Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ВИДИНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Видинский Димитриевский собор
Видинский Димитриевский собор
Видинская епархия Болгарской Православной Церкви

В первых веках по Рождестве Христовом земли современной Видинской епархии входили в состав римской провинции В. Мёзия, в которой христианство распространилось благодаря проповеди учеников апостола Андрея. В III-IV веках на берегу Дуная возник укрепленный римский лагерь Бонония (совр. Видин). При изменении административного деления балканских владений Римской империи в IV веке эти земли вошли в состав диоцеза Дакия префектуры Иллирик. В IV веке существовала епископская кафедра в Кастра Мартис (совр. г. Кула), а в IV - начале VII века епископия Аквы (севернее Видина, совр. территория Сербии) и митрополия Ратиария (совр. Арчар), Видинская обл.). В Сардикийском Соборе (343/4) участвовали два епископа - Аквийский Виталис и Кастра-Мартисский Молв. При нашествии гуннов в 412 году, а затем славян, Ратиария была полностью разрушена, а Бонония получила у славян новое название Бдин (или Быдин). Кафедры в этот период были упразднены.

После Крещения князя Бориса в 865 году и учреждения Болгарской архиепископии в Бдине была основана кафедра. Когда в 1018 году Византия завоевала Болгарию и был ликвидирован Болгарский Патриархат, Бдинская епархия вошла в состав автокефальной Охридской архиепископии. В богослужении и просвещении усилилось византийское влияние, Бдин стал именоваться на греческий манер Видином. Из переписки архиеп. Охридского Феофилакта (конец XI - начало XII века) с Видинским митрополитом известно, что территория епархии подвергалась в то время частым нападениям и грабежам варварских племен. Несмотря на это, согласно церковным преданиям, в X-XI веках, в епархии было основано несколько монастырей: Лопушанский, Чипровский, Раковицкий, Изворский и Клисурский.

После создания второго Болгарского царства со столицей в Тырнове (1186-1396) была учреждена Тырновская архиепископия. Бдин в этот период был важнейшей крепостью и торговым центром на северо-западе Болгарии. Видинский митрополит осенью 1186 (или 1187) года участвовал в хиротонии во епископа иерея Василия, ставшего затем первым Тырновским архиепископом. Тогда же Видинская епархия перешла из юрисдикции Охрида в подчинение Тырнову. После признания Константинопольским патриархом Иоанном Х Каматиром статуса Тырновской архиепископии архиеп. Василий рукоположил в митрополита Видинского некоего Стефана. Богослужение перешло на славянский язык, в епархии было открыто училище, и кафедре было возвращено наименование Бдинская.

При царе Константине Асене Тихе (1257-1277) Бдин и соседние с ним области были завоеваны венграми и преобразованы в деспотат, во главе которого был поставлен русский по происхождению кн. Иаков Святослав, т.к. Венгрия поначалу была союзницей Византии, отношения Бдинского митрополита и Тырновского патриарха, возможно, были временно прерваны. Но когда в 1265 году союз Венгрии и Византии распался, отношения Бдина и Тырнова восстановились. При Георгии Тертере I (1280-1292) Болгарию захватили монголо-татары и Видин стал самостоятельным феодальным княжеством под властью деспота Шишмана, во время правления которого епархия временно вновь была подчинена Константинополю. Преемник Шишмана Михаил стал болгарским царем (1322-1330) и епархия вернулась в юрисдикцию Тырнова. В середине XIV века царь Иоанн Александр разделил Болгарию на два удела: Тырновским управлял вместе со своим сыном Иоанном Шишманом, а Видинский передал старшему сыну Иоанну Срацимиру. Благодаря деятельности Иоанна Александра и его сыновей в Болгарии, в т. ч. и в Видине, строились и украшались храмы и монастыри. От этого времени сохранилось несколько рукописей, переписанных в Видине: Четвероевангелие середины XIV века, переписанное по заказу митр. Видинского Даниила (возможно, ок. 1348) [1]; т. н. Бдинский сборник [2], копия конца XIV века сборника житий святых жен, написанного в 1360 году для царицы Анны, супруги Иоанна Срацимира; два сохранившихся листа Апостола, написанного в 1365-1368 годы и до начала XX века хранившегося в библиотеке монастыря св. Павла на Афоне [3]; Апостол 1428 года [4].

