Иоанн VII ибн Джами (Джумей) (+ 966), патриарх Иерусалимский (с 964)
Единственным источником сведений об Иоанне VII является арабо-христианского хроника Яхьи Антиохийского (XI в.). Во время патриаршества Иоанна VII обострились межконфессиональные отношения на Ближ. Востоке. В первой половине X века завершился распад Аббасидского халифата, Палестина вошла в состав владений Ихшидидов (935-969), тюркской династии, правившей в Египте. Политический кризис мусульманского мира усилил антихристианские настроения, неоднократные погромы церквей (в 923, 937, 940) имели место в Сиро-Египетском регионе, в т. ч. в Иерусалиме. Межконфессиональную напряженность усугубляли успешная экспансия Византии в Восточном Средиземноморье, потеря арабами в 960-х годах Крита, Кипра и Киликии и переселение в Сирию мусульманских беженцев с утраченных территорий. Известия о победах византийцев спровоцировали новые погромы христианских церквей в Фустате в 960 и 961 годах.
В такой обстановке правитель Иерусалима Мухаммад ибн Исмаил ас-Синаджи обложил Иерусалимскую Церковь тяжелыми поборами. Патриарх Иоанн VII сначала выплачивал требуемые суммы, потом поехал в Египет к правителю государства эмиру Кафуру и через чиновников-христиан просил его разобраться в ситуации. Кафур отдал соответствующее указание наместнику Сирии аль-Хасану ибн Абдалле, а тот - ас-Синаджи. Однако градоначальник продолжал притеснять христиан и незадолго до Пятидесятницы 966 года потребовал чрезмерных денежных выплат. Патриарх, надеясь на заступничество высших лиц государства, отказался платить и отправился с жалобой в Рамлу, где тогда находился наместник Сирии. Оттуда Иоанн VII вернулся в Иерусалим вместе с военачальником Текином, которого наместник откомандировал для защиты христиан от посягательств администрации города. Ас-Синаджи воспринял происходящее как прямой вызов и покушение на свои властные полномочия. Он собрал "толпу родичей, приверженцев и всякого сброда" и потребовал, чтобы патриарх явился к нему. Иоанн VII, видимо не вполне осознавая серьезность ситуации, пошел на обострение конфликта: он отказался встретиться с ас-Синаджи, велел своим людям запереть ворота храма Гроба Господня и быть готовыми к нападению. Градоначальник арестовал Текина и снова призвал патриарха, обещая ему неприкосновенность. Иоанн VII не ответил на это приглашение. Тогда 28 мая толпа, возможно возглавляемая гулямами ас-Синаджи, подожгла двери в храм Гроба Господня и ворвалась в него. Церковь была разграблена, из-за пожара обрушились купол ротонды Воскресения и крыша базилики (храм был восстановлен христианами в несколько этапов в последней трети X - начале XI века). Тогда же подверглась разграблению и разрушению церковь Пресвятой Богородицы на Сионе. В нападениях на церкви наряду с мусульманами участвовали евреи. Именно они на следующий день, 29 мая 966 года, обнаружили патриарха, прятавшегося в цистерне для масла в кладовой храма Гроба Господня, убили его, а тело сожгли во дворе храма, привязав к одной из колонн.
Убийство патриарха Иоанна VII не имело прецедентов в истории халифата. Однако уже на следующий год подобная ситуация повторилась в Антиохии, где патриарх Христофор был убит по ложному обвинению в связях с Византией, т. е. также в контексте обострения византийско-мусульманских отношений.
О почитании Иоанна VII в Иерусалимской Церкви как мученика свидетельств не сохранилось. Память "Иоанна, патриарха Иерусалимского", встречающаяся в греческих печатных и рукописных Синаксарях обычно под 30, а также под 26, 29 и 31 марта [1], не может относиться к Иоанну VII, поскольку она зафиксирована уже в Патмосском списке Типикона Великой церкви IX-X веков [2].
Литература
- Yahya-ibn-Sa‘ïd d'Antioche. Histoire. P., 1924. Fasc. 1. P. 792-793, 799-802. (PO; T. 18. Fasc. 5) (рус. пер.: Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по араб. источникам. СПб., 1897. Т. 2(1). С. 339-342).
Использованные материалы
- К. А. Панченко. "Иоанн VII" // Православная энциклопедия, т. 23, с. 518
[1] ᾿Ιωάννης. ῾Ο Ζ´. // ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 1240
[2] Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 61