Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИОАНН III АНТИОХИЙСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иоанн III Поли́т (греч. ᾿Ιωάννης ὁ Πολίτης; + 1021), патриарх Антиохийский

Уроженец Константинополя, чем, возможно, объясняется его прозвище (ἡ Πόλις - Город, одно из названий Константинополя). До возведения на патриаршество был хартофилаксом храма Св. Софии

4 октября 996 года поставлен на Антиохийскую кафедру после вынужденного отречения патриарха Агапия I (II) (978-996, + сентябрь 997). Выбор византийским императором Василием II кандидатуры Иоанна Полита, члена константинопольского клира, не связанного с антиохийской региональной элитой, был определен необходимостью укрепления имперской власти на дальней и недостаточно лояльной властям окраине государства. Этим можно объяснить и то, что Иоанн Полит принял поставление не от епископов Антиохийского Патриархата, а в Константинополе. Византийский канонист прп. Никон Черногорец в 31-й главе "Тактикона" (вторая половина XI века) объяснял поступок Иоанна Полита тем, что патриарх Агапий готов был вернуться на патриарший престол, поэтому Иоанн Полит, не имея опоры в Сирии, принял сан от Константинопольского патриарха, за которым письменно закрепил право поставления Антиохийских патриархов в будущем. Эта практика сохранялась, по-видимому, до начала XIII века.

После похода Василия II в Сирию в 999 году Фатимидский халифат и Византия начали переговоры о мире. Фатимидское посольство во главе с Иерусалимским патриархом Орестом в 1000 году проехало через Антиохию, направляясь в Константинополь. На встрече Ореста и Иоанна Полита было достигнуто соглашение о передаче Антиохийским патриархом Иерусалимской Церкви прав на выплаты из Грузии, традиционно производившиеся за получение компонентов св. мира.

Относительная политическая стабильность, установившаяся на Ближнем Востоке в первой половине XI века, способствовала активным контактам восточнохристианских Церквей. Известно о напряженной дискуссии по поводу расхождений в вычислении даты Пасхи 1007 года, охватившей ближневосточный христианский мир от Армении до Египта. В урегулировании конфликта важную роль сыграл Арсений, патриарх Александрийский, осуществлявший в это время также управление Иерусалимской Церковью; вероятно, между ним и Иоанном Политом велась переписка по этому вопросу. В отличие от иерусалимских христиан антиохийская паства без возражений приняла дату, за которую выступал Египет.

Гонения на христиан халифа аль-Хакима в начале XI века затронули и епархии Антиохийского Патриархата, находившиеся во владениях Фатимидов. В марте 1009 года по приказу халифа был разрушен православный кафедральный собор в Дамаске. В 1013/14 году аль-Хаким разрешил христианам покидать Египет, и массы беженцев переселились в Антиохию и Латакию, на византийской территории с компактным арабо-христианским населением.

В патриаршество Иоанна Полита Антиохия оставалась одним из культурных центров христианского Востока. В окрестностях Антиохии процветало монашеское сообщество Чёрной Горы. Наместник города на рубеже X и XI веков магистр Никифор Уран писал на греческом языке агиографические сочинения и поэмы. В конце X - начале XI века переводами святоотеческого наследия и агиографическим творчеством занимался уроженец Антиохии протоспафарий Ибрахим ибн Юханна. В 1014/15 году в Сирию из Египта переселился Яхья Антиохийский, крупнейший арабо-христианский историк XI века, в сочинении которого содержится основная информация об Иоанне Полите. Важнейшим событием патриаршества Иоанна Полита он считал восстановление в Антиохии кафедрального собора ап. Петра, который, видимо, оставался в аварийном состоянии со времени убийства патриарха Христофора и разграбления мусульманами в 967 году. Согласно воле императора, храм был отстроен по образцу Св. Софии Константинопольской.

Иоанн Полит - автор "Ответов о крещении", составленных, вероятно, в бытность его хартофилаксом и адресованных Феодору, митр. Эфесскому [1].

Иоанн Полит предположительно считается адресатом ряда писем синкелла Льва, митр. Синадского [2], и Филета Синадина, судьи из Тарса [3]. Сохранились три печати, возможно принадлежавшие Иоанну Политу [4].

Иоанн Полит скончался в июле 1021 года.

Литература

  • Yahya-ibn-Sa‘ïd d'Antioche. Histoire. P., 1932. Fasc. 2. P. 445-446, 481-486, 490. (PO;
  • T. 23. Fasc. 3) (рус. пер.: Розен В. Р., ред. Император Василий Болгаробойца: Извлечения из летописи Яхьи Антиохийского. СПб., 1883. С. 33-34, 45-47;
  • Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. СПб., 1903. Т. 2/1. С. 358-359, 367. (ППС;
  • Т. 17. Вып. 50);
  • Антиохийские патриархи в арабском списке свящ. Иоанна Жеми 1756 г. // ТКДА. 1875. Март. С. 475;
  • Бенешевич В. Н. Описание греч. рукописей мон-ря св. Екатерины на Синае. СПб., 1911. Т. 1. С. 582, 599 [«Тактикон» Никона Черногорца];
  • Леонид (Кавелин), архим. Мат-лы для истории патриархов Иерусалимского и Антиохийского XI в.: Из Тактикона Никона Черногорца // ППС. 1889. Т. 6. Вып. 1: Три статьи к рус. палестиноведению. С. 44-45, 47-48.
  • Grumel V. Les patriarches grecs d'Antioche du nom de Jean (XIe et XIIe siècles) // EO. 1933. Vol. 32. P. 281-284;
  • Darrouzès J., éd. Epistoliers byzantins du Xe siècle. P., 1960. P. 176-179, 201-203, 253-254;
  • Nasrallah. Histoire. T. 3(1). P. 83;
  • Aubert R. Jean III (85) // DHGE. T. 26. Col. 1231;
  • Todt K.-P. Region und griechisch-orthodoxes Patriarchat von Antiocheia in mittelbyzantinischer Zeit und im Zeitalter der Kreuzzüge (969-1204): Diss. Wiesbaden, 1998. Tl. 2. S. 654-660.

Использованные материалы



[1]  Paris. gr. 1304. Fol. 37; изд. фрагмента: Allatius L. De aetate et interstitiis in collatione ordinum. R., 1638. P. 215

[2]  N 14-16, 47-50; The Correspondence of Leo, Metropolitan of Synada and Syncellus / Ed., transl., comment.: M. P. Vinson. Wash., 1985. P. 24-29, 74-77, 103-107, 130-132

[3]  N 5-7; Darrouzès. 1960. P. 253-254

[4]  Laurent V. Le corpus des sceaux de l'Empire byzantin. P., 1965. Vol. 5/2. N 1517; Cheynet J.-C., Morrisson C., Seibt W. Les sceaux byzantins de la collection H. Seyrig. P., 1991. N 233a-233b

Редакция текста от: 08.02.2022 06:28:05

"ИОАНН III АНТИОХИЙСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google