Преподобномученик Димитрий Самаринский |
Память 17 августа или 18 августа (Греч.)
Родился в конце XVIII века в Самарине (Σαμαρίνα), в Эпире.
Принял монашеский постриг в монастыре, расположенном в горном массиве Пинд.
После подавления Али-пашой греческого восстания 1808 г., возглавляемого свящ. Евфимием Влахавасом (Ευθύμιος Βλαχάβας), Димитрий покинул монастырь и отправился в Фессалию, чтобы словами из Евангелия утешить в скорбях и утвердить в вере живущих там христиан.
Турки оклеветали Димитрия, схватили и привели в г. Янину к Али-паше. Димитрий заявил, что целью его проповеди было укрепление христианской веры и призыв к непротивлению законным властям. Правитель, не найдя в словах Димитрия доказательств того, что епископы близлежащих митрополий принимали участие в организации восстания после казни Евфимия Влахаваса, приказал заключить Димитрия в тюрьму и подвергнуть пыткам. Палачи вонзали иглы под ногти святого и прокалывали его руки тростниковыми остриями. За отказ Димитрия снять с груди образ Пресвятой Богородицы разгневанный паша приказал сковать его голову железной цепью и стягивать ее, выпытывая у мученика, кто был соучастником восстания. Он ничего не отвечал, а непрестанно призывал Имя Божие, пока цепь не разорвалась. Мученик не столько страдал от боли, сколько от хулы турок на Спасителя и Его Пресвятую Матерь. Св. Димитрия бросили в темницу. На следующий день его подвесили вниз головой над огнем. Затем палачи бросили мученика на землю, положили ему на грудь доску и прыгали на ней. Некий мусульманин из Кастории, видя мужество Димитрия, уверовал во Христа и крестился. Он был схвачен пашой и принял мученическую кончину. Придя в ярость из-за непреклонности Димитрия, правитель приказал замуровать его в стене, оставив снаружи голову, и давать ему пищу для продления страданий. Через 10 дней преподобномученик Димитрий скончался.
Э. Пуквиль, французский консул в Янине, свидетельствует, что многие чудеса происходили по молитве к Димитрию, и в скором времени он был прославлен как святой.
Житие преподобномученика Димитрия, написанное мон. Герасимом Микраяннанитом, впервые было издано в «Великом Синаксаристе», составленном кафигуменом В. Матфеу.
Литература
- Ματθαίου. ΜΣ. T. 8. Σ. 274-277.
- Pouqueville E. Histoire de la Régénération de la Grèce. P., 1824. T. 10. P. 295-297;
- Χρυσόστομος (Παπαδόπουλος). Νεομάρτυρες. Σ. 67-68;
- Οἰκονόμου Γ. Εἴκοσι πέντε ἅϒιοι τῆς ᾿Ηπείρου // ᾿Ηπειρωτικά. ᾿Αθῆναι, 1938. Σ. 178-179;
- Σάθα Κ. Τουρκοκρατουμένη. ᾿Αθῆναι, 1962. Σ. 594;
- Μικρὸν Εὐχολόϒιον. Σ. 451, 461;
- ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 1070;
- Περαντώνης. Λεξικόν. Τ. 1. Σ. 166-169.
Использованные материалы
- Православная энциклопедия, т. 15, с. 55
- Сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный Месяцеслов) (греч.)