Патриарх Иоанн XI Векк |
Родился в 1230-е годы, предположительно в Никее.
Получил прекрасное образование в школе Георгия Бабускомита, основанной никейским имп. Иоанном III Дукой Ватацем (1221-1254) в окрестностях Никеи для подготовки гос. чиновников и церковных деятелей. Иоанн Векк был известен как один из лучших ученых и риторов своего времени, славился красноречием.
До избрания на патриарший престол был диаконом; с 1263 года занимал пост патриаршего хартофилакса (вел. хартофилакса), с 1274 года - вел. скевофилакса.
В 1268 году Иоанн Векк вместе с Константинопольским патриархом Иосифом I участвовал в византийском посольстве к сербскому кор. Стефану Урошу I для заключения брака между Анной, второй дочерью визант. имп. Михаила VIII Палеолога, и младшим сыном короля и наследником престола царевичем Милутином (впосл. кор. Стефан Урош II Милутин). Отправившееся из Константинополя посольство остановилось в пограничной Веррии, откуда дальше в сербские земли были отправлены Иоанн Векк и некий Кудумин Траянопул. Согласно сведениям визант. историка Георгия Пахимера, Иоанн Векк проехал по Сербии и вскоре вернулся в Веррию и сообщил патриарху и др. членам посольства, что сербы не подготовились должным образом к приему византийской царевны и не могут обеспечить безопасность посольства. Царевна и ее спутники решили вернуться в Константинополь [1]. Возможно, причина неудачи посольства заключалась в изменении политической обстановки: Стефан Урош I был женат на Елене Анжуйской, родственнице противника Византии Карла Анжуйского, кор. Сицилии. Брак Анны и Милутина должен был укрепить союз Сербии и Византии, что осложнило бы осуществление завоевательных планов Карла.
Потерпев неудачу в заключении союза с сербами, имп. Михаил VIII Палеолог попытался повлиять на политику Карла Анжуйского через его брата, французского короля Людовика IX. С целью удержать Карла от военных действий против Византии Михаил в 1270 году отправил Иоанна Векка и придворного архидиак. Константина Мелитениота к Людовику, который в то время находился с крестоносной армией в Тунисе. Однако скорая смерть Людовика помешала выполнению миссии посольства [2]. Для защиты от притязаний Карла Анжуйского имп. Михаил решил добиваться поддержки Римского престола (с 1 сентября 1271 его занимал папа Григорий X, сторонник восстановления общения Церквей).
В вопросе о заключении унии между Константинополем и Римом Иоанн Векк изначально был не согласен с позицией императора. В 1273 году в Константинополь прибыло папское посольство (в составе которого были и греки-униаты из Юж. Италии) и состоялся архиерейский Собор в присутствии императора и его двора по вопросу о возможности заключения унии. Имп. Михаила поддержали многие из присутствовавших, в т. ч. архиеп. Григорий Кипрский (впосл. патриарх Константинопольский), Мелитениот, Георгий Акрополит. Тогда патриарх Иосиф приказал Иоанну Векку выступить, угрожая ему отлучением, если тот откажется говорить. Иоанн Векк перед лицом императора назвал латинян "тайными еретиками", чем навлек на себя гнев имп. Михаила. На последующих заседаниях Собора по приказу императора клирик Иоанн Хумн попытался возбудить против Иоанна Векка судебное дело по обвинению в недобросовестном исполнении им посольских обязанностей. Однако Собор отклонил обвинение, ссылаясь на то, что это дело находится вне его компетенции и подлежит только суду патриарха, который был на стороне Иоанна Векка. Опасаясь царского гнева, Иоанн Векк вместе с семьей укрылся в храме Св. Софии, пользуясь правом убежища. Император отправил ему письмо, почтительно приглашая к себе. Однако как только Иоанн Векк покинул пределы храма, он был схвачен и заключен в Анемову башню во Влахернах [3]. Как сообщает Пахимер, в тюрьме Иоанн Векк по настоянию имп. Михаила начал изучать творения отцов Церкви, как восточных (в первую очередь Никифора Влеммида), так и западных, и постепенно изменил свои взгляды в пользу поддержки унии, посчитав, что различия в вопросе об исхождении Св. Духа касаются не существа церковного учения, а исключительно терминологии. Впрочем, достоверность этой версии о "переубеждении" Иоанна Векка трудно проверить; возможно, не менее значительную роль в "изменении" его взглядов сыграли угрозы императора.
