Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ТАЛАНТОВ БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Борис Владимирович Талантов. Последняя фотография перед арестом
Борис Владимирович Талантов. Последняя фотография перед арестом
Борис Владимирович Талантов (1903 - 1971), преподаватель, церковный публицист, диссидент, исповедник

Память 22 декабря (РПЦЗ [1])

Родился 13 апреля 1903 года в селе Воздвиженском Пыщугской волости Ветлужского уезда Костромской губернии в семье священника Владимира Талантова.

При поступлении в Московский межевой институт в 1922 году Борис скрыл своё социальное происхождение, но был выдан земляком. Директор институт порвал бумагу с доносом у него на глазах и дал ему возможность успешно завершить учёбу.

В 1932 году его младший брат Серафим, гидротехник, был арестован и отправлен на строительство Беломорканала. В 1933 году он умер на этой стройке.

В 1934 году Борис Талантов был принят на работу в Кировский педагогический институт преподавателем математики, астрономии и картографии.

В 1937 году его отец был арестован, осуждён "тройкой" и заключён в Темниковские лагеря. Несколько ходатайств Бориса о его освобождении по старости и болезни остались без ответа. Отец умер в лагере в 1940 году.

Самого Бориса как сына священника с 1930 по 1941 год не оставляли в покое органы госбезопасности. Характеристики из его личного дела, хранящегося в архиве ВятГГУ, неизменно рисуют Талантова добросовестным и высокопрофессиональным работником. Оставаясь православным верующим, он не скрывал своих взглядов. В институте был дефицит кадров, и его религиозность до поры до времени терпели. В 1951 году он даже окончил вечерний университет марксизма-ленинизма при городском комитете КПСС.

12 июля 1954 году Талантова вызвал его непосредственный начальник – заведующий кафедрой математического анализа и методики математики Фёдор Фёдорович Нагибин. «Подавайте заявление о добровольном уходе из пединститута, а то мы вас уволим за религиозные убеждения с “волчьими документами”!» – потребовал он. Талантов отказался это сделать. 12 августа 1954 года его уволили как инвалида 2-й группы с пенсией в 260 рублей.

В 1955 году он был принят на работу во Всесоюзный заочный энергетический институт преподавателем высшей математики. В свободное от работы время он с головой уходил в изучение философских и религиозных вопросов, размышлял над новейшей историей страны.

То, как был развенчан культ личности И. В. Сталина на XX съезде КПСС, и последовавшие за этим события, окончательно убедили Талантова в неизменности сути советского строя. Своё глубокое разочарование он выразил в подписанном чужой фамилией письме в газету «Правда» от 27 мая 1957 года, желая получить ответы на мучившие его вопросы.

"После XX съезда партии у некоторых беспартийных в стране появились радужные мечты о том, что, быть может, наш общественный строй постепенно станет правовым, что будут ликвидированы негласные суды и будут реабилитированы все невинно осуждённые, что будет предоставлена свобода выражения своих мыслей, свобода совести. Теперь видно, что эти мечты напрасны. Начиная с венгерских событий, стало ясно, что партия и правительство начинают во внешней и внутренней политике применять сталинские методы".

Редакция вместо ответа направила письмо в Управление Комитета государственной безопасности по Кировской области, сотрудники которого через год по почерку установили его автора. Талантова "профилактировали". 1 сентября 1958 года он был уволен из института «по собственному желанию». 21 сентября 1958 года в «Кировской правде» появился фельетон, в котором Талантов был публично ославлен как клеветник. Кроме того, в вину ему вменялось то, что "он взял на себя инициативу об открытии в гор. Кирове церкви". После этого он потерял всякую возможность устроиться на работу по специальности. Его семья, состоявшая на тот момент из жены-пенсионерки, сына-студента и шестилетней внучки, оказалась вынуждена прозябать на две нищенские пенсии.

В 1958 году руководство СССР запустило новую антирелигиозную кампанию. В Кировской области развёрнутое наступление властей на религию началось с ликвидации в 1959 году широко известного, описанного ещё А. И. Герценом, паломничества на реку Великую. Получив подробные сведения об этом от знакомых верующих из села Великорецкое, Талантов с февраля 1960 по март 1961 года написал семь писем протеста в разные инстанции. Обращение верующих именно к Талантову с просьбой о составлении писем-жалоб было, по-видимому, не случайным. Ещё в 1951 - 1957 годы он отправлял ходатайства в центральные и местные органы о возвращении верующим Успенского собора бывшего Трифонова монастыря в г. Кирове. По инициативе Талантова в начале 1960 года оформляется братство вятских христиан. По оценке Талантова, дело шло к полной ликвидации религии в СССР и чтобы спасти остатки веры, следовало готовиться к переходу на нелегальное положение - создавать неформальные структуры со своим уставом, кассой взаимопомощи, подавать помощь тем, кто оказался в беде, устраивать тайные собрания-богослужения.

