Прот. Димитриан Попов |
Родился 23 июня 1827 года в многодетной семье диакона Покровской церкви. Рос в среде коренных жителей Якутии, с ранних лет освоил якутский язык, познал нравы и обычаи местного населения. После смерти отца, в девять лет, Димитриан был определён в Якутское духовное училище.
Единственное, что ему досталось в наследство от предков, был рукописный «Словарь якутских слов», с которым были связаны воспоминания о доме и рано ушедшем из жизни отце. Научившись писать, он стал вписывать в свой «Словарь» всё новые, неизвестные ему ранее якутские слова и словосочетания и давать им подробное объяснение. Это увлечение стало делом всей его жизни.
По окончании училища и Иркутской духовной семинарии в 1846 году он становится учителем греческого языка, русской и славянской грамматики, катехизиса и церковного устава.
26 марта 1849 году назначен инспектором училищ.
Затем был рукоположен в сан священника и назначен настоятелем Преображенской церкви, построенной в 1849 года в селе Ытык-Кюель обширного Ботурусского улуса, где компактно проживало коренное население, равно неведавшее как русского языка, так и православного христианского учения. В этой церкви он прослужил 45 лет и 6 месяцев.
В своём приходе молодой священник открыл первую в улусе частную бесплатную школу, в которой стал учить наиболее одарённых якутских мальчиков, включив в свою школьную программу изучение якутского языка и его грамматики по своим рукописным учебникам и наглядным пособиям.
Ученики отца Димитриана, усвоив грамоту, стали писарями, домашними учителями, видными чиновниками; некоторые, продолжили своё образование в средних и высших учебных заведениях. «Они произвели на сородичей громадное впечатление, пошли толки об учении, о значении грамотности». В последующем школа Димитриана приобрела статус церковноприходской школы.
Для своей паствы о. Димитриан переводил на якутский язык молитвы, Псалтырь, главы Евангелия, проповеди, статьи, готовил нравоучительные беседы, перевёл Книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова и др.
По настоянию епископа Иннокентия (Вениаминова) Святейший Синод в 1855 году учредил Комитет по переводу священных книг на якутский язык. Отец Димитриан был включён в его состав. Об усердии членов Комитета и их поистине кропотливом труде мы можем судить по характеристике, оставленной членом корреспондентом Петербургской академии наук, писателем И. А. Гончаровым в его путевых очерках «Фрегат “Паллада”». С тех пор Д.Д.Попову пришлось не только самому переводить, но и редактировать другие переводы и труды научного этнографического содержания. Одновременно отец Димитриан не переставал работать над составлением толкового словаря якутского языка. В своих постоянных служебных поездках по отдалённым наслегам Ботурусского улуса он искал и находил редко употребляемые якутские слова и словосочетания, со слов сказочников и олонхосутов записывал народные сказки и олонхо, пословицы и поговорки, загадки, заклинания и т.д., изучал языческие верования якутов и писал о них.
Блестящее знание языка, глубокое изучение материальной и духовной культуры коренного народа, весь уклад его жизни и деятельности способствовали искреннему, свободному и доверительному общению отца Димитриана с простым народом, содействовали не только плодотворному переводческому труду, но и несомненному успеху его миссионерской деятельности.
В 1862 году назначен членом вновь учреждённого в Якутске Цензурного комитета.
10 мая 1870 года был избран членом Православного миссионерского общества.
27 июня 1874 года был возведён в сан протоиерея.
На протяжении многих лет нёс обязанности училищного депутата, члена и сотрудника Якутского духовного попечительства о бедных духовного звания.
В 1881 году в приход протоиерея Димитриана был назначен на поселение за революционную деятельность Эдуард Карлович Пекарский (1858-1934). Отец Димитриан сумел разглядеть в бывшем студенте ветеринарного института задатки исследователя и возможного продолжателя своего дела. Священник помог Эдуарду Пекарскому овладеть якутским языком и его грамматикой, освоиться в чужеродной якутской среде, сумел увлечь делом составления словаря и научил методике переводческого труда. Со временем о. Димитриан безвозмездно передал ученику свой полувековой труд по толковому словарю якутского языка, якутскому фольклору и до самой смерти помогал советами. Он в течение 13 лет письменно отвечал на многочисленные вопросы по ходу подготовки «Словаря» к печати и редактировал «Словарь» по просьбе секретаря статистического комитета А.И.Попова и Э.К.Пекарского, о чём говорят старые документы, статьи и письма, сохранившиеся в Национальном архиве РС (Я) и библиотеке.
Прот. Димитриан Попов скончался 29 апреля 1896 года.
В 2012 году в селе Ытык-Кюель (Таттинский район Якутии), где священник прослужил 45 лет, ему установлен памятник. Автором памятника стал его потомок Иван Попов. Епископ Якутский и Ленский Роман (Лукин) сообщил собравшимся на церемонии, что епархиальная комиссия по канонизации святых проводит работу по сбору информации о подвижническом служении выдающегося священника.
Награды
- благословение Святейшего Синода (16 апреля 1855, за преждевременные труды, принятые им до учреждения Комитета по переводу священных книг Священного Писания, на якутский язык)
- скуфья (12 марта 1857, во внимание к усердному служению при Ытык−Кёльской Преображенской церкви и за особенные труды, понесённые по переводу книг Священного Писания на якутский язык)
- набедренник (7 апреля 1857)
- орден святой Анны III (11 января 1858)
- фиолетовая бархатная камилавка (25 апреля 1864, за службу по духовному ведомству)
- благодарность архиерея (1868, за успехи обучающихся в церковноприходской школе инородческих детей)
- орден святой Анны II степени (18 апреля 1881)
- орден святого Владимира IV степени (14 мая 1896)
Использованные материалы
- Статья "Духовная жизнь Якутска" (автор и источники не указаны)