Святитель Иоанн Мавропод, митрополит Евхаитский |
Память 5 октября (Греч. [2]) и 14 июня (РПЦЗ [3], Серб. [4])
Жил при императоре Константине Мономахе, имел большое влияние на ход просвещения в Византии и сыграл важную роль в качестве советника, энкомиаста и выразителя политики Константина IX. Уже в зрелом возрасте был облечен саном митрополита. Принимал участие в восстановлении константинопольской высшей школы.
Родился в конце X или в начале XI века в Клавдиополе в Пафлагонии, в семье чиновников. В юности переехал в Константинополь, где завершил образование и приобрел огромные познания, что позволило ему окружить себя учениками и открыть в столице в своем доме частную школу, в которой преподавал риторику, философию, право, изучал с учениками произведения Демосфена, Исократа, Лисия, Григория Богослова. Обучение в школе Иоанна Мавропода было бесплатным, так как он считал, что нельзя торговать наукой и брать деньги за благородное дело – воспитание молодёжи. Точная дата открытия школы неизвестна, но очевидно, что это произошло до 1028 - 1034 годов, когда туда пришел учиться Михаил Пселл, с тех пор их связывала крепкая дружба. Его учениками также были ведущие интеллектуалы XI века - Константин Лихуд и Иоанн Ксифилин.
После 1043 года, благодаря посредничеству Пселла, был приближен ко двору императора Константина IX Мономаха и примкнул к кружку, сложившемуся вокруг будущего патриарха Константина Лихуда.
Тогда же принял участие в создании юридической школы в монастыре вмч. Георгия в Манганах, целью которой было готовить чиновников для центрального и провинциального государственного аппарата. Был составителем одной из новелл (дополнений к кодексу законов) императора Константина IX Мономаха об учреждении юридического училища и должности номофилака, приравненного к сановным сенаторам.
В декабре 1047 года Иоанн Мавропод в качестве придворного ритора составил речь о восстании Льва Торника, в которой призвал императора проявить милость и человеколюбие по отношению к соратникам мятежника [5].
Через несколько лет, после 1048 года, он попал в немилость, но при этом был назначен митрополитом города Евхаиты, в Еленопонте в Малой Азии. Основываясь на одних и тех же источниках (нередко весьма неоднозначных), ученые приходят к противоположным выводам о датировке избрания Иоанна Мавропода митрополитом Евхаитским: согласно Любарскому и Карпозилосу, это произошло ок. 1050 года, при имп. Константине IX Мономахе; как считает Каждан, - несколько позже, в 1060-х, при имп. Константине X Дуке. Согласно Любарскому, после отставки Константина Лихуда в 1050 году положение Иоанна Мавропода, равно как и его друзей и сподвижников Пселла и Ксифилина, значительно ухудшилось.
Иоанн Мавропод был вынужден принять свое новое назначение, которое воспринимал как ссылку. После отъезда его из Константинополя его переписка с Пселлом стала интенсивнее. Судя по ней он надеялся вернуть себе прежнее положение, а Пселл выступал за него ходатаем перед императором (защищал от клеветников из Евхаит; готовил аудиенцию у императора; рассказывал в письмах, как император отнесся к посланиям Иоанна Мавропода из Евхаит).
Иоанн Мавропод вернулся в Константинополь после 1075 года и принял постриг в монастыре св. Иоанна Предтечи в квартале Петра. Именно ему приписывается энкомий основателю этого монастыря прп. Вара [6].
С Иоанном Евхаитским связано установление в царствование императора Алексея I Комнина, т. е. после 1081 года, совместного празднования Собора вселенских учителей и святителей. Он же составил каноны, тропари и похвалы к празднику.
Скончался мирно, прожив более 100 лет [7].
Служба в честь Иоанна Мавропода составленна его племянником китонитом и императорским нотарием Феодором и помещена в рукописи Vat. Palat. gr. 138 под 5 октября, возможно, это и был день кончины святителя.
Труды
Оставил 77 писем, несколько слов и ряд ямбических стихотворений: эпиграммы на предметы культа в искусства, эпиграммы, загадки, обращения к своему дому, рассказ о первом знакомстве с семьей императора и т. п. Существует и этимологический лексикон Иоанна Евхаитского.
Религиозные произведения Иоанна Мавропода также весьма разнообразны. С большой вероятностью ему принадлежит около 160 канонов, среди которых особое место занимают "венки" канонов - группы из 8 канонов на 8 гласов, написанных в честь какого-нибудь праздника или святого.
Среди прозаических агиографических сочинений Иоанна Мавропода особенно важны похвалы святым, связанным с Евхаитами, прежде всего вмч. Феодору Тирону. Им написаны два канона этому святому, вошедшие в последование утрени в субботу первой седмицы Великого поста [8]. Также ему принадлежит похвала благочестивой евхаитской жене Евсевии, похоронившей Феодора Тирона.
Иоанн Мавропод - автор ряда Житий современных ему святых, например прп. Дорофея Нового († 1045).
Составленные по различным поводам проповеди Иоанна Евхаитского являются источником, содержащим информацию о взаимоотношениях Византии и печенегов. Так, речь, произнесенная в 1047 г. в день памяти вмч. Георгия Победоносца, повествует о чуде, которое помогло Константину IX Мономаху подчинить печенегов, когда те в 1046 г. перешли Дунай.
Сомнительно приписывание свт. Иоанну авторства акафиста Иисусу Сладчайшему.
