Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЕВПРАКСИЯ ТАВЕННИСИЙСКАЯ, МЛАДШАЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прп. Евпраксия Тавеннисийская, младшая
Прп. Евпраксия Тавеннисийская, младшая
Евпракси́я Тавеннисийская, Тавенская, младшая (+ 413), преподобная

Память 25 июля

Дочь константинопольского вельможи Антигона, родственника святого благоверного царя Феодосия Великого (379-395). Антигон занимал должность сенатора (по лат. версии жития, наместника Ликии).

Антигон и его супруга Евпраксия были благочестивы и раздавали неимущим щедрую милостыню. У них родилась дочь, которую назвали также Евпраксией. Рано овдовев, Евпраксия старшая, обратилась к императору и его жене с просьбой удочерить осиротевшую Евпраксию. Когда девочке исполнилось пять лет, Феодосий обручил ее с сыном богатого вельможи. Однако вскоре Евпраксия старшая вместе с дочерью покинула Константинополь и направилась в Египет, в район Нижней Фиваиды, где у нее были обширные владения.

Во время паломничества с матерью по окрестным монастырям Евпраксия, которой не исполнилось и семи лет, пожелала остаться в одном из них, расположенном недалеко от Фив. Несмотря на то что мать и игумения монастыря Феодула противились такому решению из-за малолетства девочки, она настояла на своем. Вскоре Евпраксия умерла, и ее владения перешли к дочери, однако та, уже привыкнув к строгости, отказалась от наследства и повелела раздать все богатства нищим. Через некоторое время после кончины матери Евпраксия получила из столицы письмо, в котором ей напоминали об обручении с сыном сенатора (в византийских синаксарях семейства В (по классификации И. Делеэ) говорится, что жених Евпраксии умер еще до того, как она приняла постриг). В ответ Евпраксия написала, что уже вступила в число невест Христовых и не желает покидать монастырь.

Святая Евпраксия, приходя в возраст, все более усиливала свои подвиги. Вначале она вкушала пищу один раз в день, потом через два - три дня и более и, наконец, раз в неделю. Пост она соединяла с выполнением всех монастырских послушаний: смиренно трудилась в поварне, мыла посуду, подметала помещения и служила сестрам с усердием и любовью. Сестры любили смиренную святую Евпраксию. Но одна из них завидовала ей и все ее подвиги объясняла желанием прославиться. Сестра стала досаждать ей и укорять, но святая дева не противоречила ей, а смиренно просила прощения.

Много бед причинял святой и враг рода человеческого. Однажды она, доставая воду, упала в колодец, откуда ее вытащили сестры; в другой раз святая Евпраксия рубила дрова для поварни и рассекла себе ногу топором. Когда она несла охапку дров вверх по лестнице, то наступила на край своей одежды, упала и острая лучина вонзилась ей около глаза. Все эти напасти святая Евпраксия переносила с терпением, и когда ее просили дать себе немного отдыха, то не соглашалась. За подвиги Господь удостоил святую Евпраксию дара чудотворения: по ее молитве исцелился глухонемой и расслабленный ребенок, освободилась от недуга бесновавшаяся женщина. В монастырь стали приносить больных для исцеления. Святая дева еще более смирялась, считая себя последней из всех сестер. Перед кончиной святой Евпраксии игумении было видение. Святая дева была приведена в светлый чертог и покланялась сидящему на Престоле Царю, окруженному святыми Ангелами, а Пречистая Дева показала святой Евпраксии светлую обитель и сказала ей, что она приготовлена для нее и что она через 10 дней войдет в эту обитель.

Игумения и сестры горько плакали, не желая расставаться со святой Евпраксией. Сама же святая, узнав о видении, плакала о том, что она не готова для перехода в вечность, и просила игумению умолить Господа оставить ей жизнь хотя бы на один год для покаяния. Игумения утешала святую Евпраксию и говорила, что Господь удостоит ее Своей великой милости. Внезапно святая Евпраксия почувствовала себя плохо и, разболевшись, вскоре мирно скончалась в возрасте тридцати лет (+ 413) [1]. На могиле подвижницы совершалось множество чудес: одержимые избавлялись от бесов, больные исцелялись.

Житие на греческом языке [2], написанное, вероятно, современником св. Евпраксии, было опубликовано болландистами в кон. XVII в. [3]. Существует по крайней мере еще два анонимных греческих жития прп. Евпраксии [4]: сокращенное в Императорском Минологии («Царской Минее») 1034-1041 гг., изданном В. В. Латышевым в нач. XX в. [5], и более полное неопубликованное, в котором подробно рассказывается о семье Евпраксии и ее жизни в монастыре. Кроме того, рукопись XIV в. [6], описанная Ф. Алькеном [7], содержит сказание о Евпраксии, которое представляет собой расширенную переработку первого и второго житий. На латинском языке также сохранилось несколько житий преподобной [8], одно из которых было издано Г. Росвейде в сб. «Vitae Patrum» в 1615 г. [9]. Коптская версия жития сохранилась фрагментарно [10].

