Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИЕРУСАЛИМА ВЕРРИЙСКАЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прмц. Иерусалима и сыновья её мчч. Секенд, Секендин и Кегор. Икона из Верии (2-я пол. XIV в. 97×62). Византийский музей, Афины.
Прмц. Иерусалима и сыновья её мчч. Секенд, Секендин и Кегор. Икона из Верии (2-я пол. XIV в. 97×62). Византийский музей, Афины.
Иерусалима Веррийская (греч.῾Ιερουσαλήμ ἡ ἐν Βέρροια; + ок. 276-282), преподобномученица

Память 4 сентября (Греч.) и в Соборе Фтиотидских святых (Греч.)

Жила в III веке, происходила из богатой христианской александрийской семьи. По достижении соответствующего возраста родители выдали её замуж. Через восемь лет супруг молодой женщины скончался, и она осталась с тремя сыновьями Секендом (Σέκενδος), Секендином (Секендиком; Σεκενδίνος, Σεκένδικος) и Кегором (Κέγουρος), которых воспитала в благочестии и любви к Богу. Имена двух старших сыновей, по всей видимости, являются искажением римских имен Секунд и Секундин.

Раздав своё имение бедным, святая вместе с сыновьями отправилась проповедовать Евангелие. По пути к Риму, переходя от города к городу, она многих привела ко Христу. В то время император Аврелиан начал гонения на христиан, в результате чего многие были арестованы. Иерусалима, не боясь последствий, смело приходила навестить заключённых в темницы, подбадривала их во время пыток и погребала тела мучеников.

В служении Иерусалиме помогала её родственница Севастиана, девушка необыкновенной красоты. Император узнал о ней и приказал привести к себе. От Севастианы правитель узнал о проповеднице Иерусалиме. Он отправил за святой воинов во главе со своим сыном Филодором. По пути лошадь царевича упала, а он сам серьёзно ушибся. Севастиана уверила императора, что молитва Иерусалимы сможет исцелить его сына. Тогда Аврелиан послал слуг с дарами слуг и пригласил её прийти во дворец. Но святая написала в ответ письмо, в котором говорилось: Филодор исцелится, как только император уверует во Христа. Аврелиан приложил письмо к ранам сына, и тот сразу выздоровел.

Тем временем Иерусалима отправилась на проповедь в Грецию и посетила Афины, Беотию и Фессалию. В Македонии возле города Эдесса она встретила монаха Евсевия, игумена Кукуменского или Кукумского (Κουκουμένων, Κουκούμων) монастыря, направлявшегося к святым местам, и поведала ему о своём желании стать монахиней. Приняв монашеский постриг, Иерусалима отправилась на проповедь в город Веррию в Северной Греции, где многих вывела из мрака язычества. В синаксарном Житии Веррия названа городом, находящимся к западу от Эдессы, что соответствует местоположению одноименных сирийских городов Берои (ныне Халеб) и Эдессы (ныне Шанлыурфа). Там она совершила великое чудо: по молитве праведницы был воскрешён юноша, умерший от укуса змеи. Змею же Иерусалима укротила крестным знамением, надела на неё поводок и заставила заползти в костёр, где змея сгорела.

После смерти Аврелиана император Проб вновь начал преследование христиан. Чрезвычайно жестокий правитель Фессалоники Кинтилиан (Кентиан или Киндиан), узнав о христианской проповеднице, прибыл в Веррию, чтобы осудить её. Дабы заставить святую отречься от Христа, он приказал у неё на глазах мучить её детей. Перед младшим сыном положили драгоценности и орудия пыток и предложили сделать выбор между жизнью в богатстве и языческой вере и мучительной смертью. Кегор выбрал последнее, и его живьем сожгли на раскалённой решетке. Так же стойко исповедовали Христа и приняли мученическую кончину старшие братья: Секенда били железными прутьями и надели на голову раскаленный шлем, Секендик был привязан к диким лошадям. Иерусалима, присутствовавшая при истязании, укрепляла сыновей и призывала их мужественно переносить страдания. Видя непреклонность Иерусалимы, Кинтилиан велел терзать ее железными когтями и растирать раны грубой тканью, а затем отсечь голову. Христиане похоронили тело Иерусалимы в южной части города, где позже в её честь был возведён храм.

