Вениамин (Смирнов) (ок. 1782 - 1848), архимандрит, просветитель ненцев (самоедов).
В миру Смирнов Василий Никифорович, родился ок. 1782 года в с. Вонгуда Онежского уезда Архангельской губернии.Отец - свящ. Никифор Иларионович Смирнов, мать - Соломония Федосеевна (урожд. Никонова), встречающееся в литературе указание на то, что Василий Смирнов имел отчество «Галактионович», неверно.
В декабре 1805 г., по окончании Архангельской духовной семинарии, был определен учителем в начальный класс семинарии, преподавал грамматику (1806), синтаксис и арифметику (1807), пиитику и географию (1808), греч. язык, церковную и гражданскую историю (1809).
10 декабря 1811 г. пострижен в монашество Архангельским еп. Парфением (Петровым) в нижнем Богоявленском храме архангельского кафедрального собора, 25 декабря рукоположен во иеродиакона, 6 января следующего года - во иеромонаха.
С 19 декабря 1811 по 1814 г. являлся префектом Архангельской духовной семинарии, преподавал в семинарии риторику, историю, евр. и греч. языки.
1 января 1813 г. возведен в сан игумена, 7 января назначен настоятелем Корельского Никольского монастыря.
С 19 октября 1814 г. определен присутствующим в Архангельской консистории. В 1815 г. участвовал вместе с др. преподавателями духовной семинарии и настоятелями монастырей в составлении Симфонии на Пятикнижие, работа велась по благословению Архангельского еп. Парфения.
14 октября 1817 г. возведен в сан архимандрита с назначением настоятелем Архангельского монастыря во имя архангела Михаила, где благодаря его усилиям был отремонтирован собор, построены новые каменные здания.
В 1818 г. был назначен смотрителем архангельских духовных училищ.
С 12 августа 1819 г. - исполняющий должность инспектора Архангельской духовной семинарии, с 22 августа 1822 по 17 апреля 1824 г. - инспектор. Активно способствовал строительству здания семинарии и организации при ней бурсы.
С 20 апреля (по др. данным, 18 марта) 1820 г. настоятель Антониева Сийского монастыря, где также провел значительные строительные работы: были отремонтированы главы на соборной церкви (в 1821 в соборе вызолочены царские врата и поновлены иконы), построена гостиница, поправлены каменные шатры на Благовещенской церкви и колокольне и др.
Главным делом его жизни стала проповедь христианства среди язычников ненцев (самоедов) в обширном Мезенском уезде на севере Архангельской губернии. Указом имп. Александра I от 5 августа 1824 г. была создана миссия с целью «войти в обращение с самоедами и кротостью и другими пастырскими добродетелями снискать их доверенность, вникнуть в образ жизни, мыслей и наклонностей и, раскрывая им ложность и тщету их веры, открывать им свет Евангелия и крестить по довольном наставлении в вере». Управляющим миссии был назначен Вениамин (Смирнов); назначению способствовало то обстоятельство, что он являлся 2-м директором Архангельского комитета Библейского общества и был известен обер-прокурору Синода А. Н. Голицыну. В состав миссии также вошли священники Ф. Истомин, М. Леонтьевский, причетники Я. Истомин и В. Двойников (ненец, помогал о. Вениамину в переводе Евангелия на ненецкий язык), С. Апицын (ненец-переводчик).
29 января 1825 г. члены миссии отправились из Архангельска в г. Мезень, который был избран центром миссии. Первые проповеди не дали положительного результата. Местные русские крестьяне и коми-зыряне, имевшие ненцев у себя в услужении, опасались потерять работников и отговаривали их креститься. Безуспешным было и плавание летом 1825 г. на полуостров Канин Нос, где ненцы попытались погубить миссионеров: нарты архим. Вениамина завезли в болото, он едва не утонул, впоследствии страдал от тяжелой хронической болезни. Несмотря на это происшествие, он считал, что «самоеды очень кротки нравом и весьма смирны» и «суровое обращение» с ними лишь помешает успеху дела. Главе миссии удалось переубедить местных русских крестьян, так что они «вместо враждебного сопротивления делу Божию, мало-помалу сами стали содействовать ему». Жители тундры начали массово принимать Крещение. Быстрое распространение среди ненцев христианства объяснялось тем, что о. Вениамин проповедовал на их родном языке, который изучил в совершенстве во время продолжительной болезни.
