Кн. Димитрий Юрьевич Красный. Фрагмент росписи парадных сеней Гос. Исторического музея в Москве. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. |
Память 23 сентября [1] и в Соборах Костромских и Тверских святых
Родился около 1415 года, четвертый сын кн. Юрия (Георгия) Димитриевича и кнг. Анастасии Георгиевны, младший брат кн. Дмитрия Георгиевича Шемяки.
Возможно, Дмитрий Юрьевич был назван в честь деда - вел. кн. Димитрия Донского [2]. Дмитрий Юрьевич рано лишился матери (+ 1422). Почти вся его жизнь пришлась на время борьбы московских и галичско-звенигородских князей за великокняжеский стол, в которую он, принадлежа к великокняжескому дому, был втянут. В 1425 году Дмитрий Юрьевич вместе с отцом, отказавшимся после смерти вел. кн. Московского Василия I Димитриевича принести присягу своему племяннику, 10-летнему Василию II Васильевичу, уехал из Звенигорода в северный центр княжения - Галич. Одним из пунктов договора, заключенного Василием II и Юрием Димитриевичем между 25 апреля и 28 сентября 1433 года, после возвращения Василия II в Москву, была передача Дмитрию Юрьевичу Бежецкого Верха с волостями (кроме тех территорий, которые ранее принадлежали угличскому кн. Константину Дмитриевичу). Зимой 1433/34 года, когда войска Василия II осадили Галич, кн. Юрий Димитриевич (по-видимому, вместе с Дмитрием Юрьевичем) уехал на Белоозеро, поручив оборону города старшим сыновьям - Василию Косому и Дмитрию Шемяке. Василий II не смог захватить Галич и, разорив посад и окрестности, вернулся в столицу. Дмитрий Юрьевич принял участие в ответном походе отца на Москву, в марте 1434 году галичско-звенигородское войско вошло в сдавшуюся после недельной осады столицу. Через некоторое время Юрий Димитриевич направил Дмитрия Шемяку и Дмитрия Юрьевича в поход на Нижний Новгород, где тогда находился Василий II. В дороге братьев настигло известие о кончине отца 5 июня 1434 года. Согласно духовной грамоте Юрия Димитриевича, Дмитрий Юрьевич получил в удел Галич и Вышгород.
Князья Димитрий Красный и Дмитрий Шемяка получают во Владимире весть о кончине отца. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1570-е годы (РНБ. F. IV. 225. Л. 441 об.) |
С 1434 года Дмитрий Юрьевич жил преимущественно в Галиче, выезжая в Москву по вызову вел. князя. В 1437 году Василий II поручил Дмитрию Шемяке и Дмитрию Юрьевичу командование великокняжескими войсками, направленными в г. Белёв против зимовавшего там хана Улу-Мухаммеда, изгнанного из Орды. Оказавшись во владениях белёвских князей, братья "все пограбиша у своего же православного християнства и мучаху людеи из добытка... грабиша и неподобнаа и сквернаа деяху" [3]. Первоначально князья успешно действовали против ордынцев и 4 декабря 1437 года одержали над ними победу, но на следующий день были разбиты и бежали. Летом 1439 года войска Улу-Мухаммеда подошли к Москве и 3 июля осадили город. Взять столицу они не смогли и, разорив окрестности, через 10 дней отступили, разграбив по пути Коломну. После ухода ордынцев вел. кн. Василий II, укрывавшийся в Заволжье, обосновался в Переславле-Залесском. Сюда он вызвал Дмитрия Шемяку и Дмитрия Юрьевича. Последнему на время была поручена в управление Москва, в которой "бе бо посады пожжены от татар, и люди посечены, и смрад велик от них". Дмитрий Юрьевич занимался восстановлением города.
Важные сведения о деятельности Дмитрия Юрьевича в его уделе содержит Житие прп. Паисия Галичского, написанное в конце XVII века предположительно на основании не дошедших до нас галичских источников. Согласно Житию, Дмитрий Юрьевич построил в Галиче новую крепость на холме над Галичским озером, позднее получившем название Балчуг (традиционно считается, что т. н. Верхнее городище на Балчуге было возведено в княжение в Галиче кн. Юрия Димитриевича). Дмитрий Юрьевич покровительствовал Паисиеву галичскому Успенскому монастырю и его настоятелю прп. Паисию. Князь почитал находящуюся здесь чудотворную Овиновскую икону Божией Матери - главную святыню Галичского края. Согласно Житию, Дмитрий Юрьевич повелел сделать список с иконы, "менее старыя, и обложити сребром зело хитро, и позлатити златом, и приложи венец злат з драгим камением", для списка был изготовлен серебряный киот. По-видимому, икона была создана в подарок вел. кн. Василию II, но Дмитрий Юрьевич не успел сам преподнести ее и завещал сделать это прп. Паисию, что преподобный исполнил позднее (по мнению А. Г. Авдеева, это произошло между 1454 и началом 1460-х годов).
