Священник Игнатий Тимофеев. 1907 г. |
Родился в 1849 году в семье государственного крестьянина деревни Никифорово Мамадышского уезда Казанской губернии. Младший брат священника-миссионера Василия Тимофеева.
Мамадышский уезд был печально известен массовыми отступлениями его жителей, кряшен, от христианства в ислам. Обстановка в семье Тимофеевых не способствовала христианскому воспитанию. Мать Игнатия "фанатически держалась суеверной татарской старины" [1]. Отец был жесток к детям и мог без причины избить попавшегося под руку сына, о чем впоследствии писал в мемуарах о. Василий Тимофеев, ставший для своего младшего брата и учителем, и духовным наставником.
В 1864 году Игнатий поступил в казанскую крещено-татарскую школу, созданную Н. И. Ильминским совместно с Василием Тимофеевым. Ильминский, принимавший живое участие в деятельности Крещено-татарской школы, характеризует Игнатия Тимофеева в этот период его жизни следующим образом:
После окончания школы в 1866 году он служил учителем в разных инородческих поселках Казанской губернии. В Казани И. Тимофеев вступил в миссионерское Братство Свт. Гурия, членом которого он оставался всю свою жизнь.
Преподаватель Фершампенуазского инородческого училища
В 1871 году по инициативе бывшего ученика Н. Ильминского, инспектора народных училищ Оренбургской губернии Кудеевского, в поселках Верхнеуральских нагайбаков были открыты пять начальных инородческих училищ: в Остроленке, Касселе, Требии, Париже и Фершампенуазе. В эту последнюю школу, получившую статус центральной, был определен учителем Игнатий Тимофеев, с солидным по тем временам содержанием – 400 р. в год, назначенных ему управлением Оренбургского казачьего войска. Вскоре на молодого талантливого преподавателя обратил внимание военный губернатор Оренбурга К. Н. Бобарыкин, поручив ему непосредственное наблюдение за окружающими Фершампенуаз инородческими школами [3].
18 августа 1873 года Игнатий Тимофеев сочетался браком с Мариной Софроновой, родом из с. Мелекесы. Дети: дочь Пелагея (1884 г. р.; замужем за свящ. Александром Крепкогорским), сын Михаил (1888 г.р., умер во младенчестве).
По прибытию в Фершампенуаз Марина открыла у себя на дому первую школу для нагайбакских девочек.
И. Тимофеев вместе со своими учениками совершал поездки в порученные его попечению поселки. Особенно часто И. Тимофеев и его ученики посещали Остроленский поселок, где принимали участие в богослужении, исповедовались и причащались Св. Таин. Здесь же в Остроленской Покровской церкви нагайбаки впервые услышали молитвы и отдельные песнопения на своем наречии в исполнении учителя и учеников Фершампенуазской школы.
В одном из писем к брату Василию, написанных в это время, Игнатий делился своими миссионерскими достижениями:
Священник нагайбакских приходов
18 октября 1880 года Игнатий Тимофеев был рукоположен в сан диакона, а 22 ноября - в сан священника. Оба рукоположения совершил еп. Оренбургский Вениамин (Быковский). О. Игнатий был определен к Покровской церкви Остроленского поселка Верхнеуральского уезда. Матушка Марина возглавила центральную женскую школу в этом поселке.
Материальное положение о. Игнатия в эти первые годы было достаточно тяжелым; в Клировых ведомостях за 1880 год указано: "На содержание причта положено из Войсковых капиталов девяносто рублей и от прихожан столько же рублей в год". При этом рукой самого священника сделана небольшая приписка: "Содержание скудное" [5]. Жилищные условия тоже оставляли желать лучшего, и о них в том же отчете сказано: "Дома священно-церковнослужителей устроены от общества, состоят у каждого из двух комнат, передней и кухни. Надворное строение при обоих домах ветхое". Земли, которая была большим подспорьем в деле удовлетворения материальных нужд любого сельского священника, в Остроленском приходе на тот момент не было.
Первые пять лет своего служения являлся приходским священником трех поселков Верхнеуральских нагайбаков: Остроленского, Кассельского и Фершампенуазского. Как и в годы своего учительства, он должен был посещать их, но теперь уже в качестве священника. Круг его миссионерских обязанностей расширился: теперь он не только контролировал учебный процесс в казачьих школах, но и совершал здесь общественные и частные богослужения, проповедовал христианство на языке нагайбаков. Его педагогическая деятельность в этот период была сосредоточена на развитии церковного пения в нагайбакских школах, что в дальнейшем облегчило дело создания собственных приходов в этих поселках.
