ИЛИЯ (ЧЕБОТАРЕВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прп. Илия (Чеботарёв) в скиту во имя св. Иоанна Предтечи на острове Валаам. Фотография. Около 1893 года
Прп. Илия (Чеботарёв) в скиту во имя св. Иоанна Предтечи на острове Валаам. Фотография. Около 1893 года
Илия (Чеботарёв), Верхотурский (1829 - 1900), схимонах, преподобный

Память 30 ноября, 15 мая и в Соборах Валаамских, Екатеринбургских и Курских святых.

В миру Чеботарёв Иван Алексеевич, родился 7 января 1829 или 1830 года в Курске, в семье мещанина-торговца, получил домашнее образование. С отрочества помогал отцу в торговых делах, любил уединение, чтение житий святых, беседовал с богомольцами, останавливавшимися в доме Чеботарёвых на ночлег.

В 1853 году совершил паломничество к святыням Киева. После кончины родителей Чеботарёв трудился подручным, а затем старшим приказчиком у некоего курского купца. Стремясь к монашеской жизни, отказался от выгодного брака с дочерью хозяина. Рассказ одного из гостивших у Чеботарёва паломников о строгости иноческой жизни на острове Валаам предопределил выбор обители.

4 января 1862 года поступил в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 13 января 1864 года зачислен в число послушников. Окормлялся у игум. Дамаскина (Кононова), который, отметив самоотверженность, трудолюбие и обязательность молодого послушника, постриг его в рясофор и благословил непродолжительное время пустынножительствовать на острове прп. Сергия Валаамского (Пуутсаари).

По возвращении в обитель исполнял различные послушания, был портомойным, погребным, трудился в пекарне.

24 апреля 1871 года принял монашеский постриг с именем Иоанникий.

Около 5 лет был пономарем в церкви во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских, в свободное время читал труды св. отцов. Стремясь к уединенной жизни, по благословению игуменов Дамаскина и Ионафана (Дмитриева) переселился в скит во имя прп. Авраамия Ростовского на Емельяновском острове, а затем - в более строгий скит в честь Коневской иконы Божией Матери, где служил смотрителем.

Крайне аскетичную жизнь в скитах проводил под духовным руководством иеросхим. Антипы Валаамского. Не имел кровати, спал либо сидя, либо в сенях на дровах. Непрестанную молитву Иисусову и чтение св. отцов сочетал с физическим трудом (корчевал пни, колол дрова, трудился на огороде). Келейное правило Иоанникия включало множество поклонов. Отказывался от неоднократно предлагавшегося валаамскими настоятелями рукоположения в священный сан. Изнурительный труд, связанный с послушаниями и личными подвигами, стал причиной болезней.

23 сентября 1891 года Иоанникий был почислен за штат.

16 января 1892 года принял великую схиму с именем Илия и до 1893 года подвизался в скиту во имя св. Иоанна Предтечи. Впоследствии в его келье в Предтеченском скиту проживал валаамский старец схим. Никита (Евдокимов).

По словам духовника, Илия "открыто не проявлял своих подвигов, а жизнь подвижническую проводил тайно... Всегда ища себе душевного мира и спокойствия, он переходил из скита в скит, быть может, это и была конечная причина, что он оставил Валаам" [1]. В связи с преобразованием верхотурского Никольского мужского монастыря из штатного в общежительный и с введением в этой обители нового устава из Валаамского монастыря туда были направлены опытные иноки во главе с иером. Иовом (Брюховым). Вместе с ними в декабре 1893 года переехал и схимонах Илия.

Некоторое время он жил в юго-восточной башне монастырской ограды, нес послушание при мощах прав. Симеона Верхотурского. Духовный опыт схим. Илии был ценен как для братии, так и для расположенных рядом с Верхотурьем женских обителей. В 1894 году, избегая многочисленных посетителей, старец оставил обитель и уединился в глухом лесу недалеко от монастырской заимки на р. М. Актай (в 8 км от Верхотурья). Первоначально старца навещали только насельники монастыря. Однако, когда паломники узнали, что эта пустынька расположена недалеко от ведущего к монастырю Гороблагодатского тракта, они стали посещать подвижника на новом месте, и он вопреки стремлению к безмолвию принимал всех ищущих духовного совета.

