Прав. отрок-схимонах Боголеп Черноярский. Икона (живописец Андрей Р., 1808 г. Реставрация 2018 г.). Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник |
Память 24 июля
В миру Ушаков Борис Яковлевич, родился 2 мая 1647 года, в семье московского "боярина" Якова Лукича Ушакова и Екатерины Васильевой, в 1651 г. Ушаков был послан на воеводство в г. Чёрный Яр.
Борис с раннего детства отличался набожностью: еще младенцем соблюдал посты в среду и пятницу, во время благовеста «плачем и слезами давал знать, чтоб его несли в церковь». Мальчик много болел: в возрасте 7 лет у него открылась на ноге язва, а вскоре после выздоровления на лице появилась болезнь, называемая «чечуй».
Увидев однажды странствующего инока, отрок стал просить о постриге, после чего, как сообщает житие, с родительского согласия он был пострижен и облечен в схиму с именем Боголеп. Через день новопостриженный инок излечился от «чечуя», но на следующий день заболел «огневицею» и скончался. Дата смерти Боголепа в разных списках жития варьируется: 1 августа 1654 [1] или 1659 г. [2]. Лебединский называл днем кончины святого 10 августа. В некоторых списках «Описания о российских святых» указаны также 1632 (ошибочно) и 1667 гг. [3]. В иконописных подлинниках описание образа Боголепа Черноярского помещено под 29 июля. Св. отрок был погребен с левой стороны деревянной церкви в честь Воскресения Господня, над его могилой впоследствии была устроена часовня.
Почитание
Почитание Боголепа Черноярского началось вскоре после его смерти. Заступничеству святого было приписано спасение Чёрного Яра от захвата его войском Степана Разина, от набегов кубанских татар в 1689 и 1711 гг., от мора в 1727 г., а также ряд исцелений жителей города.
Первый образ Боголепа Черноярского был написан, видимо, в 1695 г. Его создание связано с чудом исцеления священника-иконописца Иоанна из Астраханской церкви в честь Рождества Богородицы. Долгое время у о. Иоанна болели глаза. Однажды во сне ему явился Боголеп Черноярский, повелел написать свой образ, отправить его в Чёрный Яр и возложить на раку. Наутро полуслепой священник начал делать набросок иконы, недоумевая, как он сможет совершить эту работу, но постепенно стал чувствовать себя лучше. Выздоровев, о. Иоанн по небрежению работу не закончил и через год вновь заболел. После второго явления св. отрока он завершил написание иконы и, получив благословение архиеп. Савватия, отвез ее в Чёрный Яр. Жители города встретили образ крестным ходом и возложили его на раку Боголепа Черноярского.
Память Боголепа Черноярского указана под 24 июля в Кайдаловских святцах кон. XVII в. и в «Описании о российских святых» (списки кон. XVII-XVIII в.).
Прав. отрок-схимонах Боголеп Черноярский. Икона (живописец Андрей Р., 1808 г. Реставрация 2018 г.). Деталь. Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник |
Почитание Боголепа Черноярского не ослабевало, и, вероятно, во второй половине XVIII в. была совершена его местная канонизация. В 1736 г. на средства московского купца И. П. Красносёлова (Симонова) было начато строительство каменной Воскресенской церкви (освящена в 1750) вместо старой деревянной. Во время строительства (в 1741) часовню над могилой Боголепа Черноярского включили в придел нового храма, освященный во имя св. мч. Иоанна Воина. О почитании Боголепа Черноярского в XIX в. свидетельствуют ряд чудес, записанных в то время [4], и иконы с изображением Боголепа Черноярского, распространенные в Чёрном Яре и Астрахани. Видимо, не позднее первой половине XIX в. были составлены тропарь и кондак св. отроку, записанные на одной их астраханских икон того времени.