К этому периоду его служения относятся два значимых для церковной жизни нагайбаков события: освящение первого нагайбакского храма - Покровской церкви Остроленского поселка, и начало богослужения на нагайбакском языке. Как свидетельствует Витевский, "нагайбаки… по его внушению, в один год выстроили на свои средства деревянную церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы" [6]. С 1881 г. о. И. Тимофеев вел переписку с епархиальным начальством, добиваясь разрешения совершать богослужение на понятном для нагайбаков языке.
В 1896 году умер его старший брат о. Василий Тимофеев. В память об Н. И. Ильминском (+ 1891) в родном селе братьев Тимофеевых, Никифорове, где не было собственной церкви, в 1896 году был возведен храм свт. Николая. Желая почтить память своих учителей и наставников, о. Игнатий оставил поле своего миссионерского делания и уехал на родину, в с. Никифорово.
Менее чем через полгода, 7 октября 1896 года, он вернулся в Оренбургскую епархию и занял праздное священническое место в Космодамиановском храме Парижского поселка. Один из его современников писал: "Крайняя скудость содержания.., неуважительное отношение своих сородичей, из которых многие хорошо помнили его мальчиком “Игнашкой”, заставили его оставить свою родину и возвратиться в Оренбургскую епархию, хотя приход ему достался хуже первого" [7].
14 октября 1897 года переведен в п. Арсинский. В том же году на съезде духовенства 30 благочиния Оренбургской епархии был избран духовником благочиннического округа, каковую должность исполнял вплоть до 1901 года.
30 августа 1901 года переведен в п. Фершампенуазский, где начинал свою службу в должности учителя в 1871 году.
4 февраля 1913 года переведен в Покровский храм Остроленского поселка.
29 ноября 1914 года ушёл на покой по болезни.
Оставшиеся месяцы жизни он провел у себя на приходе, в Остроленке, оказывая посильную помощь назначенным на его место священникам. Когда же его разбил паралич, то собратья-священники поддерживали его молитвой и причащением Св. Христовых Таин: согласно метрической записи, последним, кто исповедовал и приобщил о. Игнатия накануне его кончины был последний дореволюционный свящ. Остроленского прихода о. Павел Николаев [8]. Последние дни своей жизни о. Игнатий провел в доме своего зятя, священника Карагайской станицы о. Александра Крепкогорского, окруженный любовью и заботой своих родных: дочери и внуков.
Скончался 8 октября 1915 года [9].
Награды
- благодарность (1882; за обучение пению в церковных школах)
- набедренник (1887)
- скуфья (1895)
- камилавка (1903)
- золотой наперсный крест от Святейшего Правительствующего Синода (1912)
- архиерейское благословение (1889 и 1892; за ревностное проповедание Слова Божия)
- благословение Св. Синода с установленной грамотой "за отлично-усердную службу и благоповедение"
Использованные материалы
- Свящ. Андрей Гупало. "Течение совершил, веру сохранил" // Сайт священника Андрея Гупало
[1] Знаменский П.В. О. Василий Тимофеевич Тимофеев. (Некролог) // ОЕВ. 1896. № 9. С. 275.
[2] Казанская центральная крещено-татарская школа: материалы для истории христианского просвещения крещеных татар. Сост. Н. Ильминский // Казань: 1887. С. 99.
[3] В.Н. Витевский. Нагайбаки. - Газета «Волжско-Камское слово». 1882 г. С. 2.
[4] Казанская центральная крещено-татарская школа: материалы для истории христианского просвещения крещеных татар. Сост. Н. Ильминский. — Казань: 1887. С. 53.
[5] Клировые ведомости о церквах и причтах XVII благочиннического округа (Воронцовского) за 1882 год // ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 1070. Л. 23.
[6] В.Н. Витевский. Нагайбаки. - Газета «Волжско-Камское слово». 1882 г. С. 3.
[7] Историко-статистическое описание церквей и приходов Казанской епархии. Вып. 6 // Казань, 1904. С. 160.
[8] ГАЧО. Ф. И-226. Оп. 31. Д. 75. Л. 242.
[9] ОЕВ. 1915. № 47-48 (офиц.). С. 512.