Архим. Леонид (Сенцов) |
В миру Михаил Иванович Сенцов [1], родился в 1868 году [2] в Рязани в купеческой семье. В Рязани же он окончил светское среднее образование, а затем поступил в Московское высшее техническое училище, по окончании которого поступил в Московскую духовную академию.
Во время прохождения курса в академии пострижен в монашество с наречением имени Леонид, затем вскоре рукоположен во иеродиакона и иеромонаха.
По окончании академии в 1902 году был назначен смотрителем Заиконоспасского духовного училища в Москве.
Архимандрит Леонид (Сенцов) |
4 июня того же года архимандрит Леонид прибыл в Иерусалим.
При нем в 1907 году было начато строительство храма в честь святых праотцев на русском участке в Хевроне, в 1908 году приобретен участок на горе Кармил в Хайфе, где в 1913 году была освящена церковь в честь святого пророка Илии. В 1908 году архимандритом Леонидом был приобретен большой участок земли на побережье Галилейского моря с источником святой Марии Магдалины. Кроме этого, приобретались участки в Кане Галилейской, Назарете и других уголках Святой Земли. В 1910 году в Горненском монастыре началось сооружение собора, которое было прервано Первой мировой войной. Будучи архитектором по образованию, отец Леонид сам проектировал постройки, что вызывало нарекания Петербургских властей.
При архимандрите Леониде на русских участках продолжались археологические исследования. В Бет-Захарии, расположенном между Иерусалимом и Хевроном, были обнаружены развалины крупного христианского монастыря IV-V веков и раннехристианские катакомбы, в которых во время гонений собирались верующие для совместной молитвы. В русском участке в евангельской Тивериаде был обнаружены остатки городской набережной с колоннами, датируемые римским периодом.
В декабре 1914 года турецкие власти в Палестине распорядились всему русскому мужскому населению покинуть Святую Землю и выехать в Александрию. Начальник Миссии архимандрит Леонид (Сенцов), весь состав Миссии и старшие сестры обителей были высланы из Палестины. Храмы были закрыты, а помещения Миссии, монастыри и паломнические приюты были заняты турецкими войсками.
В 1917 году отозван в Россию на Всероссийский поместный Собор, где он принимает участие в обсуждении многих вопросов миссионерского характера, и в особенности, тем, связанных с Русской духовной миссии в Иерусалиме.
Осенью 1918 года он заболел и 10 ноября того же года - скончался.
Использованные материалы
- Архимандрит Никодим (Ротов). "История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме". Глава IV. Русская Духовная Миссия от смерти отца Антонина до войны 1914 года
- Архимандрит Тихон (Зайцев), игумен Феофан (Лукьянов). Краткая история и деятельность Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Журнал «Православный паломник» № 5(36), 2007 г.
- Потапов В. С., прот., "Русская Православная Церковь за границей и судьбы Русской Палестины: 1921-1948 гг.," конференция представителей Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви История Русской Православной Церкви в XX веке, Москва, 16 ноября 2002:
- Павел Платонов. "К 100-летию основания Елеонского женского монастыря в Иерусалиме"
[1] В.И. Протопопов. "Прежде и теперь. Из быта русских паломников в Палестине". Казань 1913 г. - http://ricolor.org/russia/ippo/palomnishestvo/3_03_09/