В 1826-1828 гг. миссия действовала в Большеземельской и Тиманской тундрах к востоку и западу от р. Печоры, с центром (опорным пунктом) в Пустозерске. В 1825-1826 гг. духовной миссией было обращено в Православие и крещено: в Канинской тундре - 454 чел., в Тиманской тундре - 324, в Большеземельской тундре - 977 чел. В 1829 г. миссия вернулась в Мезень для завершения христианизации Канинской тундры. Миссионеров в поездках сопровождала походная церковь (с весны 1826), звон ее колоколов особенно полюбился ненцам. 6 октября 1826 г. во время совершения таинства Крещения исцелился Таселей Вылкин из Большеземельской тундры, не владевший обеими руками. Миссионеры убеждали ненцев уничтожать языческие идолы. 10 июля 1827 г. по призыву о. Вениамина новообращенные разрушили на острове Вайгач главное языческое святилище европ. и сибир. ненцев и воздвигли на его месте крест. За 5 лет работы миссия обратила в христианство 3303 чел., некрещеными оставались лишь ок. 700 ненцев.
Епархиальные и губ. власти с недоверием относились к деятельности миссии. Еп. Аарон (Нарциссов), сменивший на Архангельской кафедре еп. Неофита (Докучаева-Платонова), инициатора учреждения миссии для ненцев, обвинял В. в отступлении от предписаний, в «лености и недеятельности». Архангельский генерал-губернатор С. И. Миницкий старался привлечь внимание начальства к «печальным, неудачным действиям миссии». В результате 1 мая 1830 г. миссия была закрыта, В. вернулся в Антониев Сийский мон-рь. Для ненцев были организованы 3 прихода, началось строительство церквей, 25 марта 1831 г. В. присутствовал при освящении Никольской ц. на р. Колве. Поскольку приходские священники за следующие 28 лет крестили лишь 177 ненцев, можно сделать вывод, что закрытие миссии оказалось преждевременным.
С 16 июля 1830 г. являлся настоятелем Михаило-Архангельского монастыря, благочинным монастырей и соборов Архангельской епархии.
В Михаило-Архангельском монастыре были отремонтированы собор, колокольни, ризничный корпус, архив, библиотека, часовенная палатка, в 1831 г. при монастырской мельнице построили новую плотину.
14 декабря 1832 г. был вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения, за чем обычно следовало поставление во епископы. Однако по окончании чреды в марте 1834 г. о. Вениамину было объявлено монаршее благоволение, спустя некоторое время он вернулся в Архангельск.
29 июня 1839 г. назначен настоятелем Кий-Островского Крестного монастыря, энергично взялся за восстановление обветшавших монастырских зданий. Благодаря успешному сбору пожертвований настоятелю удалось не только сделать необходимый ремонт, но и приобрести для монастыря подворье в Архангельске. В декабре 1842 г. архим. Вениамин по предложению архангельского гражданского губернатора П. В. Степанова стал членом-корреспондентом Архангельского губернского статистического комитета.
Страдал от ревматизма, приобретенного в тундре, и просил о перемещении его в более теплую местность. 26 июня 1847 г. переведен настоятелем в Глуховский Петропавловский монастырь в Черниговской губ.
Скончался 1 сентября 1848 года. Погребен в склепе под соборной церковью монастыря.
Труды
Является автором нескольких опубликованных этнографических работ о мезенских ненцах, записок, посвященных деятельности миссии. В декабре 1834 г. он получил диплом за «Словарь (лексикон) самоедского языка» и «Грамматику самоедского языка» (обе рукописи впосл. были утеряны). Также утрачены переводы Нового Завета, катехизиса и некоторых молитв, сделанные о. Вениамином на ненецкий язык.
Издано:
- О Вайгаче и самоедском идоле // Сын Отечества. 1828. Ч. 35;
- Самоеды мезенские // Вестн. РГО. 1855. Кн. 3. С. 77-140;
- Обращение в христианство мезенских самоедов: Зап. архим. Вениамина // ХЧ. 1850. Ч. 2. С. 363-384, 410-443; 1851. Ч. 1. С. 64-84.
Награды
- орден св. Владимира 3-й степени (29 января 1827 г.)
Литература
- Страдомский А. И. Вениамин Смирнов, архим. Глуховского Петропавловского мон-ря, просветитель мезенских самоедов. Чернигов, 1875;
- Шульгин В. Архим. Вениамин - просветитель мезенских самоедов // Архангельские ЕВ. 1895. № 21. С. 513-516; № 23. С. 554-558; № 24. С. 591-594;
- Эпизод из миссионерской деятельности архим. Вениамина // Там же. 1896. № 23. С. 680-681;
- Козмин Н. Архангельские самоеды: Очерк их быта и верований. СПб., 1913. С. 30-34;
- Базанов А. Г. Миссионеры и миссионерские школы на Архангельском Севере. Архангельск, 1936. С. 24-28;
- Волынская В. А. Вениамин // Поморская энциклопедия: В 5 т. Архангельск, 2001. Т. 1: История Архангельского Севера. С. 97-98.