Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЕВСЕВИЙ КОРИФСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Евсевий Корифский, Сирийский (греч. Εὐσέβιος; + кон. IV в.), пустынник, преподобный

Память 23 января (Греч. [1])

Навыки аскетической жизни Евсевию привил его дядя Мариан, затворив их с братом в небольшой хижине без окон и дверей. Когда брат и дядя умерли, Евсевий не оставил своего затворничества. В 25 стадиях от этого места, на склоне горы Корифа, на пути из Антиохии (ныне Антакья) в Берою Сирийскую (ныне Халеб), находился небольшой монастырь, основанный неким Аммианом. Он часто приходил за духовным советом к Евсевию, разговаривая с ним через стену его жилища. Постепенно Аммиан убедил Евсевия стать наставником для монахов его монастыря. Прорыв вход в хижину, он вывел оттуда Евсевия.

Однажды, сидя на склоне холма, Аммиан читал Евангелие и попросил Евсевия истолковать его. Тот, отвлекшись на созерцание природы и работавших земледельцев, не смог этого сделать. После этого Евсевий решил носить тяжелые вериги, чтобы всегда иметь взор, устремленный в землю, и не любоваться красотами мира. Подвижник старался вообще не выходить из монастыря, кроме как в церковь для молитвы. Подвизаясь т. о. 40 лет, Евсевий пережил Аммиана и собрал вокруг себя множество последователей, в т. ч. и бывших учеников прп. Иулиана (Саввы; + между 362 и 373) - Иакова Персиянина и Агриппу. Перед смертью Евсевий хотел назначить Иакова своим преемником, однако тот отказался, и настоятелем был избран Агриппа.

Скончался скорее всего в конце IV века, так что Феодорит Кирский лично не мог быть с ним знаком (был рукоположен во епископа г. Кир в 423); сведения о Евсевии он почерпнул у старца Акакия и настоятеля монастыря Евсевия Давида (преемника Агриппы).

Прп. Евсевия затворника следует отличать от другого прп. Евсевия (память 15 февраля), также упоминаемого Феодоритом Кирским.

Сказание об аскетических подвигах сирийского затворника Евсевия, возглавившего затем монастырь Аммиана и собравшего вокруг себя многих любителей благочестия, помещено в ряде византийских синаксарей под 23 января. Данное сказание представляет собой сжатый пересказ обширного повествования из "Истории боголюбцев" Феодорита Кирского.

Литература

  • BHG, N 636;
  • ActaSS. Febr. T. 2. P. 824-825;
  • SynCP. Col. 418-419;
  • Theodoret. Hist. rel. 18 // PG. 82. Col. 1340-1352 (рус. пер.: Феодорит Кирский, блж. История боголюбцев / Пер. и вступ. ст.: А. И. Сидоров. М., 1996. С. 176-180).
  • Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 22;
  • Clercq C., de. Eusebio sul Monte Corifo // BiblSS. Vol. 5. Col. 258.

Использованные материалы



[1]  "Ὁ Ὅσιος Εὐσέβιος", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, Синаксарь Православной Церкви), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, - https://www.synaxarion.gr/gr/sid/1854/sxsaintinfo.aspx

Редакция текста от: 05.02.2022 09:17:52

"ЕВСЕВИЙ КОРИФСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google