Иоанн Векк был освобожден из тюрьмы, после того как присоединился к сторонникам унии. Он начал активно выступать, призывая клир Константинопольской Церкви поддержать возрождение общения Церквей. В 1274 году, несмотря на оппозицию в Византии, посольство, отправленное имп. Михаилом на Запад, добилось соглашения с Римско-католической Церковью на Лионском Соборе. После этого патриарх Иосиф оставил престол, а 26 мая 1275 года по предложению императора на его место был избран Иоанн Векк. 2 июня состоялась его интронизация.
Иоанн Векк стал одним из приближенных сотрудников имп. Михаила и активно участвовал во многих государственных делах. В первые годы патриаршества он пропагандировал церковную унию, мобилизовал все средства, от проповеди до административного давления на оппозицию, и при поддержке императора стремился добиться признания соглашения, принятого на Соборе, византийцами. В этот период Священный Синод под его руководством издал несколько определений, которые стали основой политики Иоанна Векка и одновременно вызвали недовольство византийцев действиями Иоанна Векка и имп. Михаила. В 1276 году Иоанн Векк провозгласил верным догмат об исхождении Св. Духа в католической версии и признал примат папской власти. Ведя полемику с противниками унии, он начал составлять опровержения их сочинений и отлучать их от Церкви. 19 февраля 1277 года Священный Синод Константинопольской Церкви анафематствовал всех непризнающих восстановление "древних преимуществ" (ἀνέκαθεν πρεσβεῖα κα προνόμια) папского престола. 16 июля того же года Иоанн Векк издал окружное послание, в котором подтвердил отлучение отказывающихся считать Римскую Церковь "Матерью и главой всех прочих Церквей". Большинство населения Византии не признало унии, за что многие подверглись преследованиям вплоть до тюремного заточения [4].
При восшествии Иоанна Векка на престол имп. Михаил VIII Палеолог пожаловал ему право ходатайствовать за нуждающихся в справедливости и снисхождении. В марте 1279 года, получив отказ в своей просьбе, Иоанн Векк бросил патриарший жезл к ногам Михаила и удалился в константинопольский монастырь Пресв. Богородицы Парахранты. В другой раз во время богослужения в константинопольском Манганском мон-ре на глазах народа Иоанн Векк лишил императора антидора (просфоры), после того как тот отказал в удовлетворении патриаршего ходатайства [5]. Настойчивость Иоанна Векка вызывала неудовольствие Михаила. Император был вынужден назначить специальный день недели (вторник), чтобы Иоанн Векк мог лично докладывать дела о бедных, а также выделил особого чиновника для составления документов по таким делам (эту должность занял грамматик Михаил Ксифилин).
В патриаршество Иоанна Векка Константинопольский Свящ. Синод издал ряд постановлений по частным вопросам. Среди них: судебное разбирательство по делу хартофилакса митрополии Смирны (ныне Измир, Турция), обвиненного в блуде и убийстве (7 сентября 1278), разрешение на брак между деспотом Михаилом и дочерью императора Анной (ноябрь 1278), решение по поводу правильного чтения одного места в гомилии на "Отче наш" свт. Григория Нисского (3 мая 1280). В "Синодальных решениях вопросов, представленных епископом Сарайским" от 12 августа 1276 года, разъясняются различные, преимущественно литургические, проблемы (нужно ли служить литургию в Великую пятницу, можно ли служить священникам без диакона и т. п.).
Со смертью имп. Михаила VIII (11 дек. 1282) Иоанн Векк лишился покровителя и стал главным объектом нападок противников унии. Возмущение было столь всеобщим, что на Рождество 1282 года с согласия нового имп. Андроника II Палеолога в храме Св. Софии была отменена литургия, чтобы не поминать на ней имя Иоанна Векка. 26 декабря он был вынужден отречься от престола и удалиться в монастырь Пресв. Богородицы Парахранты. 31 декабря на престол вернулся патриарх Иосиф I.
