Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ВАРЛААМ УЛЕЙМИНСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Угличские святые Димитрий Царевич и князь Роман Угличские, Паисий Угличский и Игнатий Прилуцкий и Угличский, Кассиан Учемский и Варлаам Улейминский. Русская икона (нач. XVIII в.). Угличский музей.
Угличские святые Димитрий Царевич и князь Роман Угличские, Паисий Угличский и Игнатий Прилуцкий и Угличский, Кассиан Учемский и Варлаам Улейминский. Русская икона (нач. XVIII в.). Угличский музей.
Варлаам Уле́йминский (XV в.), монах, основатель Улейминского Никольского монастыря под Угличем, преподобный

Память 19 ноября (Ростов.) и в Соборе Ростово-Ярославских святых

Его родиной был Ростов. В 1457 году святой отправился в паломничество, в числе прочих святынь поклонился мощам святителя Николая Чудотворца в Бари. Здесь ему явился сам святитель Николай и повелел купить на рынке свой образ, вернуться с ним на Русь и поселиться там, где будет указано. Святой исполнил повеление, приобрел образ за три сребреника и тотчас тронулся в обратный путь. 9 мая 1460 года, в праздник перенесения мощей Николая Чудотворца, он был в Угличе, а спустя несколько дней направился в Ростов. Пройдя 12 километров, святой оказался в лесу вблизи рек Улейма и Воржехоть. Здесь он почувствовал усталость и решил остановиться, чтобы отдохнуть. Поставив икону между ветвей одной из сосен, преподобный уснул. Проснувшись, он хотел было продолжить свой путь и несколько раз безуспешно пытался снять образ с дерева. Смущенный странник снова уснул, во сне ему явился святитель Николай и повелел поселиться на этом месте. Воля святителя была исполнена.

Вскоре крестьяне соседнего села Дубровское и окрестных деревень узнали о подвижнике и чудотворной иконе и стали приводить к ней больных, получавших исцеление. Для Варлаама местные жители поставили келью, а для чудотворного образа - часовню у дороги в Ростов. Через некоторое время для поклонения чудотворной иконе прибыл правитель Углича, Бежецкого Верха и Звенигорода князь Андрей Большой, четвёртый сын великого князя Василия Васильевича. По его приказу и по благословению святителя Трифона, архиепископа Ростовского место, где находилась икона, было расчищено, и около 1464 года начато строительство деревянного Никольского храма. Вскоре вокруг храма возник монастырь, Ростовский архиепископ Иоасаф (Оболенский) назначил преподобного Варлаама его строителем.

Время кончины Варлаама Улейминского предположительно можно определить исходя из грамоты князя Андрея Большого угличскому Богоявленскому (впоследствии Покровскому) монастырю, выданной между серединой 1470-х годов и 18 сентября 1491 года. Князь Андрей пожаловал Богоявленскому монастырю "свои земли, купленные в Гороцком стану". Поскольку князь дал вклад в Богоявленский, а не в Николо-Улейминский монастырь, которому покровительствовал при жизни его основателя, можно предположить, что к этому времени преподобного Варлаама уже не было в живых. Косвенным подтверждением этому может служить тот факт, что ни в одной из княжеских жалованных, данных и разъезжих грамот последней четверти XV - начала XVI века святой также не упоминается [1]. Представляется маловероятным отождествление Варлаама Улейминского с игум. Варлаамом, участвовавшим в погребении прп. Паисия Угличского (+ 6 июня 1504), поскольку известно, что в период паломничества в Бари в 1457 года прп. Варлаам уже был старцем и вряд ли мог дожить до начала XVI века.

Преподобный Варлам Улейминский был погребён под спудом в храме Николо-Улейминского монастыря.

Основным источником сведений о преподобном Варлааме является "Угличский летописец" (2-я пол. XVIII в.), сохранивший фрагменты сказания о преподобном.

В угличской иконографии "Избранные святые" святой изображается с XVII века, что свидетельствует о его местном почитании после событий Смутного времени. Его общецерковная канонизация подтверждена внесением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование которому было установлено по благословению патриарха Алексия I и решением Священного Синода 10 марта 1964 года.

Литература

  • Угличский летописец // Тр. ЯГУАК. М., 1890. Вып. 1. С. 89-135; Ярославль, 1996;
  • Прп. Варлаам, основатель Угличского Николо-Улейминского мон-ря, и принесенный им из Бара-града образ святителя Николая // Ярославские ЕВ. Ч. неофиц. 1893. № 40. С. 626-633;
  • АСЭИ. 1964. Т. 3. № 79. С. 112;
  •  АРГ, 1505-1526 гг. М., 1975. № 7. С. 14-16;
  • Ключевский. Древнерусские жития. С. 318;
  • Барсуков. Источники агиографии. Стб. 79;
  • Ярославский К. Ист. сведения о бывших и существующих угличских мон-рях с хронол. перечнем начальствовавших лиц и с указателем источников и пособий для полного описания мон-рей // Яросл. ЕВ. 1887. № 27;
  • Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 186-187;
  • Власий, иером. Николо-Улейминский мон-рь близ г. Углича. Ярославль, 1892; Зверинский. Т. 2. С. 238;
  • О поставлении Никольской-Улейминской обители, когда и от кого начатся и кем и в какая лета создася // Яросл. ЕВ. Ч. неофиц. 1896. № 9. С. 132-141;
  • Прп. Паисий, Угличский чудотворец, и основание им угличского Покровского мон-ря. Ярославль, 1901. С. 7;
  • Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Т. 3. Прил. 3. С. 553;
  • Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в.: Ист.-геогр. исслед. по мат-лам мон-рей. Л., 1985. С. 33, 42-43, 46, 55-56, 67-68, 102;
  • Николо-Улейминский мон-рь. Углич, 1995.

Использованные материалы

  • В. В. Денисов, А. В. Кузьмин. "Варлаам Улейминский" // Православная энциклопедия, т. 6, с. 634-635:



[1]  АСЭИ. Т. 3. № 77-83. С. 110-115 и др.

Редакция текста от: 24.08.2023 03:00:22

"ВАРЛААМ УЛЕЙМИНСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google