Чудо во время преставления кн. Димитрия. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1570-е годы (РНБ. F. IV. 225. Л. 527) |
Тело Дмитрия Юрьевича принесли в церковь св. Леонтия, где после отпевания оно находилось семь дней до приезда в Галич кн. Дмитрия Шемяки. Останки Дмитрия Юрьевича положили в колоду и повезли в Москву, куда траурная процессия прибыла 14 октября. В Архангельском соборе Московского Кремля была отслужена панихида; затем колоду вскрыли, "мняще толико кости обрести", но увидели Дмитрия Юрьевича "всего цела суща, ничим же вредима", также и погребальные ризы, "яко же прежеположени на него", "лице же его бело, яко у спящаго, не имея черности, ниже синеты" [4]. Князь был похоронен в гробнице своего отца. В сентябре 1507 года, во время строительства существующего ныне Архангельского собора, останки Дмитрия Юрьевича и его брата кн. Василия Косого были перезахоронены в одном гробу ("того ради, что разсыпашася"). Гробница Дмитрия Юрьевича находится в Архангельском соборе, у западной стены. Кончине Дмитрия Юрьевича посвящено стихотворение К. Д. Бальмонта "Смерть Димитрия Красного".
Имя Дмитрия Юрьевича включено в "Описание о российских святых" (конец XVII-XVIII в.; с. 58), описание облика князя встречается в иконописных подлинниках XVIII века. Канонизация князя Димитрия совершилась включением его имени в Собор Тверских святых (празднование установлено в 1979) и в Собор Костромских святых (празднование установлено в 1981, имя князя Димитрия включено в Собор в 2004).
Иконография
В Лицевом летописном своде 1570-х годов изображения Димитрия Красного, молодого безбородого князя, нередко вместе с братом кн. Дмитрием Шемякой, встречаются на миниатюрах, посвященных борьбе его отца кн. Юрия Димитриевича с вел. кн. Василием II Васильевичем, кончине отца, получению в удел Бежецкого Верха, встрече князей в Скорятине и др. [5]. Подробно проиллюстрирован рассказ о преставлении Димитрия Юрьевича, перенесении его тела и погребении, включающий 28 композиций.
Фигура благоверного князя, с русыми волосами и короткой раздвоенной бородой, в княжеских одеждах и шапке, со скипетром в деснице, помещена в композиции родословного древа рус. князей и царей в стенописи центрального свода парадных сеней Исторического музея в Москве (1883 г., артель Ф. Г. Торопова). В группе русских подвижников XV века князь Димитрий присутствует в росписи галереи, ведущей в пещерную церковь прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 1860-70-х годов работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 1970-х годах).
Описания внешнего облика Димитрия Красного содержатся в иконописных подлинниках XVIII века под 23 сентября: "Подобием млад, в наусии, едва стали власы рости; ризы княжеския, руце молебны" [6]; в рукописи 1820-х годов отмечено: "Млад и усок, маненек, а руки молебны, ризы княжеския" [7].
Литература
- Житие прп. Паисия Галичского: По списку 1-й пол. XVIII в. // ПС. 1898. № 7/9. С. 27-28; ДДГ (по указ.);
- АСЭИ. Т. 1, 3 (по указ.); ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1; Т. 6. Вып. 2 (по указ.); Т. 8. С. 109-111; Т. 12; Т. 15; Т. 18; Т. 20. Ч. 1; Т. 23-28; Т. 30; Т. 37; Т. 39; Т. 42-43 (по указ.);
- Каштанов С. М. Очерки рус. дипломатики. М., 1970. Прил. (по указ.).
- Барсуков. Источники агиографии. Стб. 149-152;
- Экземплярский. Князья Сев. Руси. 1891. Т. 2 (по указ.);
- Голубинский. Канонизация святых. С. 353;
- Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Сентябрь. С. 153-154;
- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 556;
- Скворцов Л. П. Димитрий Юрьевич Красный, князь галичский // Поволжский вестн. Кострома, 1911. Окт. № 9-15;
- Пресняков А. Е. Образование Великорус. гос-ва. Пг., 1918;
- Черепнин Л. В. Рус. феодальные архивы XIV-XV вв. М.; Л., 1948. Ч. 1. с. 117-120, 122-124, 128;
- Зимин А. А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. М., 1991. С. 18, 32, 40, 60, 67, 70-72, 74, 76, 81, 89;
- Авдеев А. Г. Галичская земля в XII-XV вв.: (По Житию прп. Паисия Галичского): АКД. М., 2001. С. 10-11, 14.
Использованные материалы
- Н. А. Зонтиков, Э. П. И. "Димитрий Георгиевич" // Православная энциклопедия, т. 15, с. 110-112
[1] Память приведена по Православной энциклопедии, в официальном церковном календаре ее нет.
[2] Сообщение Минейной редакции Жития прп. Григория Пельшемского о том, что прп. Григорий крестил сыновей кн. Георгия Димитриевича, т. е., возможно, и Димитрия, недостоверно.
[3] ПСРЛ. Т. 25. С. 260
[4] ПСРЛ. Т. 25. С. 261-262
[5] Голицынский том. РНБ. F. IV. 225. Л. 432-437 об., 441-441 об., 443, 454 об. и др.
[6] Филимонов. Иконописный подлинник. С. 33
[7] РНБ. Погод. № 1931. Л. 38 об.; см. также: БАН. Двинск. № 51. Л. 90 об.; ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 65; Большаков. Подлинник иконописный. С. 33; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 94