Валаамская икона Божией Матери. XIX в. |
Празднование 1 июля (Валаам.), 7 августа (Фин. [1])
История обретения зафиксирована в "Сказании об обретении образа Пресвятой Богородицы, именуемого Местная Валаамская" и связана с чудом исцеления от ревматизма крестьянки Тверской губ. Корчевского уезда дер. Зорино Н. А. Андреевой, проживавшей в Санкт-Петербурге, в богадельне Брусницына. Андреевой во сне явилась Богородица и повелела ехать в Валаамский монастырь, где она получит исцеление от Ее иконы. Приехав на Валаам, Андреева нашла икону и, вернувшись в Санкт-Петербург, почувствовала значительное облегчение. Во второе свое посещение Валаамского монастыря летом 1896 года Андреева не увидела иконы, висевшей прежде в Успенском храме на колонне с левой стороны. Ризничий монастыря о. Пафнутий не нашел образ и решил, что икону отправили в Санкт-Петербург, в Валаамскую часовню на Васильевском острове, но и там иконы не оказалось. Приехав на Валаам в 1897 году, в день памяти преподобных Сергия и Германа, Андреева в тонком сне увидела место пребывания иконы, указала на него, и Валаамская икона была обретена. Перед образом была возжена неугасимая лампада и отслужен водосвятный молебен, Андреева получила исцеление. С явлением Валаамской иконы связывают духовное свидетельство Божией Матери о Ее Покрове Валааму как Северному Афону.
Икона была написана в 1878 году валаамским иером. Алипием (Константиновым), имевшим художественное образование и нареченным в монашестве в честь преподобного Киево-Печерского иконописца. Богородица на иконе изображена в рост, стоящей на золотом облаке, перед собой Она обеими руками держит Младенца Христа (левой рукой поддерживает Его снизу, правой - спереди). Облачена в красный мафорий и темно-синий хитон, не скрывающий Ее босых стоп. Богомладенец изображен фронтально в желтом хитоне, правой высоко поднятой рукой благословляет, в левой - держава, увенчанная крестом. В художественном стиле иконы сочетаются академическая живописная манера и иконописная традиция Афона конце XIX века. В нижнюю часть иконы игум. Гавриилом была вложена частица ризы Божией Матери.
Во время своего посещения Валаама, в июне 1914 года, на "царском месте" близ Валаамской иконы молился вел. кн. Николай Николаевич. Позже для него была сделана рукописная копия Сказания [2] и в иконописной мастерской Валаама выполнен список Валаамской иконы, посланный в С.-Петербург через духовника вел. князя иеросхим. Ефрема (Хробостова). После вступления России в первую мировую войну вел. кн. Николай Николаевич в декабре 1914 года пожертвовал монастырю тысячу рублей "с тем, чтобы капитал этот оставался неприкосновенным, а проценты от него были употребляемы на вечное возжение лампады перед образом Пресвятыя Богородицы Валаамския" [3].
Валаамская икона пребывала на Валааме, отошедшем в 1917 году к Финляндии, до 1940 года, когда после присоединения Ладоги к СССР иноки, вынужденные покинуть остров Валаам, перенесли образ в монастырь Новый Валаам, в Преображенском соборе которого (за левым клиросом) Валаамская икона находится в настоящее время.
Одно из последних чудес от Валаамской иконы зафиксировано со слов настоятеля Финляндского Валаамского монастыря архим. Сергия: в 1996 году получил исцеление сын греч. свящ. Илии, просившего молитв братии у Валаамской иконы.
Празднование иконе Финляндской Православной Церковью совершается 7 августа [1]. Архиеп. Павел (Олмари) написал тропарь иконе. Кондак иконе по благословению настоятеля Финляндского Валаамского монастыря составила финская православная поэтесса Валентина (Туула) Пеннонен, которая, будучи слепой, духовно увидела образ Божией Матери.
