Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ГОРНАЛЬСКИЙ НИКОЛО-БЕЛОГОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Горнальский Николо-Белогорский монастырь
Горнальский Николо-Белогорский монастырь
Горнальский Николо-Белогорский мужской монастырь Курской епархии

Первые монахи - Феодосий, Лаврентий, Кесарий, Памва и старец Никодим в 1664 году переселились из разоренного татарами Острогожского Дивногорского монастыря на пустынное место в 4 верстах от города Мирополье. Временем основания обители считается 1671 год. Вскоре обитель в качестве царских дарений получила земли, мельницу на реке Псел под селом Великие Рыбицы, а также “в церковь Николая чудотворца книги, ризы, сосуды и всякую церковную утварь”. Из Острогожской обители монахи принесли с собой икону Николая Чудотворца, во имя которого в 1688 году и была построена небольшая деревянная церковь.

Первым настоятелем обители стал иеромонах Феодосий. Пустынь жила продажей извести. На вырученные деньги воздвигла деревянный храм в честь Преображения Господня, за свою большую величину названный собором. Сохранилось описание этого храма: "...пол каменный из разноцветных плит, иконостас прочной и красивой архитектуры с неглубокой резьбой. В западном притворе иконы ярких и свежих красок. Другой иконостас греческого письма. Главная достопримечательность — икона Богоматери Пряжевская, писанная на полотне и поновленная уже после закрытия монастыря в 1792 году с сохранением в неприкосновенности ликов Богоматери и Младенца тонкой и чистой живописи".

В 1733 году монастырь пришел в ветхость: колокольня упала, в Преображенском храме стало опасно служить. Деревянные строения решили разобрать, а из остатков построить часовню на монастырском кладбище, в ней разместить и старые иконостасы. При игумене Паисии возвели каменный храм во имя Преображения Господня, а так же колокольню и монастырскую стену.

В 1770 году монастырю принадлежало 80 крестьянских дворов, две мельницы. Самый большой доход пустынь получала от известкового и кирпичного заводов, фруктовых садов, бахчи, а также от продажи меда и воска. В Николин день в монастыре проходила ярмарка.

Экономическая самостоятельность уберегла монастырь от закрытия, не раз предпринимаемого властями. Но в 1788 году монастырь, тем не менее, был закрыт и превращен в приход. От него остался лишь Преображенский храм. Новую церковь святителя Николая, кельи и другие строения разобрали на кирпич.

Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь
Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь
По преданию, после закрытия обители в Преображенском храме стали возгораться свечи перед иконами. Подобное повторялось до тех пор, пока не была обретена в 1792 году Пряжевская икона Божией Матери. После молитв перед этим чудотворным образом Богородицы исцелился суджанский купец Косма Купреев. Он решил в благодарность Богу восстановить обитель на свои средства. Высочайшим повелением 24 августа 1863 года было разрешено восстановить монастырь как пустынь и Косьма с сыновьями стал одним из первых насельников восстановленной обители.

При игумене Несторе в обители заложили каменный храм во имя свт. Николая чудотворца, а через четыре года освятили домовой храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Третья соборная церковь во имя Преображения Господня заложена в 1888 году.

В 1878 году монастырь посетил великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский. Есть даже мнение, что в «Братьях Карамазовых» изображена именно эта обитель, а не Оптина пустынь, как принято полагать. В поддержку этой версии историки приводят тот факт, что на момент написания своего романа Достоевский как раз гостил в имении сестры, которое располагалось в окрестностях Горнальского монастыря.

В 1905 году в монастыре жили 85 монахов и несколько десятков послушников.

В 1922 году монастырь был закрыт властями, но монахи продолжали там жить, прячась в меловых пещерах и сохраняя чудотворную Пряжевскую икону Божией Матери. В 1937 году монастырь окончательно закрыли, а монахи были изгнаны, многих из них власть отправила в ссылку. В обители разместили колонию для малолетних преступников, а позже – школу-интернат для детей-сирот.

Митрополит Курский Ювеналий (Тарасов) не раз ставил вопрос о передаче Церкви комплекса зданий монастыря. Первое богослужение в возвращенной обители владыка Ювеналий совершил в день памяти святителя Николая 19 декабря 2001 года.

Начались работы по восстановлению обители. Была отремонтирована крыша на храмовом комплексе и двух примыкающих к нему крыльях (храм похож на парящую птицу). Закончены работы по обустройству братских и настоятельских келий, заново перекрыта крыша на братском корпусе, на святых вратах, на административном корпусе. В Никольском храме был заменен пол в алтаре. Полностью пришлось перебрать балки, потому что раньше там была устроена сцена, так как храм служил клубом. Установлен дубовый иконостас. В 2008 году завершена роспись храма. В братском корпусе восстановлены рухнувшие десять лет назад и межэтажные перекрытия, смонтировано отопление, проложены коммуникационные сети. Закончены штукатурные работы в помещениях цокольного этажа, в которых размещена монастырская трапеза.

На 2012 год братия монастыря состоит из восьми монахов, есть послушники и трудники.

Ежегодно из стен Горнальского монастыря совершается крестный ход с Пряжевской иконой Богородицы, шествие которого направляется в украинский город Мирополье. Это единственный крестный ход, совершаемый за государственную границу России.

Святыни

Настоятели, наместники

Литература

  • Русские монастыри и храмы. Историческая энциклопедия. / Составитель и ответственный редактор О. А. Платонов. - М: Институт русской цивилизации, 2010, с. 60:
  • Сотникова Анна Горналь: «терра инкогнито» под Курском. - 15.10.2008, 00.00 ИА KURSKCiTY:

Использованные материалы

  • История монастыря на официальном сайте
  • Терлецкий П. Краткие исторические очерки о Белогорском Николаевском монастыре Суджанского уезда Курской губернии // Курские епархиальные ведомости. 1892. № 30 (18-25 июля), с. 438-450 (материал использован частично)
  • Танков А. Историческая заметка о монастырях Курской епархии. 5 Миропольский Николаевский м[онастырь] // Курские ЕВ. 1897. №13 (22-29 марта), с. 248-249 (материал использован частично)
  • Андриевский И. Историческое описание Николаевской Белогорской пустыни // Курские ЕВ. 1897. №42 (11-18 октября), с. 826-830; №43 (18-25 октября), с. 863-868; №44 (25 октября -1 ноября), с. 884-890; №45 (1-8 ноября), с. 904-909; №46 (8-15 ноября), с. 919-924 (материал использован частично)



[1]  Определение Св. Синода от 17 - 28 января 1901 года, за №136 // Церковные ведомости. 1901. №5 (3 февраля), с. 32.

[2]  Определение Св. Синода от 15 - 30 марта 1901 года, за №1096 // Церковные ведомости. 1901. №16 (21 апреля), с. 96; Определение Св. Синода от 15 февраля - 7 марта 1907 года за № 1074 // Церковные ведомости. 1907. №12 (24 марта), с. 74.

[3]  Определение Св. Синода от 21 июня - 14 июля 1907 года за № 3925 // Церковные ведомости. 1907. №30 (28 июля), с. 291; Современное положение духовенства и монастырей // Церковные ведомости. 1918. № 2 (20 января), с. 102-103.

[4]  Биография настоятеля на официальном сайте монастыря: http://gornal.prihod.ru/biografija_nastojatelja

Редакция текста от: 22.05.2022 14:58:52

"ГОРНАЛЬСКИЙ НИКОЛО-БЕЛОГОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google