Прот. Павел Баталин, фото с сайта zarubezhje.narod.ru |
Родился 21 января 1894 года в семье Михаила Ивановича и Надежны Николаевны Баталиных в селе Римки Дуниловичского (Поставского) района Полоцкой области.
В 1914 году окончил полный курс Литовской духовной семинарии в городе Вильно со званием студента, заняв второе место в разрядном списке. В этом же году он женился на девице Ольге Петровне, исходившей из семьи священника.
Рукоположение во священника принял в городе Вильно, последним из ставленников Литовской епархии от архиепископа Тихона (Белавина). Местом служения отца Павла было определено местечко Городок (ныне Молодечненский район Минской области), где служил до 1944 года.
В 1917 году был избран благочинным Радошковичского благочиния, и было ему в то время всего лишь 23 года.
В межвоенный период оказался на территории Польши, в связи с изменением границ.
Во время войны с фашистами принимал активное участие в изгнании захватчиков. Вот что свидетельствует Понявин Григорий Михайлович, бывший с января 1943 года по февраль 1944 года начальником Штаба партизанской бригады имени В.П. Чкалова:
Когда немцы прознали, что священник помогает партизанам, отец Павел, матушка Ольга, Юра и Галя (Женя к этому времени умер) ушли в лес к партизанам и были там до прихода Красной Армии.
С 1944 года отец Павел служил в Радошковичах в Ильинском храме и продолжая возглавлять Радошковичское благочиние, а также входил в состав Молодечненской комиссии по расследованию фашистских злодеяний во время Великой Отечественной войны. Его любили все: и собратья священники, и прихожане, и даже власть придержащие относились к нему с уважением. И это не только из-за партизанских заслуг, а больше из-за спокойного, миролюбивого и мудрого состояния человека-христианина, всю свою жизнь посвятившего служению Богу и ближнему.
Очень трудно семье Баталиных было в послевоенные годы. Кругом была разруха, государство требовало сдачи мяса, яиц, были большие денежные налоги. Чтобы рассчитаться с государством, приходилось держать скотину и сплачивать налоги, но всё равно без помощи прихожан не удалось бы рассчитаться. Люди уважали отца Павла и помогали кто чем мог.
В 1960-е годы началось новое гонение на Церковь. Храмы и часовни закрывались и разобирались на дрова или на строительство других сельских объектов. Имущество, которое не успевали спрятать, сжигалось. В это время из закрытой Дубровской церкви перевезли иконостас, колокола и много икон, от чего умножилось благолепие Радошковичского храма. Запрещено было появляться на улице в духовной одежде, не разрешалось совершать крестный ход. На праздники было запрещено созывать духовенство. Отец Павел не имел права начать службу, если в храме были дети. Иногда удавалось причастить детей, а когда стояли доносчики, то приходилось уводить детей без благословения. Перед входом в храм на Пасху и другие праздники стояли дежурные учителя и не пропускали детей к Богу.
Все эти невзгоды сказались на здоровье отца Павла, а кроме душевных переживаний добавились и болезни телесные, особенно после того, как его сильно избили бандиты, ворвавшиеся к нему в дом с требованием денег. После этих побоев отец Павел долго не мог служить.
Был удостоен многих высоких наград, в том числе права ношения второго креста с украшениями.
Отец Павел очень любил детей, всегда носил в кармане для них конфеты.
Скончался 16 июля 1973 года. Похоронен на старом радошковичском кладбище в одной ограде с матушкой и сыном Георгием.
Использованные материалы
- Иерей Фома Шаплыко "Радошковичи православные"
- Страница сайта "Религиозные деятели русского зарубежья" (взята только фотография)