Михр (Мгер), армянский языческий бог небесного света и солнца, а также огня, сын Арамазда.
Имя восходит к Митре.
Видимым проявлением Михра у армян считались Арег-акн — Око Арега — видимое солнце и Лусин-акн — Огонь-сестра. Михру соответствовал греческий Гефест. Армянский царь Тигран II Великий привез из Греции идол Гефеста и поставил рядом с Михром в Багайариче. Главные же храмы Арег-акна и Лусин-акна находились в Армавире, древнейшей армянской столице (на левом берегу Аракса, в Араратской долине). Их статуи, как свидетельствует Мовсес Хоренаци, были поставлены Вахаршаком. Храмы Михра находились также в Багаване, в Андзевацике и на востоке от Пахатской горы [1].
В древней Армении Михру были посвящены храм в Багааридже (древний Багайрач на территории современной Турции), жертвенник Мхери дур («дверь Мхера») в горах близ города Ван, а также, по-видимому, и храм в Гарни (I веке н.э.). Следы его почитания обнаруживаются: в древнеармянском календаре в названиях восьмого дня каждого месяца - михр, седьмого месяца (февраль) - мехекан; в армянской ономастике (включая топонимику) - более 150 наименований, производных от имени Михра.
Культ Михра был упразднён Тиридатом III, приказавшим разрушить до основания главный храм Михра в Багааридже, храмовые сокровища раздать нищим, а местность передать в церковную собственность.
Влияние культа Михра после распространения Христианства проявилось в армянских духовных песнях (шараканы), сложившихся в V-VIII веках В них Христос отождествляется с божеством света, его называют «свет», «творец света», «излияние света», «солнце правды», «мысленный свет», «солнечный свет», «источник света».
В эпосе
В трансформированном виде образ Мгера перешёл в эпос "Сасна црер" («Давид Сасунский»), где вместо единого Мгера выступают Мгер Старший (дед) и Мгер Младший (внук).
Мгер Старший, сын Санасара и Дехцун, дочери царя каджей, - исполин, наделённый богатырской силой. Подобно Митре, Мгер совершает ряд подвигов. Он вступает в бой с чудовищным львом, преградившим дорогу, по которой в Сасун доставляли хлеб; руками он раздирает льва на части (отсюда его прозвище «львораздиратель»), после этого жители Сасуна получили хлеб в изобилии. Мгер одолевает дэвов; убив чёрного быка (символ тьмы и преисподней) и лишив тем самым главного Белого дэва магической силы, Мгер одолевает его в битве.
Мгер Младший, сын Давида Сасунского и Хандут-хатун, проводит жизнь в странствиях, в постоянной борьбе с несправедливостью, со злыми силами. Он побеждает дэва Купа, старуху-людоедку, иноземные полчища, угрожавшие Сасуну; спасает город Джезиру от наводнения, сбросив утёс в протекавшую через него реку и тем самым разделив её на два рукава. Встретив возвращающегося в Сасун Давида, Мгер, не ведая, что это его отец, вступает с ним в единоборство и валит его наземь (вариант: отца и сына разнимает Габриел Хрештак). Опозоренный Давид проклинает сына: он обрекает его на бессмертие и бездетность. Мгер оказался не в силах истребить несправедливость в мире; его больше не держит земля: Мгер и его конь (Куркик Джалали) вязнут в земле. Мгер идёт за решением своей судьбы к могилам родителей. Он слышит их голоса, предлагающие ему удалиться в скалу и ждать изменения мира. Согласно варианту, путь к скале Мгеру указывает посланник богов - вещий ворон (аграв), поэтому скала получила название Агравакар («воронова скала»). От удара меча Мгера скала разверзлась и приняла его вместе с конём. Один раз или дважды в год (вариант: в каждую субботу) Мгер выходит из скалы и пробует, не окрепла ли земля. Убедившись, что по-прежнему она не выдерживает его тяжести, Мгер возвращается в скалу. Одному пастуху, увидевшему Мгера в приоткрывшейся скале, он сказал, что совсем оставит скалу, когда разрушится старый и будет создан справедливый мир, когда пшеничное зерно будет крупнее ореха, а ячменное - больше плода шиповника. Согласно отдельным версиям сказаний, в скале, в которой пребывает Мгер, горит вечная свеча (или лампада), вращается чархи-фалак («колесо судьбы»); когда колесо остановится, Мгер выйдет из скалы и разрушит несправедливый мир.
Существует вариант мифа, по которому Мгер Младший оказывается по воле верховного божества прикованным к скале и ворон клюёт его почки. Этот мотив возник, по-видимому, под влиянием представлений о богоборцах, об Артавазде, прикованном цепями в пещере, с которым древнеармянская мифология связывала спасение мира.
Использованные материалы
- Мифологический словарь. Главный редактор Е. М. Мелитинский. - М.: Советская энциклопедия, 1991. Стр. 371, ст. 'Михр'
[1] Агатангелос. История Армении. Прим. 23 http://hamov-hotov.narod.ru/history/agantelos5.html#_ftnref60