ФЕОФАН РОСЛАВЛЬСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Феофан Рославльский (+ 1819), схимонах, преподобный, местночтимый святой Смоленской епархии

Память 15 июня (Смоленск.)

О нём сохранилось мало сведений. В основном это следующие воспоминания архимандрита Моисея, старца Оптинского.

1819 году ездили вдвоем с братом в Оптину пустынь на одной лошадке. Причем познакомились с тамошними старцами иеросхимонахом Иеремией (духовником обители), о. Феофаном и учеником его Варлаамом (в схиме Вассианом). Впрочем о. Феофана мы уже знали: он еще прежде приходил к нам в пустыню погостить, а в этот раз сказал, что придет провести Великий Пост у нас. Мы сказали: "Милости просим".

Отец Феофан, уроженец Владимирский, был на службе Черноморского казацкого войска; до пострижения именовался «казак Федор Талунин». Жил первоначально в Софрониевой пустыне, а потом ушел в Молдавию, где пребывал у старца Паисия, а по кончине его возвратился в Россию и поступил в братство Оптиной пустыни в 1800 году. В крайнем нестяжании, в кротости духа, деятельную добродетель поста, молитвы и поклонов он проходил с горячей ревностью. В продолжение первой и последней седмицы Великого Поста не вкушал ничего: в прочие посты принимал пищу на третий день. Так, приготовляясь постепенно, он, по ревности к подвигам постническим, решился, наконец, вступить в великую меру выше естественного подвига.

Придя к нам в пустыню перед началом Св. Великого Поста (1819 г.), он объявил мне, что намерен провести всю святую четыредесятницу без пищи. "Я верую, говорил он, что не умру от поста". "Буди по вере твоей", – отвечал я, не смея ни отклонять его от сего намерения, ни утверждать в оном. Феофан поместился у нас в прихожей; он носил с собою написанный на полотне образ Распятия Господня, перед которым совершал свое молитвенное правило. Итак, вступя в сей чрезмерный подвиг, о. Феофан положил не употреблять пищи и не ложиться спать. Сверх обычной вседневной службы, исправляв келейное правило, и правило его было большое – до 800 поклонов: он во время сего правила, чтобы не упасть от изнеможения, надевал особые нарукавники, привязанные шнурами к крючьям, на которых висела на стене икона, и так простаивал на молитве целые ночи. Сверх того сам топил печку, помогал нам петь и постоянно был бодрым. Во весь пост он не вкусил ничего и только однажды в неделю употреблял воду, смешанную с уксусом, от сухости во рту. В одно время, заметив его в истощении, я сказал ему: "Отче, ты очень изнурил себя". Феофан отвечал на это: "Нет, Христос Спаситель излил всю свою кровь до последней капли, а во мне много найдется крови". Выдержав, с Божией помощью, сей подвиг неослабно, он приобщился Святых Христовых Тайн. Впоследствии он ревновал снова на тот же подвиг, но от простуды заболел жестоким кашлем и, постоянно оскудевая в телесных силах, отошел к Господу 15 июня того же 1819 года.

За несколько минут до кончины я спросил его: «Покойна ли твоя душа, не страшится ли чего в часе смертном?» Он отвечал: «Я с радостью желаю разрешиться жизни сей». И тут же стал кончаться: занес руку для крестного знамения и предал дух свой в руки Божии. Погребен в пустыне" [1].

Преподобный Оптинский старец Антоний, на руках которого умер старец Феофан, рассказывал, что он забыл испросить у него молитв перед его смертью. В 40-й день почивший явился ему во сне и пообещал молиться за него. Отец Антоний говорил о Феофане следующее: "Этот старец при жизни имел столь сияющее благодатью лицо, что недоставало духу смотреть ему прямо в глаза, а разве украдкой когда взглянешь со стороны" [2].

О месте погребения старца Феофана И.И. Орловский сообщал следующее:

"От могилы старца Никиты мы поехали к дер. Васино, версты три от нее. За нею во рву течет речка Болдачевка, возле которой жили старцы Афанасий, Моисей, Антоний и др. Здесь леса вовсе нет, кругом одна рожь. В полуверсте от деревни, вниз по течению Болдачевки, на берегу речки виден полусгнивший колодезь, выкопанный старцами. Выше его, на краю оврага – могила с крестом. По словам крестьян, здесь похоронен старец Феофан …На могиле лежит четырехугольный камень без всяких надписей, но весь покрытый сверху выпуклыми лепешечками неправильной формы, в количестве до 20 штук. Трудно сказать игра ли это природы, или дело рук человека. Вернее первое, ибо человек скорее высек бы на камне крест или имя умершего, чем какие-то лепешки (крестьяне называют их просвирками)" [3].

Прп. Феофан причислен к лику местночтимых святых Смоленской епархии решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2016 года.

Использованные материалы

  • Иеромонах Рафаил (Ивочкин), кандидат исторических наук, кандидат богословия, секретарь Комиссии Смоленской митрополии по канонизации святых. "Из истории Рославльского пустынножительства: схимонахи Никита и Феофан"
  • "К лику местночтимых святых причислены схимонахи Никита и Феофан Рославльские"



[1]  Житие Схиархимандрита Моисея. М.,1882, с. 35-37.

[2]  Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков, месяц август. Издание Оптиной пустыни, 1994, с. 171.

[3]  Орловский И.И. Пустынножительство в Рославльских лесах // Смоленские епархиальные ведомости, Смоленск, 1998, № 4, с. 51-52.

Редакция текста от: 10.04.2021 15:49:33

"ФЕОФАН РОСЛАВЛЬСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google