В январе 1283 года на Соборе в Константинополе по предложению имп. Андроника II Иоанн Векк был обвинен в отступлении от святоотеческих догматов, лишен патриаршего достоинства и отправлен в ссылку в г. Прусу (ныне Бурса, Сев.-Зап. Турция) [6]. После смерти патриарха Иосифа I (23 марта 1283) его преемник патриарх Григорий II Киприот осудил постановления Иоанна Векка как незаконные, но оставил в силе рукоположения клириков, покаявшихся в принятии унии. В ответ на критику своих действий Иоанн Векк опубликовал послание, усугубившее раскол в Константинопольской Церкви, и обратился к имп. Андронику с просьбой созвать Собор, на котором он мог бы выступить в свою защиту. Осенью 1285 года был созван Собор во Влахернском дворце в Константинополе, на котором Иоанн Векк, отказавшийся войти в общение с Церковью, а также его соратники Константин Мелитениот и Георгий Метохит были вновь осуждены как еретики и отправлены в ссылку. Последние годы жизни Иоанн Векк провел в заключении в крепости св. Георгия близ Никомидии, где продолжал заниматься богословием и отстаивать свою униатскую позицию.
Скончался в марте 1297 года в крепости св. Григория близ Никомидии.
Сочинения
Нет сведений о литературной деятельности Иоанна Векка до его возведения на патриаршество. Первые известные нам работы написаны уже в период его пребывания на престоле. Кроме синодальных постановлений, принятых под его руководством, Иоанн Векк подготовил ряд богословских работ, посвященных вопросу о Filioque, которое, по мнению Иоанна Векка, было главным препятствием к объединению православной и Римско-католической Церквей. Датировка произведений Иоанна Векка остается неясной, поэтому нельзя составить представление о развитии его взглядов и полемического метода.
В 1275-1282 годах написаны трактат "О единстве и мире Церквей Ветхого и Нового Рима" [7] и "Апология, или О том, что объединение Церквей не должно восприниматься как низвержение наших обычаев, но как мир во Христе посредством согласия Церквей друг с другом в понимании догматов" [8]. Полемике с написанными ранее византийскими противолатинскими произведениями посвящены "Опровержение слова, которое Фотий написал против латинян к некоему философу Евсевию, название которого "Тайноводство о Св. Духе" [9], "Опровержение наблюдений господина Андроника Каматира над высказываниями Свящ. Писания о Св. Духе" [10], "Надписания на речения из творений святых об исхождении Св. Духа" [11]. Той же теме посвящены произведения "Об исхождении Св. Духа" [12]. Сугдейскому еп. Феодору Иоанн Векк адресовал "Три книги догматических ответов" [13]. До 1283 года написана первая часть "Ответов на "Томос" Григория Кипрского против новоявленных ересей" [14].
После низложения Иоанн Векк старался доказать не только свою богословскую точку зрения, но и то, что стал жертвой несправедливости. В январе 1283 - августа 1285 года он написал гомилии "О несправедливости, которую претерпел, лишенный своего престола" [15], "Слово отчасти оправдательное о несправедливости, которую претерпел, отчасти опровержительное относительно толкований некоторых речений Свящ. Писания" [16], "Четыре книги к Константину" [17].
Хотя и в очень небольшом объеме, Иоанн Векк продолжал полемику по вопросу о Filioque, находясь в крепости св. Георгия, когда были написаны вторая часть "Ответов на "Томос" Григория Кипрского" и "Завещание" [18], свидетельствующие о его верности католическому учению. Вероятно, этим же временем датируются послание Иоанна Векка к диакону константинопольского собора Св. Софии Алексею Агаллиану [19] и "Разъяснение согласия всех его (Векка) книг и писаний" [20].
