Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

УСТЬ-МЕДВЕДИЦКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Усть-Медведицкий Преображенский женский монастырь Урюпинской епархии

Был основан в 1638 году как донской "Межигорский монастырь", предназначенный для донских казаков, для престарелых от военной брани. Обитель находилась под покровительством Войскового округа.

В XVII веке набеги со стороны татар сделали необходимым условием перенос монастыря в безопасное место. В 1652 году он был перенесен на правый берег Дона напротив Усть-Медведицкой станицы, на площадку уступа над обрывом высокого гористого берега с обеих сторон окруженного горами.

Между 1652 и 1662 годами по благословению патриарха Московского и всея Руси Никона, начинается строительство монастыря, которое закончилось в 1665 году. Храм в честь Преображения Господня был освящен только спустя пять лет, в 1670 году.

Первоначально монастырь был небольшим, окопан рвом и обнесен валом для защиты от набегов. В обители были построены: келья настоятеля, трапезная, одиннадцать братских келий, состав братии насчитывал четырнадцать человек.

В конце XVII - XVIII веках хозяйственное положение монастыря окрепло. В 1688 году в правление строителя Антония за монастырем утвердилась «Пустовая мельница» на р. Медведице в Глазуновской станице, вследствие доброжелательства к Антонию казачьего войска. В 1694 году он испросил у войскового начальства утвердить за монастырем Карповский юрт на р.Медведице.

Росло благосостояние монастыря. В его владении находилось 637 верст земли в длину, 17 верст в ширину, что составляло 65.500 дес. земли. На этих землях имелись леса (преимущественно дровяные), луга, рыбные ловли. Жизнь налаживалась, в обитель принимались не только престарелые казаки, но и всякий приходящий.

В середине XVIII века монастырь потерпел стихийное бедствие. От весеннего разлива рек Дона и Медведицы талые воды подмывали почву, отчего она становилась неустойчивой, появлялись оползни, грозившие обители разрушением. От движения почвы оседали здания, трескались стены и в 1752 году под Пасху склон горы и обитель медленно сдвинулись и сползли в разлившийся Дон.

Строить обитель на старом месте уже было нельзя, могло случиться подобное бедствие. Для основания монастыря было выбрано новое место на полугоре, на полверсты выше прежнего. На этой полугоре (где он сейчас и находиться) и был построен монастырь в 1754 году, возведён храм в честь Преображения Господня с приделом Донской иконы Божией Матери.

Преобразование монастыря в женский

По ходатайству А. И. Иловайского (войсковой старшина.) Святейший Синод указом от 9 июня 1785 года велел преобразовать Усть-Медведицкий мужской монастырь в женский. Тогда же в монастырь были переведены 40 девиц из Сиротинской станицы. Первой настоятельницей девичьего монастыря стала вдова войскового старшины Мария Абрамовна Карпова, устроителем и руководителем в духовной жизни инокинь был назначен семидесятилетний диакон Василий Михайлов от епископа Воронежского Тихона III.

В 1863 году настоятельницей Серафимовичского Усть-Медведицкого монастыря становится мать Арсения (Себрякова). При ней Усть-Медведицкий монастырь достиг своего наивысшего расцвета. В нем открылось бесплатное 4-классное женское училище, а также училище живописи.

10 июля 1874 года игумения Арсения начала рыть пещеры. Пещеры изображают последние дни земной жизни Спасителя, его Крестный путь, а также путь Божией Матери к Голгофе. Главный ход пещер назван самой игуменией «Крестным путем Спасителя», другая часть пещер (она идет вокруг главного) — «Страстным путем Божией Матери». Пещеры игумения Арсения рыла с духовными дочерьми — монахинями Никодимой, Агнией и Викториной. В пещерах Арсения намеревалась создать пещерный храм, но не успела. В 1930-х годах пещеры были засыпаны, но через сорок лет местные жители раскопали заваленные входы.

Существует иная версия возникновения пещер: они были вырыты задолго до игуменьи Арсении. Место для строительства храма Казанской иконы Божией Матери было выбрано над входом в пещеры, а игумения Арсения укрепляла своды, стены и кирпичный пол пещер.

В 1871 году с согласия сестер игумения Арсения обратилась с прошением к архиепископу Донскому и Новочеркасскому Платону о разрешении строительства храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Получив одобрение, приступила к собиранию необходимого материала. Проектировал храм профессор Санкт-Петербургской академии художеств академик И.И.Горностаев.

В 1885 году было завершено строительство храма, и 8 сентября освящен главный предел Казанской иконы Божией Матери.

После окончания строительства Казанского соборного храма, Арсения приступила к внешнему благоустройству обители. Вместо малых, тесных и ветхих келий, были построены двухэтажные корпуса, корпус для священнослужителей, обновлены экономические постройки, за оградой монастыря построена монастырская гостиница...

Существует мнение, что когда-то подземный ход проходил под самым руслом Дона, давая таким образом возможность перебираться на левый берег.

В 1879 году в Москве для строящегося Казанского храма было заказано пять медных золоченных через огонь крестов для храма, рисунки подсвечников и паникадил, винтовые чугунные лестницы. Колоннады из белого итальянского мрамора изготовлены в Петербурге скульптором Бариновым. Колоннады везли по каналам Мариинской системы, затем до Царицына по Волге, после до станции Себрово по железной дороге, со станции по степи на быках через переправы Медведицы и Дона. К началу 1877 году были сведены под главный купол каменные и кирпичные кладки, и поставлены белые мраморные колонны. Следует также сказать, что была положена кладка для одной духовой печи с вентиляцией. Последним штрихом в завершении работ была покраска рам, полов, откосов, дверей.