В период иконоборческих споров житие прп. Евпраксии активно использовалось полемистами. Эпизод, в котором Е. припадает к образу Христа, встречается у прп. Иоанна Дамаскина [11] и в неопубликованном флорилегии М [12], восходящем к оригиналу сер. VIII в. [13]. Прп. Иосиф Песнописец (+ 886) написал канон прп. Евпраксии и св. Олимпиаде, поминаемой в тот же день. Визант. историк XII в. Иоанн Зонара составил Похвальное слово св. Евпраксии, сохранившееся в ряде афонских рукописей [14].

Греческая Церковь отмечает день памяти прп. Евпраксии 25 июля, хотя в ряде рукописей Синаксаря Константинопольской церкви (кон. X в.) он обозначен под 24 июля.

В монофизитских календарях память преподобной находится под разными числами: в Арабо-яковитском Александрийском Синаксаре (XIII-XIV вв.) 26 числа месяца бармахат (22 марта); в двух Сирийских минологиях XIII и XVI вв., изданных Ф. Но, - 25 июля; в сир. мартирологе Раббана Слиба (кон. XIII - нач. XIV в.) - 29 июля вместе со св. Иларией; в Эфиопском стишном синаксаре (XV в.) - 26 июля.

В лат. мартирологах (Узуарда, Цезаря Барония и др.) св. Евпраксия чаще всего упоминается под 13 марта, ее имя передано как Евфрасия (лат. Eufrasia). Такая форма имени, равно как и др. день памяти, появилась из-за ошибочного отождествления прп. Евпраксии с мц. Евфрасией Никомидийской в Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.).

В календаре Русской Православной Церкви Евпраксия именуется Тавенской (Тавеннисской) по названию местности Тавенниси в Египте, где находилось множество мужских и женских монастырей, однако в житии святой нет указаний, что она подвизалась именно в этом месте.

Греческая служба преподобной Евпраксии была составлена во второй половине XIX века игуменией монастыря во имя прп. Евпраксии на острове Докос (один из Саронических островов, к западу от острова Идра) и впервые издана в Афинах в 1874 г.

Литература

  • BHG, N 631-631m; BHL, N 2718-2721;
  • MartRom. P. 96; ActaSS. Mart. T. 2. P. 727-735;
  • SynCP. Col. 840-841;
  • Vita St. Euphrasiae virginis // PL. 73. Col. 623-642C [лат. версия Жития];
  • PG. 117. Col. 557-558 [Минологий имп. Василия II];
  • Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba // AnBoll. 1908. T. 27. P. 129-201 (особ. 189);
  • ЖСв. Ил. С. 571-597;
  • Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques / Éd. F. Nau. P., 1912. Turnhout, 1974r. P. 82, 123. (PO; T. 10. Fasc. 1. N 46);
  • Latyšev. Menol. T. 2. P. 210-214;
  • Ioan. Damasc. Contr. imag. calumn. P. 136;
  • Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 6. Σ. 105-106;
  • Святые жены в пустынях Востока. М., 2004. С. 30-56.
  • Филарет (Гумилевский). Жития подвижниц. С. 68-79;
  • Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 223; Т. 3. С. 284;
  • Jerphanion G., de. Les caractéristiques et les attributs des saints dans la peinture cappadocienne // AnBoll. 1937. T. 55. P. 1-29;
  • Halkin F. Une nouvelle recension de la Vie de St. Eupraxie // Ibid. 1961. T. 79. P. 160;
  • Aubert R. Euphrasie, vierge en Thébaïde // DHGE. Т. 15. P. 1411-1412;
  • Lucchesi G. Euprasia // BiblSS. Vol. 5. P. 233-235;
  • Quispel G., Zandee J. A Coptic Fragment from the Life of Eupraxia // VChr. 1959. Vol. 13. P. 193-203;
  • Εὐπραξία // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1069;
  • Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 148;
  • Alexakis A. Codex Parisinus Graecus 1115 and its Archetype // DOS. 1996. T. 34. P. 133, 337;
  • Fiey J. M. Saints Syriaques / Ed. par L. I. Conrad. Princeton; N. Y., 2004. P. 76;
  • Ordained Women in the Early Church: A Documentary History / Ed. K. Madigan, C. Osiek. Baltimore, 2005. P. 56-61;
  • Δουκάκης. ΜΣ. Τ. 4. Σ. 369-387.

Использованные материалы



[1]  По Филарету (Гумилевскому), архиеп. Черниговскому, скончалась в 410 году.

[2]  BHG, N 631

[3]  ActaSS. Mart. T. 2. P. 727-735

[4]  BHG, N 631b - 631e

[5]  Latyšev. Menol. T. 2. P. 210-214

[6]  Ath. Philoth. 87. F. 172-218

[7]  Halkin. 1961. P. 160

[8]  BHL, N 2718-2720

[9]  переизд.: PL. 73. Col. 623-642

[10]  см.: Quispel, Zandee. 1959. P. 193-203

[11]  Ioan. Damasc. Contr. imag. calumn. P. 136

[12]  ГИМ. Син. греч. 265, IX-X вв. Fol. 226

[13]  подробнее см.: Alexakis. 1996. P. 133, 337

[14]  Ath. Philoth. 87; Ath. Vatoped. 635) и переведенное на новогреч. язык (Δουκάκης. Τ. 4. Σ. 369-387

Редакция текста от: 24.09.2015 16:04:04

"ЕВПРАКСИЯ ТАВЕННИСИЙСКАЯ, МЛАДШАЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google