Свт. Софроний Врачанский. Автопортрет из рукописной книги-автографа (ок. 1804 г.). Санкт-Петербург, Российская национальная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина |
Память 11 марта и в Соборе Болгарских святых
В миру Стойко Владиславов, родился в 1739 году в городе Котел (Казан), Болгария, в Османской империи, в православном семействе зажиточного торговца скотом. Учился в монастырской школе родного города по славянским и греческим церковным книгам.
Роботал портным, но проявлял склонность к духовным занятиям.
В 1762 году был выбран чорбаджиями города и принял рукоположение во священника. Стал учителем и книжником Котла.
В 1765 году встретился со святым Паисием Хилендарским, который показал ему свою «Историю славяноболгарскую», с которой Софроний снял первый спискок – «Софрониеву перепись». Софроний, став учеником Паисия, в 1770-1775 годах предпринял путешествие на Святую Гору Афон.
В 1792 году покинул Котел. Служил приходским настоятелем в городе Карнобат.
В 1794 году отбыл в монстырь в селе Арбанаси и 17 сентября того года был рукоположен во епископа во Враце под именем Софрония. Там развил широкую общественную деятельность и по некоторым сведениям инициировал отправку посольства в Москву от имени врачанцев. Поддерживал связи с фанариотами. Посещал находившийся в его епархии Седмипрестольный монастырь в Старой планине. Усердно проходил свое епископское служение.
В это время глава восстания кирджалиев, Осман Пасван-Оглу, утвердился независимым пашой в Видине, и Софроний очутился между двух огней. В его крае хозяйничали и кирджалии, и турецкие войска; епископу приходилось спасаться от тех и других. Вслед за волнениями во Враце с участием войск видинского паши Османа Пазвантоглу в 1797 году, покинул свой кафедральный город и скитался на Северо-западе Болгарии. Три года он провел пленником в Видине. Эта пора была важным временем его самоопределения как писателя.
Только в 1803 году получил возможность бежать и отбыл в Бухарест, где также служил клириком. По своему настоянию был освобожден от епископского сана, но продолжал подписываться как «Софроний Врачанский». В свой Бухарестский период Софроний посвятил себя книжной деятельности и составил свои лучшие творения.
Свт. Софроний Врачанский |
В последние годы жизни удалился в монастырь на окраине Бухареста. Последний известный подписанный им документ датируется 2 августа 1813 года. В том же году Димитрий Попский написал о нем оду. К концу жизни он стал виднейшим представителем болгарской литературы своего времени.
Святитель Софроний скончался 22 или 23 сентября 1813 года.
31 декабря 1964 года Болгарская Православная Церковь причла его к лику святых.
Труды
- Кириакодромион, сиречь Недельник (Рымник, 1806; Новый Сад, 1856; Бухарест, 1865) - сборник поучений и слов на все недели и праздники года, составленный по славянским и греческим источникам. Единственное напечатанное при жизни сочинение свт. Софрония, этот сборник положил начало новоболгарской печатной книге, использовав современную устную речь в печати. Был широко известен в народе под названием Софроние.
- Записки (написаны в 1804; изд. Радовским в "Дунавском Лебеде" 1861 и в "Период. Списанiи на Българско-то Книжовно Дружество" того же года) — книга страданий болгарского народа за время жизни Софрония.
- Недельное евангельское толкование (1805, Археологически музей, Шумен).
- Воззвание к болгарскому народу.
- Житие и страдания грешного Софрония:
- Исповедание трех вер - труд в основном посвящен опровержению ошибок мусульманства.
- http://www.slovo.bg/showwork.php3?AuID=167&WorkID=11148&Level=1 - полтынй текст
Свт. Софроний Врачанский. Болгарская икона 2-й пол. XX в. |
Молитвословия
Тропарь, глас 1
Щито́м ве́ры вооружи́вся,/ мече́м словесе́ безбо́жныя ага́ряны посека́я,/ ста́до твое́ упа́сл еси́ на земли́./ В Небе́сней же оби́тели всели́вся,/ Христа́ моли́ дарова́ти наро́ду на́шему// ми́р и ве́лию ми́лость.
Ин тропарь, глас 3
Бо́жиим изволе́нием архипа́стырь и учи́тель бы́л еси́/ утружде́нному ага́рянами наро́ду твоему́/ и неусы́пен о не́м к Бо́гу моли́твенник./ За ве́ру Христо́ву ревнова́вый, / мно́жество страда́ний терпе́л еси́,/ па́ству же твою́ от нече́стия охраня́л еси́,/ в благоче́стии и чистоте́ ве́ры наставля́л еси́,/ просвеща́я ю́ словесы́ и списа́ньми твои́ми,/ те́мже вопие́м ти́, святи́телю о́тче на́ш Софро́ние:/ Христу́ Бо́гу моли́ся/ дарова́ти наро́ду ми́р// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 3 (подобен: Да веселятся:)
Архиере́ев похвала́ и страда́льцев украше́ние бы́в,/ святи́телю Софро́ние,/ доброде́тельми просла́вився, / возсия́л еси́, я́ко со́лнце,/ на́с просвеща́я и грехо́вную тьму́ неве́дения отгоня́я./ Но, я́ко име́я дерзнове́ние к Бо́гу,/ ми́р испроси́ душа́м на́шим// и ве́лию ми́лость.
См. также
- "270 години от рождението на Св. СОФРОНИЙ, Епископ Врачански," Болгарское государственное агентство для болгар зарубежом, 14 июня 2009:
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
- "Св. Софроний Врачански - 11 март," официальная страница Русенской епархии, 11 марта 2010:
- Страница болгарской виртуальной библиотеки СЛовото:
- Минея-март, ч. 1, изд. Московской Патриархии, с. 272, 279: