Прот. Стефан Остроумов |
Родился 25 июля 1861 года в селе Николаевская Тума Касимовского уезда Рязанской губернии в семье священника.
В 1875 году окончил Касимовское духовное училище по I разряду [1], в 1881 году - Рязанскую духовную семинарию, в 1885 году - Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
По окончании академии был определён преподавателем латинского языка в Вологодскую духовную семинарию. В 1887 году защитил диссертацию о греческих апологетах II века, за что был удостоен степени магистра богословия.
В 1886 году был рукоположен в сан священника к Троицкой церкви своего родного села. Открыл в селе книжный склад, был председателем основанного им приходского братства и заведующим нескольких школ.
В 1897 году был возведен в сан протоиерея.
С 1898 года состоял благочинным III округа Касимовского уезда и членом Касимовского отделения Рязанского епархиального училищного совета. Сотрудничал в нескольких духовных журналах, был проповедником трезвости.
В 1912 году овдовел, имел троих детей.
Осенью 1912 года был избран членом Государственной думы от Рязанской губернии. В Думе принадлежал к партии националистов, был автором многих публицистических работ.
В июле 1918 года был арестован по обвинению «в нарушении закона об отделении церкви от государства», затем отпущен под подписку о невыезде: 29 июля обвинен при аресте в "противодействии советской власти". Член Поместного Собора 1917-1918 врач Владимир Клевезаль сообщил об аресте протоиерея Остроумова, который призывал прихожан в своей проповеди к оставлению в распоряжении прихода доходов с церковных каменных рядов на базарной площади. Клевезаль утверждал, что никаких оснований для ареста по существу не было, и просил об освобождении протоиерея о.Стефана, поскольку тюремное заключение могло оказаться губительными для слабого здоровья о. протоиерея.
15 февраля 1930 года вновь арестован, обвинялся по статьям 58-10, 58-11 УК РСФСР. 22 марта 1930 тройкой при ПП ОГПУ по Московской области приговорен к 10 годам высылки в Северный край.
Дальнейшая судьба неизвестна [2].
Сочинения
- Вопрос о симонии в историческом прошлом и в современной русской церковной жизни
- Жить - любви служить (нравственное богословие для мирян). М., Лествица, 2001.
- О православном благочестии (Репринтное издание)
- Православное учение в изречениях и примерах. Том 1
- Разбор сведений Евсевия Кесарийского и блаженного Иеронима Стридонского о греческих апологетах христианства второго века
Награды
- камилавка (1900)
- наперсный крест (1904)
Литература
- ГА РФ. Ф.3431. Оп.1. Д.567. ЛЛ.108–109.
- Четвертая Государственная Дума. Портреты и биографии. Издание Н.Н.Ольшанского. СПб., 1913. с. 143.
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Церкви Русской XX века"
- Протоиерей Стефан Остроумов // сайт Азбука веры:
[1] "Выпускники Касимовского духовного училища 1875 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://petergen.com/bovkalo/duhov/kasimovdu.html
[2] В книге "Дядя Коля против..." Записные книжки епископа Варнавы Беляева 1950-1960 / сост., вступ. очерк, коммент. П.Г Проценко. -- Изд-во "Христианская библиотека", Нижний Новгород, 2010, c. 734, данные биографии ошибочно приписаны-спутаны с доцентом Киевской духовной академии Семеном Остроумовым (С 1910 года состоял при кафедре систематической философии и логики в Киевской духовной академии, + 1925): "Можно быть профессором духовной академии и богословом и в душе невером, не умеющим защитить свою душу, свою веру от еретических влияний. Это мы видим сплошь и рядом. Больше видим, как самые первые лица из высшего белого духовенства, учёные, священные служители, например, такие как протоиерей Стефан Остроумов, на глазах у Священного Писания позволяли себе печатать безбожные статьи [См. Отдел Христианина, 1915, № 9 (о мытарствах), также Воскресный Благовест, 1914, № 30 (победитель сатаны и многое другое], оправдывая себя тем, что это лишь "богословское мнение", которое волен иметь каждый, а не обнародование нового догмата и непризнавание старого. И всё это высшая церковная власть, повторяю, у себя на глазах терпела, а надо бы беспощадно извергать если не из сана, то уж во всяком случае с должности, на "низовую работу", как выражаются большевики, в какой-нибудь дальний и бедный приход". См. №26, Обличение, отрицательная литература Варнава (Беляев), еп. "Дядя Коля против..." Записные книжки епископа Варнавы Беляева 1950-1960 / сост., вступ. очерк, коммент. П.Г Проценко. -- Изд-во "Христианская библиотека", Нижний Новгород, 2010, c.148, 734.