У мощей мученицы происходило множество чудес. Торговцы пшеницей из одного прибрежного итальянского города долгое время провели в ожидании попутного ветра. Однажды им явилась величественная госпожа, уплатившая большую сумму денег за каждое судно с зерном, и велела направить корабли в Фессалоники, а оттуда в Верию, где из-за засухи начался голод. Вскоре подул попутный ветер, но в пути торговцы решили продать пшеницу в другом месте. Тотчас после изменения курса, на море поднялась сильная буря. Торговцам снова явилась святая и повелела доставить пшеницу туда, куда она велела в первый раз. Купцы вынуждены были подчиниться. Когда зерно было роздано голодавшим, они рассказали о чудесном явлении святой Иерусалимы. В тот же день многие верийцы видели во сне святую, молившуюся о ниспослании дождя, что и произошло.

Почитание

Ковчег с честной главой прмц. Иерусалимы в соборе прп. Антония Нового Веррийского в Верии
Ковчег с честной главой прмц. Иерусалимы в соборе прп. Антония Нового Веррийского в Верии
Составление Жития Иерусалимы приписывается иером. Евсевию, постригшему святую в монахини. Западные исследователи называют это Житие легендарным, указывая на сходство подвига Иерусалимы с мучениями Веры, Надежды, Любови и Софии, а также мц. Вассы Эдесской и ее сыновей Феогния, Агапия и Писта.

Сохранились краткое синаксарное Житие мц. Иерусалимы в составе службы, созданное, по-видимому, жителем Веррии, и написанное на его основе в XVII веке разговорным языком т. н. народное Житие. Оно содержит дополнительные подробности и описание трех чудес Иерусалимы. Все жития сохранились в поздних списках XVII-XVIII вв. Гомилия в честь Иерусалимы, составленная в нач. XV веке анонимным Веррийским митрополитом и сохранившаяся в единственной рукописи [1], имеет назидательный характер и не содержит биографических сведений об Иерусалиме.

Синаксарное Житие называет правителя Фессалоники дукой, что соответствует средневизантийскому периоду (впервые фессалоникийский дука упоминается в конце X веке). В службе говорится о возвращении честной главы Иерусалимы "с Запада" в Веррию. Перенесение главы "на Запад", по мнению митр. Пантелеимона (Калпакидиса), могло произойти или во время войн болгарского царя Самуила с византийцами, или в период крестовых походов. Исследователь отдает предпочтение первой версии (Веррия была отвоевана Василием II Болгаробойцем в 1001) и в связи с этим датирует службу и синаксарное Житие началом XI в. [2]. Митр. Пантелеимон также указывает на тот факт, что с X века название г. Эдесса (употребляемое автором Жития) вытесняется топонимом Водена.

Посвящённая мц. Иерусалиме древняя церковь сгорела около 1908 года. Честная глава преподобномученицы хранится теперь в городском соборе преподобного Антония Нового Веррийского, где ежегодно с особой торжественностью отмечается память святой. Особо чтут её также в храме Кампохори (Καμποχώρι) в Александрии.

Иерусалима считается покровительницей города Веррия.

Иконография

На фресках и иконах мц. Иерусалима представлена в монашеском одеянии с атрибутом мученичества - крестом в правой руке.

Древнейшее сохранившееся изображение Иерусалимы с тремя детьми находится в нартексе церкви св. Бессребреников в Кастории (посл. четв. XII в.). Секенд и Секендик помещены по сторонам Иерусалимы, Кегор - перед матерью. Секендик изображен безбородым юношей, Кегор - ребенком, фигура Секенда сильно повреждена.