В 1960 году Талантов шлёт письмо в журнал «Наука и религия», в котором опровергает ложь антирелигиозной пропаганды. В 1963 году пишет открытое письмо в газету «Известия» с протестом против массового разрушения памятников храмового зодчества в Кировской области. В июле 1966 года он составил открытое письмо патриарху Алексию I и всем верующим Русской Церкви, подписанное ещё одиннадцатью мирянами. В нём обличалась порочная жизнь духовенства и мирян, сообщалось о произволе местных властей при закрытии 40 из 75 церквей и насилии над верующими и священниками. Это письмо распространялось в самиздатовских копиях в Москве и других городах и попало за границу. 8 декабря 1966 года оно было передано британской радиостанцией ВВС. 10 ноября 1966 года ещё одно письмо «Советское государство и Христианская религия», обвинявшее власть в нарушении закона о свободе совести, было отправлено им в газету «Известия».

Одним из главных виновников тяжелого положения верующих в Кировской епархии Талантов представлял еп. Иоанна (Иванова), который, по его словам, "развил энергичную деятельность по закрытию церквей и разрушению церковной жизни... угрожал убрать каждого священника, который ослушается устного распоряжения уполномоченного Совета". Последние письма Талантова появились уже после снятия Хрущёва, когда антицерковная кампания пошла на убыль, хотя введенные в этот период ограничения религиозной жизни сохранялись. Обращения религиозных активистов, в т. ч. за границу, вызывали резкое недовольство властей и могли спровоцировать усиленное давление на Церковь. В связи с выступлениями Талантова, получившими широкую известность за пределами Кировской обл., еп. Иоанн был вызван к уполномоченному Совета по делам религий, этот вопрос дважды обсуждался в 1966 году в Патриархии. Еп. Иоанн встречался с Талантовым, беседовал с ним, разъясняя возможные последствия его деятельности [2].

14 февраля 1967 года Талантова вызвали в УКГБ. Здесь ему, пригрозив вначале тюрьмой, предложили отказаться от «Открытого письма» в форме письменного заявления, которое можно было бы опубликовать в одной из газет. Но он отказался это сделать и подтвердил своё авторство послания патриарху.

По подсчётам исследователя Е. Останина, в 1960 - 1969 годах Б. В. Талантов написал по просьбе церковных общин и отдельных верующих в различные местные и центральные инстанции 163 жалобы и заявления в защиту закрытых храмов и прав верующих. В результате удалось спасти от закрытия только Троицкую церковь в с. Быстрица (Оричевский район Кировской области). Кроме того, имели положительный результат две жалобы Талантова на нарушения прав верующих.

Местные чекисты, собирая компромат для процесса над Талантовым, загодя позаботились о формировании негативного общественного мнения вокруг его имени. 31 мая 1967 года в «Кировской правде» был напечатан фельетон «С открытым забралом». О Талантове в нём говорилось: «Заурядный анонимщик в прошлом, он выступает сегодня с открытым забралом защитника христиан. Но клеветник остался клеветником. Его перо, как и прежде, брызжет злобой». После этого Бориса Владимировича стали травить соседи, прекратил общение с ним его брат, отвернулись многие знакомые, наконец, умерла от инсульта, не перенеся унижений и угроз, его жена.

12 июня 1969 года Борис Владимирович был арестован в г. Кирове по обвинению в "распространении заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй". 1-3 сентября состоялся суд, на котором он был приговорен к двум годам заключения. Б. В. Талантов в последнем слове подтвердил верность своим убеждениям, хотя отметил, что в отдельных суждениях он мог проявить субъективный подход. Он простился с близкими, так как, учитывая свой возраст и состояние здоровья, не надеялся выйти на свободу.

Талантов не роптал на свою судьбу:

"Я с терпением и безропотно несу свой крест, веря, что Бог любящим его всё делает ко благу. Со смирением и кротостью благодарю Бога за свою участь, зная, что Бог смирил меня по справедливости, чтобы сокрушить во мне дух гордости. <…> Я живу так, что всегда стремлюсь быть готовым к смерти. Если будет угодно Господу, то всё перенесу и живым выйду из лагерей".

Борис Владимирович считал своё нахождение за решёткой несправедливостью, с которой необходимо бороться. Сразу после осуждения он написал кассационную жалобу в вышестоящую инстанцию. Однако судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР своим определением от 9 октября 1969 года оставила приговор без изменения.

Борис Талантов скончался 4 января 1971 года в кировской тюрьме, за полгода до окончания срока заключения. Известие о его кончине имело широкий резонанс не только в СССР, но и за рубежом.

В 1981 году он был прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей в лике святых новомучеников и исповедников Российских.

Реабилитирован 4 апреля 1990 года постановлением Президиума Верховного Суда РСФСР.

