Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИОАНН V ИЕРУСАЛИМСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иоанн V, патриарх Иерусалимский (705 - 735)

Даты патриаршества Иоанна V приводит визант. хронист прп. Феофан Исповедник (нач. IX века), и они считаются общепринятыми. Патриарх Евтихий Александрийский (X в.), в своей хронике относит поставление Иоанна V к 668 году (7-й год халифата Муавии) и указывает, что Иоанн V занимал престол 40 лет. Исходя из этого, рус. исследователь XIX века А. Н. Муравьёв пытался отождествить Иоанна V с Иоанном, еп. Филадельфийским, местоблюстителем Иерусалимского престола в середине VII века. Однако неоднократные упоминания Иоанна V в трудах его современника прп. Иоанна Дамаскина подтверждают сообщения прп. Феофана о том, что Иоанн V жил в первой трети VIII века. Бо́льшую часть своего правления (до 727) Иоанн V оставался единственным православным патриархом на Ближнем Востоке (Александрийская и Антиохийская кафедры вдовствовали).

Палестинская церковная история этого времени известна фрагментарно. Материалы археологических раскопок в Палестине и Заиорданье свидетельствуют о сохранении значительного христианского присутствия и традиционного византийского уклада жизни в регионе. Действовала церковная иерархия, ремонтировались и перестраивались храмы. Ко времени патриаршества Иоанна V относятся, в частности, мозаики трех церквей в Хирбат-эс-Самра близ Герасы (начала VIII века), мозаики конца 710-х годов церквей в Маине (под Мадабой) и Умм-эр-Расасе. Наличие в Святой земле многочисленной и относительно процветающей христианской общины, множества храмов и монастырей подтверждает западный паломник Виллибальд, посетивший Палестину в 723-727 годах.

Наряду с этим в начале VIII века отношение Омейядов к мелькитам ухудшилось по сравнению с первыми десятилетиями мусульманского владычества. В правление халифа Умара II (717-720) первое религиозное гонение на христиан сопровождалось увольнением со службы чиновников, бытовой дискриминацией и поощрением перехода в ислам. К 724 или 725 году агиографическая традиция относит казнь в Иерусалиме 60 византийских архонтов-паломников, не успевших покинуть Св. землю до истечения срока перемирия между Византией и Халифатом. При халифе Язиде II в 724 году был принят указ об уничтожении изображений живых существ в церквах; впрочем, иконоборческие гонения продолжались недолго. Археологические данные свидетельствуют о целенаправленном повреждении мозаик в некоторых иорданских церквах, однако впоследствии мозаики были тщательно восстановлены.

После начала движения иконоборчества в Византии (726) Ближний Восток стал одним из главных очагов сопротивления ереси. По сообщению прп. Феофана Исповедника, в начале 730-х годов, когда ужесточились преследования иконопочитателей в Византии, многие восточные епископы и прп. Иоанн Дамаскин предали анафеме имп. Льва III Исавра. Опала Иоанна Дамаскина и его уход в палестинскую лавру св. Саввы способствовали его сближению с патриархом Иоанном V. Считается, что патриарх призвал прп. Иоанна из лавры в Иерусалим, рукоположил во пресвитера и сделал проповедником при храме Гроба Господня. В "Послании о Трисвятой песне" прп. Иоанн подчеркивает свои близкие отношения с патриархом Иоанном V, называет себя его учеником, а патриарха - "[жертвенным] тельцом", на основании чего можно предположить, что патриарх претерпел страдания за веру.

Литература

  • Theoph. Chron. P. 375-410;
  • Eutych. Annales. T. 7. P. 38;
  • Мученичество шестидесяти новых святых мучеников, пострадавших во святом граде Христа Бога нашего под владычеством арабов. СПб., 1892. (ППС; Т. 12. Вып. 1(34));
  • Ioan. Damasc. Ep. de hymn. Trisag. 1. 42; 26. 10-15;
  • The Travels of Willibald // Early Travels in Palestine. N. Y., 1969. P. 12-22.
  • Муравьев А. Н. История св. града Иерусалима от времен апостольских и до наших. СПб., 1844. Т. 1. С. 317-327;
  • Бартольд В. В. Ислам и мелькиты // Соч. М., 1966. Т. 6. С. 651-658;
  • Piccirillo M. The Christians in Palestine during a Time of Transition: 7th-9th Centuries // The Christian Heritage in the Holy Land. L., 1995. P. 47-56;
  • MacAdam H. Settlements and Settlement Patterns in Northern and Central Transjordania, ca 550 - ca 750 // The Byzantine and Early Islamic Near East. Princeton, 1994. Vol. 2. P. 49-94.

Использованные материалы

Редакция текста от: 10.11.2020 16:37:17

"ИОАНН V ИЕРУСАЛИМСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google