Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ДИМИТРИЙ КРАСНЫЙ

Перенаправлено со статьи "ДИМИТРИЙ БЕЖЕЦКИЙ"
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Кн. Димитрий Юрьевич Красный. Фрагмент росписи парадных сеней Гос. Исторического музея в Москве. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г.
Кн. Димитрий Юрьевич Красный. Фрагмент росписи парадных сеней Гос. Исторического музея в Москве. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г.
Димитрий Юрьевич Красный (ок. 1415 - 1440), князь Галичский и Бежецкий, святой благоверный

Память 23 сентября [1] и в Соборах Костромских и Тверских святых

Родился около 1415 года, четвертый сын кн. Юрия (Георгия) Димитриевича и кнг. Анастасии Георгиевны, младший брат кн. Дмитрия Георгиевича Шемяки.

Возможно, Дмитрий Юрьевич был назван в честь деда - вел. кн. Димитрия Донского [2]. Дмитрий Юрьевич рано лишился матери (+ 1422). Почти вся его жизнь пришлась на время борьбы московских и галичско-звенигородских князей за великокняжеский стол, в которую он, принадлежа к великокняжескому дому, был втянут. В 1425 году Дмитрий Юрьевич вместе с отцом, отказавшимся после смерти вел. кн. Московского Василия I Димитриевича принести присягу своему племяннику, 10-летнему Василию II Васильевичу, уехал из Звенигорода в северный центр княжения - Галич. Одним из пунктов договора, заключенного Василием II и Юрием Димитриевичем между 25 апреля и 28 сентября 1433 года, после возвращения Василия II в Москву, была передача Дмитрию Юрьевичу Бежецкого Верха с волостями (кроме тех территорий, которые ранее принадлежали угличскому кн. Константину Дмитриевичу). Зимой 1433/34 года, когда войска Василия II осадили Галич, кн. Юрий Димитриевич (по-видимому, вместе с Дмитрием Юрьевичем) уехал на Белоозеро, поручив оборону города старшим сыновьям - Василию Косому и Дмитрию Шемяке. Василий II не смог захватить Галич и, разорив посад и окрестности, вернулся в столицу. Дмитрий Юрьевич принял участие в ответном походе отца на Москву, в марте 1434 году галичско-звенигородское войско вошло в сдавшуюся после недельной осады столицу. Через некоторое время Юрий Димитриевич направил Дмитрия Шемяку и Дмитрия Юрьевича в поход на Нижний Новгород, где тогда находился Василий II. В дороге братьев настигло известие о кончине отца 5 июня 1434 года. Согласно духовной грамоте Юрия Димитриевича, Дмитрий Юрьевич получил в удел Галич и Вышгород.

Князья Димитрий Красный и Дмитрий Шемяка получают во Владимире весть о кончине отца. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1570-е годы (РНБ. F. IV. 225. Л. 441 об.)
Князья Димитрий Красный и Дмитрий Шемяка получают во Владимире весть о кончине отца. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1570-е годы (РНБ. F. IV. 225. Л. 441 об.)
Смерть Юрия Димитриевича не положила конец войне. Его старший сын, звенигородский кн. Василий Косой, остававшийся в Москве, объявил себя великим князем. Младшие братья не поддержали его и вместе с войсками перешли на сторону Василия II. Наступление на Москву мощной княжеской коалиции заставило Василия Косого бежать. Вернув престол, вел. кн. Василий II наградил своих союзников, во владения Дмитрия Юрьевича вновь перешел Бежецкий Верх, статус которого после военных действий зимы 1433/34 года был неопределенным; в качестве компенсации за сожжение посада Галича вел. князь на три года освободил город от уплаты ордынской дани. Впоследствии Дмитрий Юрьевич занимал неизменно дружественную позицию по отношению к Василию II и в отличие от старших братьев не участвовал в борьбе против московского князя.

С 1434 года Дмитрий Юрьевич жил преимущественно в Галиче, выезжая в Москву по вызову вел. князя. В 1437 году Василий II поручил Дмитрию Шемяке и Дмитрию Юрьевичу командование великокняжескими войсками, направленными в г. Белёв против зимовавшего там хана Улу-Мухаммеда, изгнанного из Орды. Оказавшись во владениях белёвских князей, братья "все пограбиша у своего же православного християнства и мучаху людеи из добытка... грабиша и неподобнаа и сквернаа деяху" [3]. Первоначально князья успешно действовали против ордынцев и 4 декабря 1437 года одержали над ними победу, но на следующий день были разбиты и бежали. Летом 1439 года войска Улу-Мухаммеда подошли к Москве и 3 июля осадили город. Взять столицу они не смогли и, разорив окрестности, через 10 дней отступили, разграбив по пути Коломну. После ухода ордынцев вел. кн. Василий II, укрывавшийся в Заволжье, обосновался в Переславле-Залесском. Сюда он вызвал Дмитрия Шемяку и Дмитрия Юрьевича. Последнему на время была поручена в управление Москва, в которой "бе бо посады пожжены от татар, и люди посечены, и смрад велик от них". Дмитрий Юрьевич занимался восстановлением города.