В России остался чтимый список иконы (135´ 82 см), созданный валаамскими монахами в 1900 году. Он находился в часовне Валаамского монастыря на Васильевском острове, затем, очевидно еще до ее закрытия в 1932 году, был перенесен в церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище. Образ особенно почитался прихожанами храма, были зафиксированы случаи исцеления. 9 июля 1992 года патриархом Московским и всея Руси Алексием II с клириками Санкт-Петербургской епархии и валаамской братией икона была торжественно перенесена на Валаамское подворье в Санкт-Петербурге. В том же году 11 июля к празднику преподобных Сергия и Германа икону временно перевезли на Валаам, а затем вернули на подворье. 10 июля 1996 года по благословению патриарха Алексия II состоялось перенесение образа из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь. 13 июля 1997 года в связи со 100-летней годовщиной явления Валаамской иконы указом патриарха было установлено празднование иконе; первоначально оно совершалось в день обретения иконы - в первое воскресенье после дня памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, и дня памяти апостолов Петра и Павла (29 июня); с 2003 года празднование установлено 1/14 июля.
10 июля 2002 года патриарх освятил в честь Валаамской иконы Никольскую церковь (была упразднена в 1853). Служба Валаамской иконе на церковнославянском языке составлена в 2003 году схиигум. Серафимом (Бараделем).
Валаамская икона Божией Матери - одна из главных святынь Валаамского монастыря - находится в цекрви преподобных Сергия и Германа Валаамских. Перед иконой служатся молебны, происходят исцеления (в монастыре ведется запись о чудесах, происходящих от иконы). На деньги одного из благотворителей обители в благодарность за выздоровление от тяжкого недуга была расписана церковь во имя Валаамской иконы, устроен вызолоченный резной иконостас и написана точная копия иконы.
Известны списки Валаамской иконы, отличающиеся от иконы иером. Алипия некоторыми деталями. 14 июля 1992 году православным обществом "Валаам" (Финляндия) Валаамскому монастырю был подарен список иконы, выполненный в 1992 году иконописцем С. Павловым. В 1995 году этот список по благословению настоятеля Валаамского монастыря архим. Панкратия (Жердева) был передан на Московское подворье Валаамского монастыря, где в настоящее время находится в киоте слева от центрального придела церкви во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских.
В Казанском храме Валаамского подворья в Санкт-Петербурге между главным престолом и правым Никольским приделом находится список Валаамской иконы, с образами преподобных Сергия и Германа в клеймах, написанный в 1997 году Юлией Боголюбовой.
В мае 1974 году, во время визита патриарха Московского и всея Руси Пимена в Финляндию, ему была преподнесена Валаамская икона (в настоящее время местонахождение неизвестно), написанная специально к приезду первосвятителя финским иконописцем Петром Сасаки, японцем по национальности, принявшим Православие.
Молитвословия
Тропарь, глас 4
Богоро́дице Де́во, на Твою́ ико́ну пресве́тлую взира́юще, ра́дуемся, пред не́ю бо на о́строве Валаа́ме мольбы́ усе́рдно моля́щихся исполня́ются; услы́ши, Пречи́стая, и на́с моля́щих Ти́ ся́, утверди́ на́с в ве́ре и любви́, и испроси́ ми́рови ми́р и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 6
Предста́тельство христиа́н непосты́дное,/ хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное,/ не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы,/ но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас,/ ве́рно зову́щих Ти:/ ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние,// предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.
Литература
- АФВМ. Еа:153. № 24 за 1920 г.;
- Еа:132. № 23 за 1915 г.
- Богоматерь Валаамская // ЖМП. 1975. № 1. С. 28-29;
- Рывкин В. Ф. По Валааму. Петрозаводск, 1990. С. 135-138;
- Беловодов Г., свящ. Сказание о Валаамской иконе Божией Матери / Валаамский мон-рь. СПб., 1997.
Использованные материалы
- Иеродиак. Онуфрий (Маханов), Э. В. Шевченко. "Валаамская икона Божией Матери" // Православная энциклопедия, т. 6, с. 508-510
- "Тропарион. Тропари, кондаки, величания и молитвы. Перед иконами Божией Матери: Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Валаамской»", - страница сайта "Православный-молитвослов"
[1] "Jumalansynnyttäjän juhla Valamolaisen ikonin kunniaksi", календарь официального сайта Финляндской Православной Церкви, - https://ort.fi/kirkkokalenteri/20210807
[2] АФВМ. 1915. № 23. Л. 6-16
[3] АФВМ. 1915. № 23. Л. 2-5