В 1365 году Бдин захватили венгерские войска короля Лайоша I (Людовика Великого): было создано Видинское банство, учреждено Видинское католическое епископство и поставлена венгерская администрация, проводившая политику окатоличивания местного населения. В 1369 году, благодаря сопротивлению болгарского населения, Иоанн Срацимир смог вернуться из плена в Видин.

Из-за возникших противоречий между братьями Иоанном Срацимиром и Иоанном Шишманом первый, несмотря на протесты патриарха Тырновского Евфимия, передал в 1381 году Бдин в ведение Константинопольского патриарха и попросил поставить на кафедру вместо бежавшего в Валахию при венгерском завоевании митр. Даниила своего ставленника - иером. Кассиана. В 1392 году подчинение Бдина Константинополю было закреплено поставлением на кафедру митр. Иоасафа, который в 1394 году перенес из уже захваченного турками Тырнова в Видин мощи св. Параскевы-Петки (позже были переданы сербам) и мц. Филофеи. Ухудшение отношений между правителями Тырнова и Бдина способствовало завоеванию Болгарии турками. В 1393 году султаном Баязетом было взято Тырново, а в 1396 году последним из болгарских городов был взят Бдин. В середине XV века Бдин и прилегающие к нему придунайские районы и западные земли (совр. северные районы Сербии) были объединены в Видинский санджак.

С падением государственной независимости в церковной, духовной и общественной жизни наступил упадок. По сохранившимся нескольким письмам, связанным со спором между Охридом и Константинополем по поводу присоединения Видина к Охридской архиепископии, можно предположить, что в начале XV века Видин, как и София, на непродолжительное время был присоединен к Охриду. Константинопольская Патриархия назначала на кафедру греческих архиереев, которые вводили богослужение на греческом языке. Вновь было изменено наименование епархии на Видинская. Многие церкви и монастыри были сожжены, и почти все обители закрыты. В XV-XVIII веках известно о строительстве в епархии одной церкви во имя св. Петки валашским господарем Матеем Басарабом (1634-1654) и по сохранившейся надписи на внутренней стене о реконструкции в 1633 году кафедральной церкви во имя вмч. Пантелеимона в Видине, построенной в XII веке.

В конце XVIII - начале XIX века власть в Видинском крае была захвачена Осман-пашой Пазвантоглу, владычество которого было крайне жестоким. О тяготах духовенства и христианского населения в этот период известно из жития свт. Софрония, еп. Врачанского, который в 1800-1803 годы жил в Видине. Все города, села, церкви и монастыри Видинской и Врачанской епархий были разграблены, свт. Софронию пришлось искать спасения в Крайове (Румыния). После смерти Османа Пазвантоглу положение не изменилось. Недовольство населения перерастало в восстания: в 1836 году в Берковице, в 1850 году в Видинской, Ломской, Белоградчикской, в 1857 году в Кульской околиях, которые проходили при поддержке местного болгарского духовенства, в т. ч. насельников Изворского и Чипровского монастырей. Раковицкий монастырь был центром восстания в 1850 году. Видинскую кафедру последовательно занимали митрополиты-греки. Религиозному образованию паствы уделялось мало внимания. Усиливалось греческое влияние: славянские книги были заменены на греческие, действовали лишь греческие училища. Некоторые митрополиты были малообразованны и рукополагали неграмотных священников только ради получения платы за хиротонию.