Важные сведения о деятельности Дмитрия Юрьевича в его уделе содержит Житие прп. Паисия Галичского, написанное в конце XVII века предположительно на основании не дошедших до нас галичских источников. Согласно Житию, Дмитрий Юрьевич построил в Галиче новую крепость на холме над Галичским озером, позднее получившем название Балчуг (традиционно считается, что т. н. Верхнее городище на Балчуге было возведено в княжение в Галиче кн. Юрия Димитриевича). Дмитрий Юрьевич покровительствовал Паисиеву галичскому Успенскому монастырю и его настоятелю прп. Паисию. Князь почитал находящуюся здесь чудотворную Овиновскую икону Божией Матери - главную святыню Галичского края. Согласно Житию, Дмитрий Юрьевич повелел сделать список с иконы, "менее старыя, и обложити сребром зело хитро, и позлатити златом, и приложи венец злат з драгим камением", для списка был изготовлен серебряный киот. По-видимому, икона была создана в подарок вел. кн. Василию II, но Дмитрий Юрьевич не успел сам преподнести ее и завещал сделать это прп. Паисию, что преподобный исполнил позднее (по мнению А. Г. Авдеева, это произошло между 1454 и началом 1460-х годов).

Чудо во время преставления кн. Димитрия. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1570-е годы (РНБ. F. IV. 225. Л. 527)
Чудо во время преставления кн. Димитрия. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1570-е годы (РНБ. F. IV. 225. Л. 527)
Князь Димитрий скончался 22 сентября 1440 года. В летописях второй половины XV-XVI веков сохранился пространный рассказ о неожиданной болезни и кончине Дмитрия Юрьевича, записанный очевидцем, который отметил: "Бысть же нечто дивно в болезни его". За несколько дней до кончины князь оглох, лишился сна, не мог есть. 18 сентября 1440 года князь причастился, вечером ему стало хуже, и домочадцы решили, что он скончался. Однако ночью князь снял одеяло с головы и начал говорить: "Петр же познав, яко Господь есть" (Ин. 21, 7), затем "начат пети демеством: «Господа пойте и превозносите Его в векы»". Дмитрий Юрьевич пел не переставая, но глаза его оставались закрытыми. Его духовный отец иером. Осия перед утреней причастил князя запасными Св. Дарами. Еще два дня святой "глаголаше от Писаний и пояше стихи", все это время он узнавал людей, но ничего не слышал. 22 сентября он скончался. Бояре сообщили о смерти Дмитрия Юрьевича в Углич Дмитрию Шемяке, который наследовал удел бездетного брата. В качестве заупокойного вклада по нему Шемяка пожертвовал Троице-Сергиеву монастырю с. Присеки в Бежецком Верхе, которое Дмитрий Юрьевич ранее купил у обители за 300 р. (позднее вклад был подтвержден вел. князьями Василием II и Иоанном III Васильевичем).

Тело Дмитрия Юрьевича принесли в церковь св. Леонтия, где после отпевания оно находилось семь дней до приезда в Галич кн. Дмитрия Шемяки. Останки Дмитрия Юрьевича положили в колоду и повезли в Москву, куда траурная процессия прибыла 14 октября. В Архангельском соборе Московского Кремля была отслужена панихида; затем колоду вскрыли, "мняще толико кости обрести", но увидели Дмитрия Юрьевича "всего цела суща, ничим же вредима", также и погребальные ризы, "яко же прежеположени на него", "лице же его бело, яко у спящаго, не имея черности, ниже синеты" [4]. Князь был похоронен в гробнице своего отца. В сентябре 1507 года, во время строительства существующего ныне Архангельского собора, останки Дмитрия Юрьевича и его брата кн. Василия Косого были перезахоронены в одном гробу ("того ради, что разсыпашася"). Гробница Дмитрия Юрьевича находится в Архангельском соборе, у западной стены. Кончине Дмитрия Юрьевича посвящено стихотворение К. Д. Бальмонта "Смерть Димитрия Красного".

