Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЗАКРИЦКИЙ ИВАН АНДРЕЕВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иван Андреевич Закрицкий (1873 - 1937), священник Воскресенской церкви села Хорошево Харьковского района.

Родился 10 ноября 1873 года в селе Огульцы Валковского уезда Харьковской губернии в семье псаломщика Андрея Закрицкого. Родные братья, Иосиф и Тимофей, стали священниками.

В 1895 году выбыл с 6 курса Харьковской духовной семинарии [1]. С 1 октября того же года - учитель церковноприходской школы села Княжного Валковского уезда [2].

Женился на Анне Григорьевне, дети: сыновья Андрей и Иван и дочери Зинаида и Вера.

В 1896 году рукоположен во диакона к [Иоанно-Воинской?] церкви местечка Андреевки Сумского уезда Харьковской епархии.

В марте 1900 года определен на место священника к Николаевской церкви слободы Груни Лебединского уезда [3].

В августе 1903 года перемещен к Иоанно-Предтеченской церкви слободы Станичной Валковского уезда [4].

9 ноября 1904 года перемещен к Успенской церкви села Камышеватое, того же уезда [5].

11 января 1910 года перемещен на священническое место при Воскресенской церкви, села Хорошева Харьковского уезда [6].

24 марта того же года назначен законоучителем местного народного училища [7].

Был возведен в сан протоиерея. Оставался священником Воскресенской церкви в селе Хорошеве до ее закрытия [8]. После закрытия храма проживал в том же селе.

22 января 1930 года был арестован Харьковским окротделом ГПУ по обвинению в групповой антисоветской агитации. 20 марта того же года был освобожден.

В октябре 1932 года в своем рапорте на имя экзарха Украины митрополита Константина (Дьякова) протоиерей Воскресенской церкви села Хорошева Иоанн Закрицкий писал, что попытки сельсовета (в лице ее председателя) закрыть церковь "... получили ... почти террористический оттенок" [9]. Сельсовет по большим праздникам и воскресенье постоянно направляла на разные работы членов приходского совета (церковного старосту, казначея), которые были необходимы при богослужении. Председатель местного колхоза, "наблюдая за посетителями храма ... в очень грубой форме выражал свое мнение о храме и его богомольцах". С церковной сторожки он своевольно выселил священника и вселил туда рабочих колхоза. Священнику председатель колхоза заявил: "Кто будет звонить в колокол, того застрелю". Находясь в храме, он демонстративно курил, чем вызвал возмущение прихожан [10].

В течение одного года священника трижды выселяли с нанимаемых им квартир и он должен ютиться в самом бедном в селе доме. За его квартирой председателем колхоза было установлено наблюдение. Прихожанам приходилось приходить к священнику тайно. Поскольку местной власти не удалось закрыть в с. Хорошеве церковь, то она в этом обвинила И. Закрицкого. Председатель сельсовета прямо предложил ему выселяться из деревни, угрожая: "Идите, а то мы пришьем вам дело"[11].

25 июля 1937 года священника вновь арестовали. В следственном заключении говорилось:

"Закрыцкий вел нелегальную работу по объединению всех церковных течений в одно течение - истинно православной церкви в целях борьбы против советской власти, наряду с этим, на могилке "юродивой Наташи" проводил контрреволюционную агитацию среди церковников о гибели советской власти… вел работу по подрыву к выборам в Верховный Совет, предлагая верующим не принимать участия в выборах".

Постановлением особой тройки УНКВД по Харьковской области от 3 декабря 1937 года приговорен к высшей мере наказания.

Расстрелян 21 декабря 1937 года в Харькове, лично принадлежащее ему имущество конфисковано. Место захоронения неизвестно.

Решением прокуратуры Харьковской области от 29 марта 1989 года был реабилитирован.

Использованные материалы

  • Справочная книга для Харьковской епархии / Сост. секретарь Харьк. дух. консистории Ив. Самойлович. Харьков, 1908, с. 124.
  • Справочная книга для Харьковской епархии / Сост. секретарь Харьк. дух. консистории Ив. Самойлович. Харьков, 1904, с. 190.
  • Реабілітовані історією. Харківська область. Книга 1. Частина 1. Розділ 2. - Харків., 2005. с. 471:
  • Сафонова О. В. З історії храмів Слобожанщини // Харківський архівіст: 2018 - 2019. Харків, 2020, с. 132-133:
  • Волосник Ю. П., "Наступ радянської держави на релігійні конфесії: утиски та переслідування духовенства на Харківщині (кінець 1920-х – початок 1930-х рр.)"// Вісник ХНУ. Серія "Історія", Вип. 58, Харків, 2020, с. 15-16:



[1]  Оставлен на повторный курс в 6 классе. См. Разрядный список воспитанников Харьковской духовной семинарии за 1894/5 учебный год // Листок для Харьковской епархии (отд. журнала "Вера и разум"). 1895. № 12 (20 июня), с. 289.

[2]  Приложение к Листку для Харьковской епархии (отд. журнала "Вера и разум"). 1897 № 8 (130 апреля), с. 23-24.

[3]  Листок для Харьковской епархии (отд. журнала "Вера и разум"). 1900. № 6 (31 марта), с. 153.

[4]  Листок для Харьковской епархии (отд. журнала "Вера и разум"). 1903. № 15 ( 15 августа), с. 138-139.

[5]  Листок для Харьковской епархии (отд. журнала "Вера и разум"). 1904. № 22 ( 30 ноября), с. 1076.

[6]  Известия и заметки по Харьковской епархии (отд. журнала "Вера и разум"). 1910. № 7 (15 апреля), с. 245-246.

[7]  Известия и заметки по Харьковской епархии (отд. журнала "Вера и разум"). 1910. № 7 (15 апреля), с. 119.

[8]  Клировая ведомость за 1921 год. В 1937 году, на момент второго ареста в анкете арестованного указано: "национальность - украинец, род занятий - безприходный поп, социальное происхождение - сын попа".

[9]  DAKhO, f. R-408, op. 8, spr. 1913b, ark. 5

[10]  DAKhO, f. R-408, op. 8, spr. 1913b, ark. 8zv.

[11]  DAKhO, f. R-408, op. 8, spr. 1913b, ark. 6zv.

Редакция текста от: 02.07.2021 07:14:33

"ЗАКРИЦКИЙ ИВАН АНДРЕЕВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google