Имена епископов Видинской кафедры за XV-XVI века не сохранились, а их список XVII-XIX веков крайне неполон. Последнего из них, митр. Паисия, Константинополь был вынужден в начале 1868 году отозвать из-за народных волнений. В 1860-х годах жители Видина образовали Церковно-училищную общину, которая признала своим церковным начальством управу Болгарской Церкви в Константинополе в лице еп. Макариопольского Илариона и приняла решение о недопущении в будущем на кафедру греческих ставленников. Все богослужебные книги на греческом языке были изъяты и заменены на славянские. Было установлено празднование памяти святых Кирилла и Мефодия. Вместо греческого училища открылось болгарское, начала работу библиотека болгарской литературы «Цвет». Т. о. было положено начало возрождению церковного просвещения. В апреле 1868 года Константинопольская Патриархия назначила на кафедру болгарина по происхождению митр. Анфима (Чалыков), который через 7 месяцев под влиянием Церковно-училищной общины вышел из-под юрисдикции Константинопополя.

Карта Видинской епархии
Карта Видинской епархии
В 1872 году, при учреждении Болгарского Экзархата и избрании митр. Видинского Анфима экзархом, Видинская епархия вошла в состав новой церковной структуры. 3 марта 1878 года Видин был освобожден русскими войсками и по решению Берлинского конгресса 13 июля того же года вошел в состав автономного Болгарского княжества.

Границы Видинской епархии, сохранившиеся до настоящего времени, были определены уставом экзархата 1883 года: г. Видин - епархиальный центр и архиерейские наместничества - в городах Белоградчик, Берковица, Кула и Лом. После возвращения в 1878 году к управлению Видинской епархией до своей смерти в декабре 1888 года митр. Анфим особое внимание уделял нравственному и религиозному просвещению паствы, объезжал города и села с проповедью. В завещании передал свой дом в Видине женскому епархиальному училищу и средства для уже существовавших училищ. С 21 марта 1891 по 21 мая 1914 года Видинской епархией управлял митр. Кирилл (Стоичков), который начал строительство нового кафедрального собора во имя вмч. Димитрия в Видине, поддерживал повышение уровня образования в епархии и деятельность библиотеки «Цвет».

Трудами митр. Неофита (Караабова), управлявшего епархией в течение 57 лет были окончены строительство и роспись кафедрального собора вмч. Димитрия, возведены храм во имя свт. Николая и мавзолей экзарха Анфима I в Видине, 45 новых храмов, возобновлены несколько монастырей, построено здание канцелярии митрополии, открыто училище, на его личные средства открыт детский дом, для управления которым было образовано женское общество «Развитие». Митр. Филарет (Игнатов) (23 мая 1971 - 4 июня 1987) большое внимание уделял обновлению и реставрации храмов и монастырей, повышению образовательного уровня священников, при нем был возобновлен Клисурский монастырь.

Со 2 августа 1987 года епархией управлял митр. Дометиан (Топузлиев). При нем были возобновлены Изворский, Лопушанский и Чипровский монастыри, множество церквей. С 1988 года по его инициативе в день памяти вмч. Димитрия, небесного покровителя Видина, отмечается день города.

Статистика

  •  2003 - 195 церквей, 102 священника, 14 монахов, 1 монахиня.

Архиереи

География благочиний

  • Видинское
  • Кульское
  • Ломское
  • Белоградчикское
  • Берковицкое

Монастыри

Литература

  • Снегаров И. История на Охридската архиепископия-патриаршия отъ падането и подъ турците до нейното унищожение (1394-1767 г.). София, 1932.
  • Цухлев Д. Н. История на града Видин и неговата област. София, 1932
  • Събев Т. Самостойна народностна църква в средновековна България. София, 1987.

Использованные материалы

  • Дометиан (Топузлиев) митр., "Видинская епархия" // Православная энциклопедия, т. 8, с. 120-123 (опубл.: 26 апреля 2010)



[1]  Lond. Brit. Mus., Add. Ms. 39626

[2]  Бельгия, Гент, библиотека университета. Ms. 408

[3]  БАН. Дмитр. 43

[4]  ХАЗУ III в 16

Редакция текста от: 29.09.2024 17:46:16

"ВИДИНСКАЯ ЕПАРХИЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google