Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ДИМИТРИЙ СЛИВЕНСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Мч. Димитрий Сливенский. Икона из кафедрального собора Святого Димитрия Сливенского, г. Сливен, Болгария
Мч. Димитрий Сливенский. Икона из кафедрального собора Святого Димитрия Сливенского, г. Сливен, Болгария
Димитрий Сливенский (болг. Димитър Сливенски; 1818 - 1841), мученик

Память 30 января (Болг.)

Родился 9 октября 1818 года в г. Сливене, в семье благочестивых Ивана и Комны, которые восемь лет не имели детей. Родители рано умерли, младшего брата увели цыгане, и Димитрий в юном возрасте остался один.

Когда дом развалился, а земельный участок присвоил сосед-турок, он стал слугой мусульманина, который полюбил юношу и уговаривал его принять ислам. Но Димитрий отвечал: "Наша христианская вера дана нам Самим Господом Иисусом Христом, а ваша вера дана обыкновенным человеком Мухаммадом". Хозяин выгнал его, и он стал помощником пекаря. В беседах с мусульманами юноша часто говорил о преимуществах христианства перед исламом. Это вызвало ненависть мусульман, и они попросили главу города наказать юношу.

Вскоре Димитрия позвали на пир в честь прибытия нового судьи. Судья настойчиво предлагал юноше вместе с ним выкурить табак и выпить ракию, но тот отказывался. Тогда судья, расхвалив Димитрия, пообещал, что если он примет ислам, то повелит пекарю сделать его своим зятем и отдать половину состояния. Подыгрывая, Димитрий ответил: "Было бы так, господин!" Эти слова присутствующие сочли согласием, и один из мусульман снял свой пояс и стал из него делать чалму для юноши. Тогда Димитрий заявил: "Неужели вы мои слова приняли за правду? Знайте, я христианин и верю в Бога Иисуса Христа, никогда не отрекусь от Него и не обращусь к вашему Мухаммаду, который не послан Богом, а самозваный пророк, предводитель неверных!" - и убежал из города.

Несколько дней он прятался в Сливене, а потом пошел в Русе, надеясь найти защиту у митрополита Русенского (имя митрополита не указано, Русенская епископия получила статус митрополии только в 1872). Митрополит его тепло встретил, три дня укреплял в вере и подарил золотую монету и крестик. Димитрий половину стоимости монеты раздал бедным и отправился в Валахию, надеясь найти работу. Но, приняв решение пострадать за Христа, в с. Жеравна он сдался турецкой страже. Его отвели в Сливен и заточили в темницу. Судья предположил, что если через три месяца юноша вернулся обратно, значит, одумался и желает принять ислам. Но Димитрий достал подаренный митрополитом Русенским крестик и исповедал веру во Христа. Судья дал ему три дня на размышления и сказал, что в случае отказа принять ислам его ждет наказание. Городской совет старейшин потребовал от судьи либо заставить юношу принять ислам, либо казнить его.

Православная община Сливена добилась разрешения на посещение Димитрия иером. Стефаном. Ему юноша рассказал историю своей жизни и конфликта с судьей. Целый год юноша в темнице терпел жестокие истязания. Судья в присутствии старейшин города уговаривал его принять ислам, но юноша исповедовал Христа. 28 января 1841 года из Стамбула пришло подтверждение смертного приговора с условием дать осужденному последний шанс одуматься. Но мученик заявил, что может просить лишь Господа и Пресв. Богородицу принять его душу. Незадолго до казни иером. Стефан исповедал и причастил юношу.

30 января 1841 года, в 8 часов утра, Димитрия повели к лобному месту, которое находилось близ пекарни его бывшего хозяина. После третьего удара палача голова мученика упала на землю. Православные стали смачивать платочки в крови мученика, чтобы принести их домой как благословение. Иером. Стефан взял перст Димитрия и в ящичке положил его под престолом в кафедральном соборе во имя вмч. Димитрия Солунского. При митр. Сливенском Гервасии (1897-1919) мощевик закопали под престолом. Тело мученика под охраной до вечера лежало на лобном месте. Судья велел бросить его в реку, т. к. Коран запрещает погребать хулителей Мухаммада, но уступил просьбе православных священников и выдал им тело. Отпевание совершили иером. Стефан и свящ. Янко. Димитрия похоронили на территории сливенского метоха афонского монастыря Дохиар.

Житие Димитрия Сливенского впервые опубликовал еп. Левкийский Парфений (Стаматов) без анализа источников [1]. Возможно, жизнеописание святого Димитрия составил вскоре после его смерти иером. Стефан, который навещал в темнице и отпевал мученика, либо иные свидетели событий. Последующие публикации Жития Димитрия Сливенского являются редакциями версии еп. Парфения.

Литература

  • Петров П. По следите на насилието. София, 1987. С. 350;
  • Жития на светиите. София, 1991. С. 75-79;
  • Жития на бълг. светии. София, 2002. С. 380-388.

Использованные материалы



[1]  Партений, еп. Левкийски. Жития на бълг. светци. София, 1979. Т. 2. С. 19-23

Редакция текста от: 13.02.2020 19:25:47

"ДИМИТРИЙ СЛИВЕНСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google