Берег Волги, на котором находилась Воскресенская церкви, подмывало, и к середине XIX в., когда состояние храма стало угрожающим, из него унесли все святыни. В 1848 г. благочинный Чёрного Яра свящ. Ефрем Зорин по распоряжению архиеп. Евгения (Баженова) безуспешно пытался обрести мощи Боголепа Черноярского. Часть храма, где находилась могила святого, весной 1849 г. обрушилась в Волгу. Жители Чёрного Яра рассказывали, что некий судовладелец, проплывавший ночью мимо города, видел 2 мужей в светлых одеждах, уходивших из города. Это было истолковано как свидетельство того, что Боголеп Черноярский решил покинуть Чёрный Яр.
Местная канонизация Боголепа Черноярского подтверждена включением его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, празднование которого было установлено во 2-ю Неделю по Пятидесятнице определением Поместного Собора Православной Российской Церкви от 26 августа 1918 г.
Известные списки жития и чудес Боголепа Черноярского датируются XIX в. [5]. Все списки не содержат разночтений в описании биографии Боголепа Черноярского, но число чудес в них разнится. Я. В. Лебединский приводит сведения о том, что в одном из известных ему списков жития имелось указание на автора - Савву Татаринова, который в 1731-1732 гг. написал житие по обету, данному Боголепу Черноярскому после своего освобождения из калм. плена.
На рубеже XX-XXI веков, со сложением соборного образа святых Астраханской земли, изображение святого Боголепа стало включаться в этот иконографический сюжет. К примеру, он представлен в сонме Астраханских святых на фреске в Астраханском Казанском храме и на иконе в Успенском соборе Астраханского кремля.
Астраханские святые. Икона XXI в. Верхний храм Успенского собора Астраханского кремля |
Молитвословия
Тропарь, глас 4:
От юности освящен бысть Господеви,/ преподобне отче Боголепе,/ мира сего красоту оставил еси, желая древнему отечеству наследовати,/ сохраняй град сей и люди,/ с верою притекающия к гробу твоему целебному,/ просяще помощи и заступления,/ да вси воспоим ти:/ Радуйся, отче Боголепе.
Кондак, глас 3:
Изволи Господеви от юности работати, отче Боголепе,/ Крест Христов на рамо взем и понесе,/ молися Пресвятей Троице/ о верою просящих в скорбех исцелений/ и в напастех свобождений,/ всей Российстей земли похвало и утверждение.
Литература
- Описание о российских святых. С. 256
- Филимонов. Иконописный подлинник. С. 65;
- Лебединский Я. В. Отрок схим. Боголеп Черноярский // Астраханские ЕВ. 1877. № 3. С. 11-15; № 4. С. 4-8; № 5. С. 5-11; № 6. С. 7-14; № 7. С. 7-11; № 8. С. 6-9; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 69;
- Праведный отрок схим. Боголеп // Рус. паломник. 1893. № 10. С. 145-147;
- Леонид (Кавелин). Предание в г. Чёрном Яре о схим. Боголепе // Астраханские ЕВ. 1899. № 8. С. 391-395;
- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 552;
- Голубинский. Канонизация святых. С. 318;
- Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 380;
- Марков А. С. Петр I и Астрахань. Астрахань, 1994;
- Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 64. № 73.
Использованные материалы
- А. А. Романова, игум. Андроник (Трубачёв). "Боголеп Черноярский". Православная энциклопедия, т. 5, с. 455-456
- Страница сайта "Акафист":
[1] НБУВ. ДА/707л
[2] НБУВ. 722л
[3] РГИА. Ф. 834. Оп. 2. № 1709
[4] в списке жития РГИА. Ф. 834. Оп. 2. № 1709 приводятся сведения более чем о 50 чудесах, совершившихся до 60-х гг. XIX в.
[5] Национальная б-ка Украины им. В. И. Вернадского (НБУВ). Собр. Церковно-археологического музея. ДА/722л. Раздел LXXXVII (из материалов для «Житий русских святых», собранных А. Н. Муравьёвым); ДА/706л (1876 г.) и ДА/707л (1824 г.); РГИА. Ф. 834. Оп. 2. № 1709 (перевод жития на рус. язык) и № 1710 (перевод на франц. язык)