Нет войне! Заявление редакции энциклопедии "Древо"

ТИМОФЕЕВ ИГНАТИЙ ТИМОФЕЕВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Священник Игнатий Тимофеев. 1907 г.
Священник Игнатий Тимофеев. 1907 г.
Игнатий Тимофеевич Тимофеев (1849 - 1915), священник, педагог, миссионер, просветитель нагайбаков

Родился в 1849 году в семье государственного крестьянина деревни Никифорово Мамадышского уезда Казанской губернии. Младший брат священника-миссионера Василия Тимофеева.

Мамадышский уезд был печально известен массовыми отступлениями его жителей, кряшен, от христианства в ислам. Обстановка в семье Тимофеевых не способствовала христианскому воспитанию. Мать Игнатия "фанатически держалась суеверной татарской старины" [1]. Отец был жесток к детям и мог без причины избить попавшегося под руку сына, о чем впоследствии писал в мемуарах о. Василий Тимофеев, ставший для своего младшего брата и учителем, и духовным наставником.

В 1864 году Игнатий поступил в казанскую крещено-татарскую школу, созданную Н. И. Ильминским совместно с Василием Тимофеевым. Ильминский, принимавший живое участие в деятельности Крещено-татарской школы, характеризует Игнатия Тимофеева в этот период его жизни следующим образом:

"Игнатий, брат В. Т-ва, довольно взрослый парень, и в домашнем быту работящий помощник своему отцу. Его и отпускали в Казань только на несколько месяцев. В четыре с половиной месяца, проведенные им в школе, он занимался весьма усердно, – стал очень хорошо читать, узнал довольно по-русски, не дурно пишет. Брат, на прощанье, снабдил его нашими народно-татарскими изданиями, некоторыми русскими книгами и бумагой, и внушил ему не оставлять занятий и дома" [2].

После окончания школы в 1866 году он служил учителем в разных инородческих поселках Казанской губернии. В Казани И. Тимофеев вступил в миссионерское Братство Свт. Гурия, членом которого он оставался всю свою жизнь.

Преподаватель Фершампенуазского инородческого училища

В 1871 году по инициативе бывшего ученика Н. Ильминского, инспектора народных училищ Оренбургской губернии Кудеевского, в поселках Верхнеуральских нагайбаков были открыты пять начальных инородческих училищ: в Остроленке, Касселе, Требии, Париже и Фершампенуазе. В эту последнюю школу, получившую статус центральной, был определен учителем Игнатий Тимофеев, с солидным по тем временам содержанием – 400 р. в год, назначенных ему управлением Оренбургского казачьего войска. Вскоре на молодого талантливого преподавателя обратил внимание военный губернатор Оренбурга К. Н. Бобарыкин, поручив ему непосредственное наблюдение за окружающими Фершампенуаз инородческими школами [3].

18 августа 1873 года Игнатий Тимофеев сочетался браком с Мариной Софроновой, родом из с. Мелекесы. Дети: дочь Пелагея (1884 г. р.; замужем за свящ. Александром Крепкогорским), сын Михаил (1888 г.р., умер во младенчестве).

По прибытию в Фершампенуаз Марина открыла у себя на дому первую школу для нагайбакских девочек.

И. Тимофеев вместе со своими учениками совершал поездки в порученные его попечению поселки. Особенно часто И. Тимофеев и его ученики посещали Остроленский поселок, где принимали участие в богослужении, исповедовались и причащались Св. Таин. Здесь же в Остроленской Покровской церкви нагайбаки впервые услышали молитвы и отдельные песнопения на своем наречии в исполнении учителя и учеников Фершампенуазской школы.

В одном из писем к брату Василию, написанных в это время, Игнатий делился своими миссионерскими достижениями:

"В каждый воскресный день мы собираемся читать часы; очень много бывает посторонних людей. Прочитавши часы, я говорю о вере, читаю «Угет» [Наставление свят. Тихона Задонского]; очень нравится… Пошел посмотреть на школы в Кассель. И здесь в крещенских школах читают крещенские книги" [4].

Священник нагайбакских приходов

18 октября 1880 года Игнатий Тимофеев был рукоположен в сан диакона, а 22 ноября - в сан священника. Оба рукоположения совершил еп. Оренбургский Вениамин (Быковский). О. Игнатий был определен к Покровской церкви Остроленского поселка Верхнеуральского уезда. Матушка Марина возглавила центральную женскую школу в этом поселке.

Материальное положение о. Игнатия в эти первые годы было достаточно тяжелым; в Клировых ведомостях за 1880 год указано: "На содержание причта положено из Войсковых капиталов девяносто рублей и от прихожан столько же рублей в год". При этом рукой самого священника сделана небольшая приписка: "Содержание скудное" [5]. Жилищные условия тоже оставляли желать лучшего, и о них в том же отчете сказано: "Дома священно-церковнослужителей устроены от общества, состоят у каждого из двух комнат, передней и кухни. Надворное строение при обоих домах ветхое". Земли, которая была большим подспорьем в деле удовлетворения материальных нужд любого сельского священника, в Остроленском приходе на тот момент не было.

