Говард, Джон (Ховард, Хауард, Howard) (1726-1790), реформатор тюремного дела, член секты индепендентов.
В 1755, во время его путешествия в Португалию, судно было захвачено французским капером; Говард, заключенный в тюрьму в Бресте, испытал все муки тюремной жизни того времени. По возвращении он в своем имении Кардиштон, близ Бедфорда, занялся религиозно-педагогической деятельностью среди поселян.
Говард был членом секты индепендентов, убежденной в греховности всего рода человеческого и трудности спасения. Человеческая воля, по мнению Говарда, склонна лишь к дурному, ее должно сломить, а не направлять; основа воспитания – безусловное подчинение. Эта строгость уживалась, однако, в Говарде с великой любвеобильностью.
К делу своей жизни Говард приступил в 1773, будучи назначен шерифом в Бедфорде. Заведуя по долгу службы тюрьмами, Говард увидал тесные и сырые помещения, где содержались, разъедаемые болезнями и развратом, совместно мужчины и женщины, осужденные и обвиняемые, несостоятельные должники наравне с преступниками. Заключенные сами содержали себя и страдали от вымогательства смотрителей.
Результатом представлений Говарда в 1774 был акт о немедленном освобождении всех, признанных свободными от суда по решению большого жюри, и об улучшении тюремного быта. Тщательно изучив тюремное дело в Англии и на континенте, он в 1777 издал свое знаменитое сочинение: «The state of prisons in England and Wales». Книга строго фактического характера, основанная на личных наблюдениях, произвела сильное впечатление.
Признавая карательное значение тюрьмы, Говард требовал, однако, уважения к правам узников и исправления их посредством труда, разумной дисциплины и религиозно-нравственного воспитания. Говард – сторонник одиночного заключения; особое внимание он обращает на гигиену тюрьмы; у него встречаются намеки даже на сокращение сроков судебного приговора.
Попытки применения идей Говарда (пенитенциарий глостерский) были мало успешны; удачнее были они в Америке. Издав свою книгу, Говард снова объездил всю Европу, обогащая свой труд новыми наблюдениями. Изданием 2-го приложения к «The state etc.» в 1784 закончился жизненный подвиг Говарда.
В 1781 Говард посетил Россию. В Петербурге он получил приглашение от Екатерины II, но отклонил его, заявив, что цель его прибытия – посещение тюрем, а не дворцов.
В то время Россия была единственной страной, отказавшейся от смертной казни. Говард недоверчиво относился к отмене ее Елизаветой Петровной и убедился, что наказание кнутом может ее вполне заменить. Говард интересовался и благотворительными учреждениями, особенно больницами.
В 1785 он посетил юг Европы и Малую Азию, где свирепствовала чума. Плодом этого было сочинение о больницах и карантинах.
В 1789 Говард вновь отправился в Россию для изучения смертности и болезненности в армии. По пути к театру военных действий он прибыл в Херсон, где вскоре вспыхнула тифозная эпидемия. Говард неутомимо помогал больным, заразился и умер 20 (31) января 1790. Могила Говарда в Херсоне, напротив городской больницы и тюрьмы.
Тщедушный, бесстрастный, воздерживавшийся от мяса (с 1770) и вина, глубоко религиозный, Говард, однако, не удалялся от мира, но боролся со злом, не отступая и перед употреблением открытой силы. В 1786 на почти безоружное судно, везшее Говарда, напал корсар; Говард принял командование и обратил в бегство пирата.
Литература
- Слиозберг, Г., 1891;
- Спасович, Соч., т. 8.
Источники
- Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.