|
Архим. Спиридон (Кисляков) |
Спиридон (Кисляков) (
1875 -
1930),
архимандрит, миссионер, духовный писатель
В миру Георгий Степанович Кисляков, родился 4 марта 1875 года в селе Козинка Скопинского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье.
С ранних лет задавался "вопросами о Боге", горячо молился, подростком отправлялся в странствия по святым местам. В 14 лет дошел пешком до Киева, а оттуда попал на Афон. Проходил послушание в русском Андреевском скиту на Афоне.
По возвращении в Россию был направлен петербургским митрополитом Палладием (Раевым) в распоряжение Томского епископа Макария (Невского) на миссионерское служение в Сибири.
В 1903 году был рукоположен во священника. Пастырски опекал Читинскую тюрьму и Нерчинскую каторгу.
В начале Первой мировой войны ушел на фронт полковым священником и на фронте пережил внутренний переворот, ставший поводом к написанию "Исповеди священника перед Церковью", где каялся за себя и церковь в подмене служения Богу и ближнему идолослужением - поклонению власти мира сего:
"В своей исповеди я с ужасом отвертываюсь от современного языческого христианства, в коем не только нет живого Назаретского Христа, но, что страшно, которое во всех своих отношениях ко Христу совершенно враждебно Ему. Для современного языческого христианства живой Назаретский Христос не только является далеким, чуждым, но даже невообразимым мировым злом! Вот почему я в своей исповеди отрекаюсь от той моей прежней антихристианской жизни, которая при всем своем современном христианстве была вся сплошным богохульством.
Я тяжело скорбел душой. В самом деле, кто я был сравнительно с этим обездоленным, всегда бесчеловечно измученным и обиженным и обнищалым рабочим людом? И как мне ни стыдно и ни совестно сознаться, всё же я должен сказать правду, что я, как священнослужитель Церкви Господней, сравнительно с этим рабочим людом сознавал себя вредным паразитом, отъявленным обманщиком лжецом, в овчей одежде волком, церковным ханжой и праведным фарисеем. По отношению же самых босяков я, как священнослужитель, как вершитель Тайн Христовых (хотя и из черного духовенства) так же чувствовал себя их верным непримиримым врагом и льстивым безжалостным коварным палачом. Каждый раз, как только я появлялся в ночлежных домах, совесть моя всегда меня мучила. Прежде всего она мучила меня за то, что я шел к этому рабочему люду проповедовать Евангелие, проповедовать ему духовную святую жизнь, сам же лично я не принадлежал к этому бедному рабочему классу, напротив, я принадлежал к классу тиранов и мучителей всего мирового рабочего народа, кроме того, я еще принадлежал и к той касте людей, которая не только всегда брезгливо и с большим презрением относилась к этому мировому мученику Христову, но, что всего ужаснее, так это то, что эта каста, к которой принадлежал я, в угоду имущим классам мира сего, до сего времени сильно поддерживает самое существование этого страшного христианского рабства и абсолютно лишает его как света Христова, так и духовной братской Евангельской свободы".
|
Архим. Спиридон (Кисляков) |
О. Спиридон проклинает свое участие в этом лицемерии, обличает себя и всю Церковь за то, что забыт Христос и жизнь по Его слову. И он формулирует главную аксиому, опору своего мировоззрения:
"Нагорная проповедь Христа есть истинное христианство". Догматы, Символ веры, богослужение, все книжное богословие, вся история Церкви, начиная с IV века, когда Церковь сплелась с государством в "симфонии" - все это "головное" как бы христианство ничто без "волевого" христианства, которое заключается в последовательном исполнении учения Нагорной проповеди своей конкретной жизнью.
"Кто считает себя христианином и не живет по Нагорной проповеди, тот лжец, лицемер и открытый язычник. Пусть он будет сам святейший папа, сам святейший патриарх – наместник Христа, пусть он будет величайший подвижник на земле, пусть он сам своим словом будет воскрешать мертвых, творить чудеса, переставлять с места на место горы и т. д., но если он не живет по Нагорной проповеди Христа, он жалкий фигляр и крещеный антихрист".
"Исповедь" по совету профессора Киевской духовной академии Василия Экземплярского была отправлена на Поместный Собор, но не была зачитана по решению председателя Собора, митрополита Тихона, будущего патриарха. Об этом Экземлярский получил следующее сообщение: "Исповедь архимандрита Спиридона я не доложил Собору, иначе ему не поздоровилось бы. Благословляю его трудиться и быть полезным в Церкви Христовой".
|
Архим. Спиридон (Кисляков) |
С
1917 года архимандрит Спиридон жил в
Киеве возглавлял Братство во имя Иисуса Сладчайшего. Проповедовал среди городской бедноты и дезертиров, организовывал благотворительные столовые и кружки для просвещения бедняков. Отец Спиридон устраивал богослужение так, чтобы в нем максимально полно могли участвовать все молящиеся. Царские врата были открыты, в братском храме было принято народное пение и использовался русский язык в богослужении. Митрополит Киевский
Антоний (Храповицкий) обвинял Спиридона в сектантстве за то, что тот читал "тайные" молитвы литургии вслух, считая это наиважнейшим условием - участие мирян в общем литургическом действе.
В 1927 году не принял Декларацию митрополита Сергия (Страгородского). Вместе с общиной он перешел к "иосифлянам", но и там его служение не было бесконфликтным.
Скончался 11 сентября 1930 года. Провожать его пришли тысячи людей, похоронная процессия растянулась на несколько километров. В проповеди после погребения друг и ученик архимандрита Спиридона отец Анатолий Жураковский сказал о своем учителе:
"Наличная церковная действительность не удовлетворяла его: он скорбел, обличал и хотел найти другие пути церковной жизни, хотел найти путь, который состоял в том, чтобы собрать в единое тело и научить деятельной любви друг к другу и всем скорбящим, обремененным, нуждающимся. Он возродил древний церковный идеал, и это было совершено в нашем городе. Как ни ужасны были условия, при которых проходило его служение, как ни трудно было дело, мы видим, как много он сделал. Он показал и верующим, и неверующим – что такое Церковь и священник. Неверующие и отошедшие от Церкви увидели образ Пастыря, полного любви, верующие увидели… что христианство является не только в молитве, но и в любви".
В 2018-2019 годах в России были переизданы его книги «Я хочу пламени», «Исповедь священника перед Церковью», «Нерчинская каторга».
Использованные материалы
- Екатерина Степанова. "Правда, что скоро все нехристиане будут христианами, а христиан Христос от Себя прогонит? К 90-летию блаженной кончины архимандрита Спиридона (Кислякова)"
- Алексей Плужников. "Архимандрит Спиридон (Кисляков): Любить Христа и жить исключительно по Его Нагорной проповеди"