В произведениях Иоанна Векка схизма православной и Римско-католической Церквей представлена как явление, лишенное веских оснований, поскольку "латиняне" не требуют от "греков" изменения Символа веры и признают исхождение Св. Духа от Отца и Сына. Иоанн Векк старался доказать соответствие этого мнения высказываниям восточных отцов Церкви. Чаще всего он приводит цитаты из произведений святителей Афанасия Великого, Григория Богослова и Кирилла Александрийского, реже - слова святителей Василия Великого, Григория Нисского, Иоанна Дамаскина, Максима Исповедника. Несколько раз остается неясным, какие именно сочинения имеет в виду Иоанн Векк, ссылаясь на них как на принадлежащие свт. Иоанну Златоусту. Эпизодически Иоанн Векк использует также сочинения святителей Епифания Кипрского, Софрония Иерусалимского, "Ареопагитики" и работы других церковных писателей. Его интересуют в основном те фрагменты святоотеческих сочинений, где так или иначе говорится об участии Сына в исхождении Св. Духа. Он также обращается к наследию тех византийских полемистов, в мнениях которых он находит поддержку своим воззрениям. Таковы авторы XI-XIII вв. патриарх Петр III Антиохийский, архиеп. Феофилакт Охридский, Никита Маронеец, Никифор Влеммид. При этом Иоанн Векк совершенно не использует доводы в защиту Filioque, применявшиеся латинскими отцами Церкви и богословами и остававшиеся в то время неизвестными в Византии.
Публикации
- PG. 141. Col. 9-1032;
- Ответы I-II на свиток Григория Кипрского против новоявленных его ересей // К истории споров по вопросу об исхождении Св. Духа // ХЧ. 1889. Ч. 1. № 5/6. С. 581-605; Ч. 2. № 11/12. С. 520-570;
- Laurent V. Lettre inédite de Jean XI Bekkos... au pape Grégoire X (1271-1276) // L'unité de l'Église. P., 1934. Vol. 12. P. 266-270;
- Laurent V., Darrouzès J. Dossier grec de l'union de Lyon (1273-1277). P., 1976. P. 424-457, 462-467, 478-485.
Литература
- Niceph. Greg. Hist. 1829. Vol. 1 (рус. пер.: Никифор Григора. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. СПб., 1862);
- Georg. Pachym. Hist. 19842. Vol. 1, 2 (рус. пер.: Георгий Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах. СПб., 1862. Т. 1);
- Laurent V. La correspondance inédite de Georges Babouscomitès // Εἰς μνήμην Σ. Λάμβρου. ᾿Αθῆναι, 1935. Σ. 93-94.
- Dräseke J. Johannes Bekkos und seine theologischen Zeitgenossen // NKZ. 1907. Bd. 18. S. 877-894;
- Hofmann G. Patriarch Johannes Bekkos und die lateinische Kultur // OCP. 1945. Vol. 11. P. 141-164;
- Dvornik F. Le schisme de Photius. P., 1950. P. 544-556;
- Mercati A. Note archivistiche, bibliografiche, storiche su un documento dell'anno 1277 di Giovanni Bekkos, patriarcha di Constantinopoli // Ibid. 1955. Vol. 21. P. 256-264;
- Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 681-683;
- Γιαννακόπουλος Κ. ᾿Ι. ῾Ο αὐτοκράτωρ Μιχαὴλ Παλαιολόγος κα ἡ Δύσις̇ 1258-1282: Μελέτη ἐπ τῶν βυζαντινολατινικῶν σχέσεων. ᾿Αθῆνα, 1969;
- Nicol D. M. The Byzantine Reaction to the Second Council of Lyons, 1274 // Studies in Church History. Woodbridge, 1971. Vol. 7. P. 113-146;
- idem. The Last Centuries of Byzantium. L., 1972. Camb., 19932. P. 54-56, 61, 64, 79, 95-98;
