Питирим, архиепископ Нижегородский |
В миру Петр, родился в 1665 г. в с. Горицах, близ г. Шуи, в семье старообрядцев и получил воспитание, согласное с их духом.
С юности стремясь к отшельнической жизни, он ушел к старообрядцам в скит на Ветку, где и был пострижен ими в монашество, после чего вернулся на родину и был наставником раскольников и защитником их преданий.
Пылая ревностью к защите раскола, он обратился к изучению соборных постановлений и творений св. отцев Церкви, всех богослужебных книг, истории Русской Церкви, церковной археологии и других. И вот здесь-то открылась перед ним благодатию Божией вся нищета раскольничьего суемудрия. Поняв свои заблуждения, он с искренним убеждением отказался от них и перешел в лоно Православной Церкви.
С 1704 г. - строитель Николаевского монастыря в Переславле-Залесском.
С 1707 г. ревностно боролся против раскола в губерниях: Ярославской, Костромской, Владимирской, Нижегородской.
Около 1705 г. основал Кержебельмашский монастырь.
Встретясь со святителем Димитрием Ростовским (+ 1709) за год до его кончины, Питирим показал ему свои обличения против раскола, и святитель высказал ему от себя искреннюю благодарность и хвалу.
С 1709 г. - строитель Кержебельмашский монастыря.
В 1717 г. (или 1718) г. возведен в сан архимандрита.
23 марта 1719 г. хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского.
Епископ Питирим ходил по селам, деревням, глухим скитам и тайным местам, где укрывались раскольники и, находясь в постоянной опасности от расколоучителей, нисколько не охладевал в своей ревности. И наедине, и перед сонмом их, не страшась проповедовал истину и обличал ложь.
К 1737 г. он уничтожил почти все скиты керженские и чернораменские, ставшие рассадниками раскола, так что уцелели только бедные остатки двух из них, Оленевского и Шарапанского.
Слава о подвигах его разносилась повсюду. К нему присылали раскольников из других мест, и его примерная деятельность сопровождалась огромным успехом. За 19 лет им обращено от раскола к Православию около 80.000 человек, не считая тех, которые были им обращены во время его игуменства и архимандритства. Ко времени кончины архиеп. Питирима в его епархии осталось не более двух тысяч раскольников. Кроме борьбы с расколом он обращал к христианской вере и иноверцев.
Чтобы отделить мирян и соединить вместе обращенных из иноческого сана раскольников и раскольниц им основаны монастыри: мужской Кержебельмашский Успенский и два женских - Троицкий Бельмашский и Рождественский на Санахте. Все они находились под его наблюдением и покровительством.
Он много заботился о распространении духовного просвещения - домашнего и общественного. Он был первым из иерархов, решившихся открыть духовное училище в своей епархии. Произвел преобразование в 2-х нижегородских школах, присоединив к ним 3-ю новую, высшую под названием славяно-латинской. Все три школы стали называться семинариями. Всего в своей епархии он учредил 13 приготовительных к семинарскому образованию школ.
24 мая 1724 г. возведен в сан архиепископа за благочестие и неутомимый труд в приведении раскольников к Православию.
С 21 июля 1730 г. - член Св. Синода.
Архиеп. Питирим известен в Нижегородской епархии как архипастырь строгий. Был он строг к суеверию раскольничьему, к предрассудкам и порокам среди духовенства и мирян. Этой строгости требовало возложенное на него служение.
Добрая и честная жизнь его была столь безукоризненна, что самые враги не находили средств к его обвинению и осуждению.
Труды
- Пращица. СПб, 1721. М., 1752.
- Переписка с керженскими раскольниками в 1716 г. (Ист. Нижегор. иерархии, с. 53-66).
- Письма к царю и доношения Синоду (там же, с. 47, 83, 93).
- Объявление, како Питирим епископ с раскольническими учителями разменялся вопросами и ответами. СПб, 1720 и 1782.
- Доношение Питиримово (царю). Чтен. общ. ист., 1860.
- Четыре докладные записки Питирима по делу о дьяконовцах (Есипов Раскольничьи дела. СПб, 1861, с. 644-650).
- Доклад архим. Питирима о раскольниках и др. бумаги (там же, с. 193, 194, 208, 210-220, 235, 272).
Литература
- Макарий, архим. История Нижегородской иерархии (1672-1850). СПБ, 1857, с. 34-49, 64, 65, 77, 78, 87, 88, 90-103.
- Рункевич С. Александро-Невская Лавра, прилож., с. 49.
- Щегольков Н. Историч. свед. о г. Арзамасе, 1911, с. 56, 77, 82, 83, 84.
- Толостой М. В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 623, 624, пр. 62.
- Субботин Н. И. Сказание о миссионерских трудах Питирима, архиеп. Нижегородского с прилож. новооткрытого Питиримова соч. М., 1889.
- Розанов Н. Ист. Моск. еп. управления, ч. II, кн. I, примеч. с. 6 и 8.
- Булгаков, с. 1406.
- Денисов, с. 336, 337.
- Толстой Ю., № 18.
- Гатцук Календарь на 1883 год, с. 134.
- Строев П., с. 606, 626, 686.
- Списки архиереев, № 18.
- Обзор рус. дух. лит., с. 300.
- Истор. вестн., 1885, февраль, с. 466, 1892, февраль, с. 492, 493, 1906, август, с. 531.
- Рус. старина, 1881, май, с. 173, 1882, январь, с. 69, 1886, февраль, с. 273, 1887, июль, с. 1.
- Прав. обозрен., 1863, январь, с. 65-72.
- Прав. собес., 1897, июнь, с. 200, 1907, апрель, с. 544; сентябрь, с. 430; ноябрь, с. 722.
- Рус. архив, 1870, № 11, с. 1957, 1900, кн. 2-я, № 8, с. 415, 1910, кн. 1-я, № 3, с. 423.
- Н. Д., с. 58.
- БЭС, т. II, с. 1633, 1811.
- ЭС, т. XXIII-а (кн. 47), с. 735, 736.
- Морохин А.В. Архиепископ Нижегородский и Алатырский Питирим: Церков. деятель эпохи перемен. Н. Новгород: Книги (Растр-НН), 2009. 272 с.: ил.