Аммоний Долгий, Длинный, Безухий (2-я пол. IV - ок. 403), монах, преподобный
Один из египетских братьев-отшельников, прозванных за высокий рост Долгими, или Длинными (греч. οἱ Μακροί). Четыре брата (Аммоний, Евсевий, Диоскор и Евфимий) и две сестры удалились в Нитрийскую пустыню, где стали вести монашеский образ жизни. В "Лавсаике" Палладия Еленопольского об Аммонии Долгом, ученике аввы Памвы, сообщается, что он "достиг высот боголюбия" и не только знал наизусть Священное Писание, но и тщательно изучил творения Оригена, Дидима Слепца, Пиерия и папы Стефана I.
Преподобный Аммоний прославился духовной мудростью в руководстве братией, даром пророчества и строгой аскетической жизнью: с юности трапезу его, не считая хлеба, составляли лишь сырые овощи. Аскет Евагрий Понтийский говорил, что не видел человека, настолько избавившегося от страстей, как Аммоний. Слава о нём распространилась по всему Египту, и жители одного города просили патриарха Александрийского Тимофея I рукоположить Аммония епископом в их город, но отшельник отказался покидать пустыню. Поскольку посланцы патриарха настаивали, преподобный сперва пытался бежать, а когда его догнали, собственноручно отрезал себе ухо, сказав, что теперь как увечный не может стать епископом (тогда преподобный и получил прозвище Безухий - ὁ Παρώτης). Патриарх Тимофей, узнав о происшедшем, возразил, что христианину отрезанное ухо не мешает стать епископом, и добавил: "Приведите хоть безносого, но достойного, я и его рукоположу". Тогда Аммоний поклялся, что если его не оставят в покое, то он отрежет себе язык.
Патриарх Феофил против воли поставил брата Аммония Диоскора епископом Ермопольским, а двух других "Долгих братьев", Евсевия и Евфимия, сделал клириками и поручил им хозяйственные дела Александрийской Церкви. Однако впоследствии, согласно Сократу Схоластику, они покинули патриарха, не стерпев его корыстолюбия. Конфликт вскоре принял богословскую окраску: патриарх Феофил, в пасхальном послании 399 г. обличавший тех, кто представлял Бога в человеческом облике, теперь обвинил братьев в оригенизме за учение о бестелесной природе Бога и возбудил против них монахов-антропоморфитов. "Долгим братьям" пришлось бежать в Палестину, откуда они вместе с пресвитером Исидором, также отлучённым Феофилом, отправились в Константинополь и представили дело на суд патриарха Иоанна Златоуста (398-404). Святитель Иоанн, хотя и не принял братьев в общение, однако предоставил им убежище и написал патриарху Феофилу, что их мнения вполне православны; в ответ он был обвинён во вмешательстве в дела чужой кафедры. Впрочем, подобная трактовка событий церковным историком Сократом, симпатизировавшим оригенистам и плохо знавшим реалии монашеского Египта, далеко не бесспорна.
Незадолго до Собора "при Дубе" (403), где был осуждён патриарх Иоанн Златоуст, преподобный Аммоний скончался и был похоронен в мартирии святых апостолов в Руфинианах, пригороде Константинополя, предсказав перед смертью великое гонение и церковный раскол. Гонитель Аммония патриарх Феофил горько оплакивал его кончину, с высочайшей похвалой отзываясь о монашеских добродетелях подвижника. На могиле преподобного стали совершаться исцеления. Возможно, память Аммонию, приводимая в синаксарях на 10 января, относится к этому подвижнику.
Память святому переведена на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В XVI в. внесена под 10 января в Великие Минеи Четьи [2].
Литература
- Palladius. Hist. Laus. X 1. 6; XI (рус. пер.: Палладий. Лавсаик. С. 26-29);
- Rufinus. Hist. mon. 23 (рус. пер.: Руфин. Жизнь отцев. С. 93-94);
- idem. Dialogus de vita S. Ioannis Chrysostomi // PG. 47. Col. 5-82;
- Созомен. Церк. ист. VI 30; VIII 15. 17;
- Сократ. Церк. ист. VI 7. 9.
- Болотов. Лекции. Т. 4. С. 160-162.
Использованные материалы
- Грацианский М. В. "Аммоний Долгий" // Православная энциклопедия, т. 2, с. 174
[1] "Память преподобного Аммония, подвижника Нитрийского" / Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. III. - 151.
[2] Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 389