Сочинения

  • Талантов Б. В. Дневники 1943–1945, 1947 гг. Тюремная переписка 1969–1970 гг. / подгот. текста, сост., предисл., вступ. статьи к разделам, коммент. Е. С. Останина. Киров: Радуга-Пресс, 2015.

Литература

  • Останин Е. С. Дело Б. В. Талантова // Проблемы истории российских спецслужб / отв. ред. В. А. Бердинских. Киров-Вятка: ВятГГУ, 2004. С. 123–130.
  • Останин Е. С. Нет пророка в своём отечестве: Б. В. Талантов как политический мыслитель // Личность и время: материалы регион. научн. конф., посвящ. 180-летию со дня рождения П. В. Алабина / сост. О. И. Ситникова. Киров: Киров. обл. краеведч. музей, 2005. С. 23–26.
  • Останин Е. С. Спасённый храм: эпизод истории сопротивления хрущёвскому антирелигиозному погрому на Вятской земле // Герценка: вятские записки. Киров, 2007. Вып. 11. С. 109–121.
  • Останин Е. С. Проект церковной реформы Бориса Талантова (1965 г.) // Православие на Вятской земле (к 350-летию Вятской епархии): материалы межрегион. науч. конф., (Киров, 5 дек. 2007 г.) / ред. А. Балыбердин, С.Гомаюнов, А. Дудин, Ю. Балыбердин. Вятка (Киров): Буквица, 2007. С. 223–231.
  • Останин Е. С. Кировская область в летописи советских диссидентов – «Хронике текущих событий» // Сквозь границы: культурологический альманах. Киров: ВятГГУ, 2008. Вып 7. С. 199–213.
  • Останин Е. С. Дневники Б. В. Талантова 1943–1945 гг. // Ценности современной науки и образования: материалы междунар. научн.-теоретич. конф., 3–4 апр. 2008 г. Киров: ВятГГУ, 2008. Т. 2. С. 279–283.
  • Останин Е. С. О двух тактиках сохранения Церкви в атеистическом государстве: Борис Талантов против «сергиевщины» // Церковь в истории и культуре России: сб. материалов междунар. научн. конф. Киров (Вятка), 22-23 окт. 2010 г. Киров: ВятГГУ, 2010. С. 253–256.
  • Останин Е. С. Борис Талантов: письма из тюрьмы // Герценка: вятские записки. Киров, 2012. Вып. 21. С. 176–183.
  • Останин Е. С. По талантовским местам г. Вятки / Кирова: виртуальная экскурсия // Город на Вятке: история, культура, люди: материалы Всерос. науч. конф. Киров, 4-5 июня 2014 г. Киров: ИД «Герценка», 2014. С. 188–193.
  • Останин Е. С. Документы Бориса Талантова в собрании Кировского областного краеведческого музея // Краеведческий музей: история, коллекции, люди (к 150-летию Кировского областного краеведческого музея): сб. статей и материалов / ред.-сост. М. С. Судовиков, П. Н. Шарабаров. Киров: О-Краткое, 2016. Т. 2. С. 248–253.
  • Останин Е. С. Конец Н. С. Хрущёва – конец антицерковных гонений? // Advanced Science. Киров, 2017. № 3. С. 421–429.
  • Останин Е. С. Взорванный храм: борьба верующих против уничтожения Феодоровской церкви г. Кирова в 1962–1963 гг. // Документ. Архив. История. Современность: сб. науч. тр. / гл. ред. Л. Н. Мазур. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. Вып. 18. С. 267–275.
  • Останин Е. С. Братство вятских христиан в начале 1960-х гг. // Государство, общество, церковь в истории России ХХ–XXI веков: материалы XVII Междунар. науч. конф., Иваново, 28–29 мар. 2018 г. / отв. ред. А. А. Корников. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2018. С. 142–147.
  • Останин Е. С. Дружеский круг Бориса Талантова: принципы формирования // Дружеский круг как начало соборности и солидарности в России: материалы междунар. конф. (Моск. обл., 9–11 мар. 2016 г.). М.: Культ.-просвет. фонд «Преображение», 2019. С. 330–338.
  • Останин Е. С. Судьбы «бывших людей» в СССР: на примере семьи священника В. И. Талантова // III Островидовские чтения: материалы третьей межрегион. ист.-церковной конф., г. Глазов, 8 дек. 2017 г. / под ред. еп. Виктора (Сергеева), Н. Н. Закировой. Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2019. С. 109–116.



[1]  Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2019 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2018, с. 155, https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/December-2019.pdf

[2]  М. В. Шкаровский, Д. Н. Никитин. "Иоанн (Иванов Иван Спиридонович)" // Православная энциклопедия, т. 23, с. 406-407 - http://www.pravenc.ru/text/469480.html

Редакция текста от: 30.01.2022 20:39:23

"ТАЛАНТОВ БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google