- Gill J. John Beccus Patriarche of Constantinople: 1275-1282 // Βυζαντινά. 1975. T 7. S. 251-266;
- Gouillard J. Michel VIII et Jean Beccos devant l'Union // 1274, Année charnière: Mutations et continuités: Actes. P., 1977. P. 179-190;
- Ξεξάκης Ν. Γ. ᾿Ιωάννης Βέκκος κα αἱ θεολογικὲς ἀντιλήψεις αὐτοῦ. ᾿Αθῆναι, 1981;
- idem. Γνῶμαι κα κρίσεις τινὲς περ τῆς προσωπικότητος τοῦ ᾿Ιωάννη Βέκκου (1225-1297) // ᾿Αναφορὰ εἰς μνήμην Μητροπολίτου Σάρδεων Μαξίμου (1914-1986). Γενεύη, 1989. Τ. 4. Σ. 93-104;
- Richter G. Johannes Bekkos und sein Verhältnis zur Römischen Kirche // ByzF. 1990. Bd. 15. S. 167-218;
- RegPatr, N 1424-1452;
- ODB. Vol. 2. P. 1054-1055;
- LTK. Bd. 8. S. 1008-1009;
- Hartmann B. Johannes Bekkos // BBKL. Bd. 3. S. 281-284;
- Успенский Ф. И. История Византийской империи. М., 1997. Т. 3. C. 513-521, 526-527;
- Γουναρίδης Π. ᾿Ιωάννης Βέκκος ἐχθρός ῾Ρωμαίων // Βαλκάνια κα ᾿Ανατολική Μεσόγειος, 12-17 αἰώνες̇ Πρακτικά Διεθνούς Συμποσίου στη μνήμη Δ. Α. Ζακυθηνού. ᾿Αθῆνα, 1998. Σ. 29-40;
- PLP, N 2548;
- Лебедев А. П. Исторические очерки состояния Визант.-вост. Церкви от кон. XI до сер. XV в. СПб., 1998. С. 126-127, 172-182, 247, 274, 292;
- Riebe A. Rom in Gemeinschaft mit Konstantinopel: Patriarch Johannes XI. Bekkos als Verteidiger der Kirchenunion von Lyon (1274). Wiesbaden, 2005.
Использованные материалы
- А. В. Бармин, Р. Б. Буганов. "Иоанн XI Векк" // Православная энциклопедия, т. 23, с. 489-492
[1] Georg. Pachym. Hist. V 6
[2] Georg. Pachym. Hist. V 9
[3] Georg. Pachym. Hist. V 11-15
[4] Georg. Pachym. Hist. VI 16
[5] Georg. Pachym. Hist. V 24
[6] Niceph. Greg. Hist. VI 1
[7] De unione ecclesiarum veteris et novae Romae // PG. 141. Col. 15-157
[8] Apologia: nullo modo nostras consuetudines destrui, si ecclesiarum unionem acceptamus, sed in conciliandam in Christo pacem multum conducere, quod inter se in asserendo dogmate conveniunt // Ibid. Col. 1009-1020
[9] Refutatuo libri a Photio contra latinos ad philosophum quemdam Eusebium conscripti, qui titulus "De Sacra Sanctissimi Spiritus doctrina" // Ibid. Col. 725-864
[10] Refutationes adversus domini Andronici Camateri viglae drungarii super scripto traditis testimoniis de Spiritu Sancto animadversiones // Ibid. Col. 395-614
[11] Epigraphae sive praescriptiones in dicta, ac sententias sanctorum patrum de processione Spiritus Sancti // Ibid. Col. 613-724
[12] De processione Spititus Sancti // Ibid. Col. 157-276
[13] Ad Sugdaeae episcopum Theodorum libri tres // Ibid. Col. 289-337
[14] In Tomum Cuprii et novas ejusdem haereses de improviso dictata // Ibid. Col. 863-896
[15] De injustitia qua affectus est, a proprio throno ejectus // Ibid. Col. 949-969
[16] Oratio partim secundo apologetica pro injustitia qua affectus est, partim antirrhetica ad pravas expositiones nonnularum scripto traditarum auctoritatum // Ibid. Col. 969-1009
[17] Ad Constantinum libri quatuor // Ibid. Col. 337-396
[18] Testamentum // Ibid. Col. 1028-1032
[19] Ad Agallianum dominum Alexium Magnae ecclesiae diaconum epistola // Ibid. Col. 276-281
[20] De omnibus suis libris, et scriptionum suarum sonsensione, animadversio // Ibid. Col. 1019-1028