Имя Дмитрия Юрьевича включено в "Описание о российских святых" (конец XVII-XVIII в.; с. 58), описание облика князя встречается в иконописных подлинниках XVIII века. Канонизация князя Димитрия совершилась включением его имени в Собор Тверских святых (празднование установлено в 1979) и в Собор Костромских святых (празднование установлено в 1981, имя князя Димитрия включено в Собор в 2004).

Иконография

В Лицевом летописном своде 1570-х годов изображения Димитрия Красного, молодого безбородого князя, нередко вместе с братом кн. Дмитрием Шемякой, встречаются на миниатюрах, посвященных борьбе его отца кн. Юрия Димитриевича с вел. кн. Василием II Васильевичем, кончине отца, получению в удел Бежецкого Верха, встрече князей в Скорятине и др. [5]. Подробно проиллюстрирован рассказ о преставлении Димитрия Юрьевича, перенесении его тела и погребении, включающий 28 композиций.

Фигура благоверного князя, с русыми волосами и короткой раздвоенной бородой, в княжеских одеждах и шапке, со скипетром в деснице, помещена в композиции родословного древа рус. князей и царей в стенописи центрального свода парадных сеней Исторического музея в Москве (1883 г., артель Ф. Г. Торопова). В группе русских подвижников XV века князь Димитрий присутствует в росписи галереи, ведущей в пещерную церковь прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 1860-70-х годов работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 1970-х годах).

Описания внешнего облика Димитрия Красного содержатся в иконописных подлинниках XVIII века под 23 сентября: "Подобием млад, в наусии, едва стали власы рости; ризы княжеския, руце молебны" [6]; в рукописи 1820-х годов отмечено: "Млад и усок, маненек, а руки молебны, ризы княжеския" [7].

Литература

  • Житие прп. Паисия Галичского: По списку 1-й пол. XVIII в. // ПС. 1898. № 7/9. С. 27-28; ДДГ (по указ.);
  • АСЭИ. Т. 1, 3 (по указ.); ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1; Т. 6. Вып. 2 (по указ.); Т. 8. С. 109-111; Т. 12; Т. 15; Т. 18; Т. 20. Ч. 1; Т. 23-28; Т. 30; Т. 37; Т. 39; Т. 42-43 (по указ.);
  • Каштанов С. М. Очерки рус. дипломатики. М., 1970. Прил. (по указ.).
  • Барсуков. Источники агиографии. Стб. 149-152;
  • Экземплярский. Князья Сев. Руси. 1891. Т. 2 (по указ.);
  • Голубинский. Канонизация святых. С. 353;
  • Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Сентябрь. С. 153-154;
  • Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 556;
  • Скворцов Л. П. Димитрий Юрьевич Красный, князь галичский // Поволжский вестн. Кострома, 1911. Окт. № 9-15;
  • Пресняков А. Е. Образование Великорус. гос-ва. Пг., 1918;
  • Черепнин Л. В. Рус. феодальные архивы XIV-XV вв. М.; Л., 1948. Ч. 1. с. 117-120, 122-124, 128;
  • Зимин А. А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. М., 1991. С. 18, 32, 40, 60, 67, 70-72, 74, 76, 81, 89;
  • Авдеев А. Г. Галичская земля в XII-XV вв.: (По Житию прп. Паисия Галичского): АКД. М., 2001. С. 10-11, 14.

Использованные материалы

  • Н. А. Зонтиков, Э. П. И. "Димитрий Георгиевич" // Православная энциклопедия, т. 15, с. 110-112



[1]  Память приведена по Православной энциклопедии, в официальном церковном календаре ее нет.

[2]  Сообщение Минейной редакции Жития прп. Григория Пельшемского о том, что прп. Григорий крестил сыновей кн. Георгия Димитриевича, т. е., возможно, и Димитрия, недостоверно.

[3]  ПСРЛ. Т. 25. С. 260

[4]  ПСРЛ. Т. 25. С. 261-262

[5]  Голицынский том. РНБ. F. IV. 225. Л. 432-437 об., 441-441 об., 443, 454 об. и др.

[6]  Филимонов. Иконописный подлинник. С. 33

[7]  РНБ. Погод. № 1931. Л. 38 об.; см. также: БАН. Двинск. № 51. Л. 90 об.; ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 65; Большаков. Подлинник иконописный. С. 33; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 94

Редакция текста от: 05.07.2020 08:45:58

"ДИМИТРИЙ КРАСНЫЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google