Публикации
- Vita S. Dorothei Junioris // PG. 120. Col. 1051-1074;
- Sermo in SS. Deipare dormitionem // Ibid. Col. 1075-1114;
- Versus Iambici // Ibid. Col. 1119-1200;
- Epigrammata // Ibid. Col. 1199-1200;
- Iohannis Euchaitorum Metropolitae Quae in codice Vaticano Graeco 676 supersunt / Descripsit P. de Lagarde. Gött., 1882. Amst., 1979r;
- Follieri E., ed. Giovanni Mauropode: Otto canoni paracletici a N. S. Gesù Cristo. R., 1967. (Archivio italiano per la storia della pietà; 5);
- Canzoniere / Trad. di R. Anastasi. Catania, 1984;
- Discorso per Basilio, Gregorio e Giovanni Chrisostomo / Introd. trad. di R. Anastasi // Cultura e politica nell'XI sec. a Bisanzio: Versioni di testi di Michele Psello e Giovanni di Euchaita. Catania, 1988. P. 47-49;
- Epistulae / Ed., transl., comment. A. Karpozilos. Thessal., 1990. (CFHB; 34);
- D'Aiuto F. Tre canoni di Giovanni Mauropode in onore di santi militari. R., 1994. (Boll. dei classici; 13. Suppl.);
- idem. Un canone di Giovanni Mauropode in onore dei ss. Cosma e Damiano // RSBN. 2000. N. S. Vol. 37. P. 99-157.
Литература
- Биография и характеристика у G. Dreves, "Stimmen aus Maria-Laach 26" (1884).
- Византийский словарь: в 2 т. / [сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 398
- Византия / Мишель Каплан. – М. : Вече, 2011. с. 395-396
- Ἡ Ἐκκλησία καί οἱ Ἀρχαῖοι. Τοῦ Σεβασμιωτάτου Μητροπολίτου Χίου, Ψαρῶν καί Οἰνουσσῶν κ. Μάρκου:
- Apostolos Karpozèlos, 'Ιωάννης Μαυρόπους. Συμβολή στή μελέτη τοῦ βίου καί τοῦ ἔργου τοῦ Ἰωάννη Μαυρόποδος, - Ioannina 1979. 25x19,5. 274 ρ.:
- Иоанн Мавропод. Краткая биографическая справка, портал Богослов.Ру :
- Гузик, М. А. Культура Византии. Истоки православия: учеб. слов. / М. А. Гузик. - 2-е изд., стер. - М.: Флинта: 2012, С. 105:
- https://ru.scribd.com/doc/208697587/1212-pdf или
- http://books.google.com.ua/books?id=fRpfAAAAQBAJ&pg=PT158
- http://books.google.com.ua/books?id=fRpfAAAAQBAJ&pg=PT159
- Любарский Я. Н., Рецензия на: Ἀ. Καρπόζηλος. Συμβολὴ στὴ μελέτη τοῦ βίου καὶ τοὺ ἔργου τοῦ Ἰωάννη Μαυρόποδος. Ἰωάννινα, 1979, Византийский Временник. Том 43 (68), С. 262-264:
- Бартикян Р. М., Аннотация: Ἀ. Καρπόζηλος. Συμβολὴ στὴ μελέτη τοῦ βίου καὶ τοὺ ἔργου τοῦ Ἰωάννη Μαυρόποδος. Ἰωάννινα, 1979, , Византийский Временник. Том 43 (68), С. 280-281:
- "5 октября. Память святителя Иоанна Мавропода, митрополита Евхаитского" // иером. Макарий Симонопетрский «Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра. Том 1
- "Святитель Иоанн Мавропод, митрополит Евхаитский", страница сайта "Азбука веры"
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
- Луховицкий Л.В., "Иоанн Мавропод" // Православная энциклопедия, т. 24, с. 434-435: (использовано частично)
- http://www.pravenc.ru/text/471360.html (материал использован частично)
- "Иоанн Мавропод", проект Хронос :
[1] р.п. Μαυρόποδος - "черноногий"
[2] "Ὁ Ἅγιος Ἰωάννης ὁ Μαυρόπους, ἐπίσκοπος Εὐχαΐτων", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, Синаксарь Православной Церкви), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, - https://www.synaxarion.gr/gr/sid/815/sxsaintinfo.aspx
[3] Свят. Iоанна, митроп. Евхаитскаго (1100) // Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2019 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2018, с. 73, - https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/June-2019.pdf
[4] Свети Јован, митрополит евхаитски. Прозван Маврон // Николай (Велимирович), свт. Охридский пролог. 14 июня, - https://svetosavlje.org/dan-prologa/14-jun-po-julijanskom-ka...27/; СПОМЕН СВЕТОГ ОЦА НАШЕГ ЈОВАНА, митрополита евхаитског // Иустин (Попович), прп. Житија Светих. 14. јуни, - https://svetosavlje.org/zitija-svetih-7/15/
[5] Iohannis Euchaitorum Metropolitae. N 186. P. 178–195
[6] BHG, N 212. См. так же Заец О. Н., Вар, Православная энциклопедия. - Т. 6 -2009, С. 553: http://www.pravenc.ru/text/154065.html
[7] Άγιος Ιωάννης επίσκοπος Ευχαΐτων "ο Μαυρόπους", сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный Месяцеслов) (греч.) http://www.saint.gr/2671/saint.aspx
[8] Каноны святому великомученику Феодору Тирону. (Творение Иоанна, митрополита Евхаи́тскаго), страница сайта "Азбука веры", - https://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjatomu-velikomucheniku...tml и https://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjatomu-velikomucheniku...tml, служба в субботу седмицы Великого Поста, - https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/sluzhb...a/6