Венера (Venus), в римской языческой мифологии богиня садов, растительного плодородия, весны, а позднее - любви.
Первоначально, скорее всего, являлась персонификацией абстрактного понятия «милость богов» (venia).
С распространением предания об Энее, Венера, почитавшаяся в некоторых городах Италии как Фрутис, была отождествлена с матерью Энея Афродитой, став не только богиней любви и красоты, но и прародительницей потомков Энея и покровительницей римлян.
Официальный культ Венеры был учрежден в Риме в 295 году до н.э. В календы посвященного Венере месяца апреля проходили специальные празднества - Венералии.
Большое влияние на распространение культа богини в Риме оказал знаменитый сицилийский храм Венеры на горе Эрикс, откуда было заимствовано почитание этой богини как Венеры Эректинии (Венеры Эрицинской).
Особую популярность Венера приобрела в I веке до н. э., когда её покровительством пользовались: Сулла, считавший, что она приносит ему счастье (культ Venus Felix), и сам принявший прозвище Эпафродит; Гней Помпей, посвятивший ей храм как Победительнице (Venus Victrix); и особенно Юлий Цезарь, считавший её прародительницей рода Юлиев и всего римского народа (Venus Genetrix) и в 46 год до н.э. также построивший храм в ее честь.
Последний большой храм в честь Венеры был построен в Риме императором Адрианом в 135 году.
Другие эпитеты Венеры: "милостивая", "очищающая", "конная", "лысая" (по преданию, в память о самоотверженности римлянок, отдавших во время войны с галлами волосы для изготовления канатов).
У античных писателей Венера - прежде всего богиня любовной страсти, мать Амура. Имя её употреблялось как синоним плодов (например, у драматурга III века Невия).
С распространением восточных культов, Венера стала отождествляться с почитавшимися на Востоке богинями - Исидой и Астартой.
Использованные материалы
- Мифологический словарь. Главный редактор Е. М. Мелитинский. - М.: Советская энциклопедия, 1991. Стр. 121, ст. "Венера"
- Православная энциклопедия, Т. 7, С. 593