСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google