В 1910 году монастырь по-прежнему сохранял свое положение второго класса, в его владении было 1197 дес. земли, имел кирпичный завод, богадельню, школу, управлялся игуменьей, количество насельниц достигало до 249 сестер.

Закрытие монастыря

В 1927 году монастырь был закрыт. Две церкви, находящиеся на территории монастыря, были закрыты в 1929 году: церковные здания были необходимы детской колонии, состоящей из 400 человек, и с той целью, чтобы помещения передали колонии, выдвигалось положение, что церкви мешают воспитанию детей. До какого года там располагалась детская колония, неизвестно, а за все время существования советской власти в монастыре располагались электростанция, зерносклад и пионерский лагерь.

В 1942 -1943 годах монастырь стал местом тяжелых боев. Можно предположить, что большинство монастырских построек было разрушено войной, чудом сохранился лишь Казанский храм монастыря. 

В послевоенное время в годы бесхозного состояния немалый ущерб храму монастыря нанесли случайные «недоброжелатели». Первым шагом для восстановления былого облика храма было закрытие в него доступа. Были заграждены оконные и дверные проемы от «неблагодарных потомков».

Возрождение

В 1991 году монастырь был передан Волгоградской епархии и открылся как мужской монастырь. Первыми насельниками были два иеромонаха, иеродиакон, монах и небольшое число послушников. Старшим среди них был назначен иеромонах Савин (Аганин). В монастыре были произведены хозяйственные работы, восстановлена крыша храма, своды между нижним и верхним храмами, демонтирована электростанция, восстанавливались пещеры, оборудована домовая церковь. Монастырю принадлежит 191 га пахотной земли.

В 2001 году в монастыре поселилась большая женская община из Украины под руководством монахини Георгии (Боровик). В июле 2002 года за заседании Священного Синода было принято решение о преобразовании монастыря из мужского в женский. В 2003 году община насчитывала 43 сестры. За эти годы отремонтированы бывший игуменский дом, для сестер построен трёхэтажный келейный корпус, для проживания священников и приезжающих гостей двухэтажный дом. В двух одноэтажных корпусах, доставшихся от пионерлагеря, расположились пошивочная и рукодельная мастерские, просфорня, пекарня, рыбный цех. Введен в эксплуатацию строительный цех по изготовлению строительных блоков, построен банно-прачечный комбинат.

Благоустраивается территория монастыря: разбиты газоны, клумбы и цветники, посажены саженцы, намечены основные тротуарные дорожки и лестницы, заложен фонтан. Строится монастырская ограда, хозяйственный блок №2 и гостиница для паломников. Ведется работа по проведению газопровода в монастырь.

На средства благодетелей заново строится из дерева Спасо-Преображенский храм, реставрируется Казанский Божией Матери собор, восстановлена нижняя церковь Арсения Великого.

Архитектура

  • Храм Казанской иконы Божией Матери (построен в 1886 г., архитектор И.И.Горностаев; восстановлен в 2012 г.). Нижний храм в честь святого преподобного Арсения Великого (построен в 1888 г., восстановлен в 2002 г.). Вход в пещеры расположен в притворе церкви Арсения Великого, общая длина их около 165 метров. Паломников допускают только в основной ход в пределах примерно 50 метров. Температура воздуха в пещерах зимой и летом примерно плюс 8 градусов.
  • Церковь Спаса Преображения (деревянная, тридцать три главы; снаружи здание оштукатурено; строился 10 лет, освящён в 2014 г.).
  • Надвратная колокольня (год постройки неизвестен) с надвратным храмом в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (освящён в 2015 г.).
  • Часовня (деревянная) в честь преподобного Серафима Саровского (2014 г.).
  • Арка-звонница. На этом месте, тогда ещё в мужском монастыре, стоял каменный храм середины ХVIII века. В 1934 г. он был взорван, осталась только арка, которую переделали под звонницу.

Также в монастыре: келейные (сестринские) корпуса, хозблок, гостиница для паломников, фонтан.

В 2014 году за алтарём Казанского храма монастыря были перезахоронены с городского кладбища города Серафимовича останки семерых монахинь - Анимаиды, Афанасии, Варсонофии, Евфалии, Евфрасии, Надежды, Раисы. Эти монахини жили в монастыре до 1928 года.

Подворья

  • Храм Мученицы Параскевы Пятницы в Кировском районе Волгограда.
  • Храм Св. Троицы в г. Серафимович.

Святыни монастыря

Главной святыней подземных ходов является каменная плита ("монашкин камень"), на котором оставлены отпечатки рук и ног игумении Арсении. По преданию, игуменья Арсения молилась на нём, и ей явилась Матерь Божья. Монахини монастыря настаивают на том, что на камне отпечатки рук и ног оставила Богородица. Считается, что если припасть к "монашкину камню" в проникновенной молитве, можно исцелиться от самых разных недугов и болезней.

Настоятели, настоятельницы (игумении)

Использованные материалы

  • Астафьев В. Б., История православных монастырей России. Глава 6: Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь, г. Серафимович // сайт "Проза.ру"

Редакция текста от: 24.08.2023 14:04:35

"УСТЬ-МЕДВЕДИЦКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google