Еще в Верхотурском монастыре он познакомился с Евдокимом Плёнкиным (+ 1905), 60-летним мирянином, подвизавшимся в 23 км от Верхотурья. В октябре 1896 года схим. Илия переселился ближе к Плёнкину, однако кельи подвижников разделяло более 11 верст. В эти годы схим. Илия, несмотря на преклонный возраст, усилил молитвенные подвиги. Он продолжал принимать посетителей и вести переписку с монашествующими и мирянами. Каждые три недели приходил в монастырь, причащался Св. Таин. Вкушал лишь сухари, воду, иногда картофель. В 1899 году по просьбе игум. Арефы Верхотурского схим. Илия вернулся в монастырь, поселился в уединенной келье в монастырской роще близ братского кладбища. С октября 1900 года ежедневно причащался Св. Таин, посетителей уже не принимал.

Скончался 30 ноября 1900 года. Согласно Житию, в день кончины схим. Илия, к удивлению братии, повелел открыть двери своей кельи "для всех". С посетившими его игум. Арефой и другими насельниками старец "беседовал свободно и даже в некоторых случаях употреблял шуточные слова. Вечером же стало заметно, что силы совершенно покидают его, но он, как бы собираясь в путь на брачный пир, совершенно спокойно выслушал прочтенную над ним отходную молитву". Погребен 4 декабря 1900 года на монастырском кладбище, у алтаря церкви во имя мч. Неофита, его могила почиталась богомольцами. Над захоронением преподобного была поставлена часовня с келейной иконой Божией Матери "Знамение".

В 1908 году в Нижнем Новгороде было издано составленное В. С. Барановым жизнеописание подвижника с приложением писем к инокиням. Схим. Илия вел духовный дневник (местонахождение неизвестно). Сохранилось несколько фотографий старца.

19 августа 1994 года, в праздник Преображения Господня, состоялось обретение мощей подвижника.

31 декабря 2003 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви он был прославлен в лике местночтимых святых.

18 октября 2004 года его имя было включено в Собор Валаамских святых. Мощи преподобного покоятся в Николаевской церкви Верхотурского мужского монастыря.

Литература

  • ГА Свердловской обл. Ф. 603. Оп. 1. Д. 535. Л. 30-31; Д. 539. Л. 230, 231; Д. 554. Л. 1, 6, 21; Д. 585. Л. 17 об.- 18; Д. 600. Л. 61-64;
  • НАРК. Ф. 762. Оп. 1. № 3/30а. Л. 38 об.;
  • АФВМ. Еа. 42. № 39 за 1863 г.
  • Баранов В. С. Старец-подвижник о. Илия, схим. Верхотурского Николаевского монастыря (Бывш. Валаамский). Н. Новг., 1908;
  • Старец Илия Верхотурский Чудотворец // Рус. паломник. 2000. № 21/22. С. 62-71;
  • Валаамский патерик. СПб.; М., 2001. С. 277-338;
  • Житие прп. Илии Верхотурского. Екатеринбург, 2003;
  • Любовь (Нестеренко), игум. Старчество на Урале // Четыре века православного монашества на Вост. Урале: Материалы церковно-исторической конф., посвящ. 400-летию Верхотурского Николаевского монастыря. Екатеринбург, 2004. С. 3-53;
  • Онуфрий (Маханов), иеродиак. Причал молитв уединенных: Валаамский монастырь и его небесные покровители преподобные Сергий и Герман. СПб., 2005. С. 241, 672-673.

Использованные материалы

  • Иером. Виссарион (Кукушкин). "Илия (Чеботарев)" // Православная энциклопедия, т. 22, с. 262-263



[1]  Валаамский патерик. 2001. С. 303

Редакция текста от: 25.06.2020 21:37:06

"ИЛИЯ (ЧЕБОТАРЕВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google