Первые пять лет своего служения являлся приходским священником трех поселков Верхнеуральских нагайбаков: Остроленского, Кассельского и Фершампенуазского. Как и в годы своего учительства, он должен был посещать их, но теперь уже в качестве священника. Круг его миссионерских обязанностей расширился: теперь он не только контролировал учебный процесс в казачьих школах, но и совершал здесь общественные и частные богослужения, проповедовал христианство на языке нагайбаков. Его педагогическая деятельность в этот период была сосредоточена на развитии церковного пения в нагайбакских школах, что в дальнейшем облегчило дело создания собственных приходах в этих поселках.

К этому периоду его служения относятся два значимых для церковной жизни нагайбаков события: освящение первого нагайбакского храма - Покровской церкви Остроленского поселка, и начало богослужения на нагайбакском языке. Как свидетельствует Витевский, "нагайбаки… по его внушению, в один год выстроили на свои средства деревянную церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы" [6]. С 1881 г. о. И. Тимофеев вел переписку с епархиальным начальством, добиваясь разрешения совершать богослужение на понятном для нагайбаков языке.

В 1896 году умер его старший брат о. Василий Тимофеев. В память об Н. И. Ильминском (+ 1891) в родном селе братьев Тимофеевых, Никифорове, где не было собственной церкви, в 1896 году был возведен храм свт. Николая. Желая почтить память своих учителей и наставников, о. Игнатий оставил поле своего миссионерского делания и уехал на родину, в с. Никифорово.

Менее чем через полгода, 7 октября 1896 года, он вернулся в Оренбургскую епархию и занял праздное священническое место в Космодамиановском храме Парижского поселка. Один из его современников писал: "Крайняя скудость содержания.., неуважительное отношение своих сородичей, из которых многие хорошо помнили его мальчиком “Игнашкой”, заставили его оставить свою родину и возвратиться в Оренбургскую епархию, хотя приход ему достался хуже первого" [7].

14 октября 1897 года переведен в п. Арсинский. В том же году на съезде духовенства 30 благочиния Оренбургской епархии был избран духовником благочиннического округа, каковую должность исполнял вплоть до 1901 года.

30 августа 1901 года переведен в п. Фершампенуазский, где начинал свою службу в должности учителя в 1871 году.

4 февраля 1913 года переведен в Покровский храм Остроленского поселка.

29 ноября 1914 года ушёл на покой по болезни.

Оставшиеся месяцы жизни он провел у себя на приходе, в Остроленке, оказывая посильную помощь назначенным на его место священникам. Когда же его разбил паралич, то собратья-священники поддерживали его молитвой и причащением Св. Христовых Таин: согласно метрической записи, последним, кто исповедовал и приобщил о. Игнатия накануне его кончины был последний дореволюционный свящ. Остроленского прихода о. Павел Николаев [8]. Последние дни своей жизни о. Игнатий провел в доме своего зятя, священника Карагайской станицы о. Александра Крепкогорского, окруженный любовью и заботой своих родных: дочери и внуков.

Священник Игнатий Тимофеев скончался 8 октября 1915 года [9].

Награды

  • благодарность (29 декабря 1882, за обучение пению в церковных школах)

Использованные материалы



[1]  Знаменский П.В. О. Василий Тимофеевич Тимофеев. (Некролог) // ОЕВ. 1896. № 9. С. 275.

[2]  Казанская центральная крещено-татарская школа: материалы для истории христианского просвещения крещеных татар. Сост. Н. Ильминский // Казань: 1887. С. 99.

[3]  В.Н. Витевский. Нагайбаки. - Газета «Волжско-Камское слово». 1882 г. С. 2.

[4]  Казанская центральная крещено-татарская школа: материалы для истории христианского просвещения крещеных татар. Сост. Н. Ильминский. — Казань: 1887. С. 53.

[5]  Клировые ведомости о церквах и причтах XVII благочиннического округа (Воронцовского) за 1882 год // ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 1070. Л. 23.

[6]  В.Н. Витевский. Нагайбаки. - Газета «Волжско-Камское слово». 1882 г. С. 3.

[7]  Историко-статистическое описание церквей и приходов Казанской епархии. Вып. 6 // Казань, 1904. С. 160.

[8]  ГАЧО. Ф. И-226. Оп. 31. Д. 75. Л. 242.

[9]  ОЕВ. 1915. № 47-48 (офиц.). С. 512.

Редакция текста от: 14.05.2022 19:14:16
Последняя редакция: 16.05.2022 13:56:02

"ТИМОФЕЕВ ИГНАТИЙ ТИМОФЕЕВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google