На восточной стороне западного столпа Ст. Митрополии в Веррии (1215/16-1224/25) представлены предстоящие Христу мц. Иерусалима с одним из сыновей и апостолы Петр и Павел, которым посвящен кафедральный собор. Нижняя часть фрески утрачена.

Древнейшая икона мц. Иерусалимы, относящаяся к 3-й четверти XIV века, происходит из Веррии, хранится в Византийском музее в Афинах. Ее иконография повторяет фреску в Кастории, но двое старших сыновей мц. Иерусалимы изображены с бородами.

К поствизантийскому периоду относятся фрески с изображением мц. Иерусалимы в веррийских церквах свт. Николая Чудотворца (1617), св. Андрея (1720), Пресв. Богородицы Палеофоритиссы (1730). В церкви свт. Николая Чудотворца сыновья Иерусалимы изображены как отроки, в церкви св. Андрея Иерусалима представлена с младшим из сыновей, в церкви Пресвятой Богородицы Палеофоритиссы - одна.

День памяти мц. Иерусалимы 4 сентября не встречается в византийских синаксарях. Возможно, одноименная святая, упоминаемая в греческих календарях под 25 или 26 июля, является одним лицом с Иерусалимой. В Синаксаре 1172 года [3] имеется приписка о праздновании памяти Иерусалимы 9 августа [4].

Литература

  • BHG, N 2183, 2183 b;
  • SynCP. Col. 843, 845, 877;
  • Παντελεήμων (Καλπακίδης), μητρ. Βέροιας καί Ναούσης. ῾Η ἀσκήτρια τῆς Βέροιας ὁσιομάρτυς ῾Ιερουσαλήμ: ῾Αϒιολοϒικά καί ὑμνοϒραφικά κείμενα. Βέροια, 1997. Σ. 37-145 [тексты];
  • Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 6. Σ. 115.
  • Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 224-225; Т. 3. С. 286;
  • Παπαζῶτος Θ. ῾Η Βέροια καί οἱ ναοί της (11ος - 18ος αἰ.). ᾿Αθήνα, 1994. Σ. 162-163, 168, 193-196, 207-208;
  • Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αϒιολόϒιον. Σ. 213;
  • Παντελεήμων (Καλπακίδης), μητρ. Βέροιας καί Ναούσης. ῾Η ἀσκήτρια τῆς Βέροιας ὁσιομάρτυς ῾Ιερουσαλήμ: ῾Αϒιολοϒικά καί ὑμνοϒραφικά κείμενα. Βέροια, 1997. Σ. 1-36 [исследование];
  • Χαράλαμπος (Βασιλόπουλος), ἀρχιμ. ῾Η ῾Αϒία ῾Ιερουσαλήμ ἡ ἐν Βέρροια. ᾿Αθῆναι, 20045.

Использованные материалы

  • О. В. Лосева. "Иерусалим" // Православная энциклопедия, т. 21, с. 395-397
  • "Преподобномученица Иерусалима Верийская (III в.)", страница официального сайта Первого Благочиннического Округа Нью-Йоркского благочиния Восточно-Американской епархии Русской Православной Церкви Заграницей:
  • "Οἱ Ἅγιοι Κέγουρος, Σεκενδίνος, Σέκενδος καὶ ἡ μητέρα τους Ἱεροσαλήμ οἱ Μάρτυρες οἱ ἐν Βεροίᾳ. 4 Σεπτεμβρίου", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος:
  • "Άγιοι Κέγουρος, Σεκενδίνος, Σέκενδος και η μητέρα τους Ιερουσαλήμ, οι εν Βεροία μάρτυρες", страница греческого сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов):



[1]  Ath. Gregor. 39

[2]  Παντελεήμων (Καλπακίδης). 1997. Σ. 28

[3]  Lipsiensis. R. II. 25

[4]  SynCP. Col. 877

Редакция текста от: 03.11.2019 16:05:38

"ИЕРУСАЛИМА ВЕРРИЙСКАЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google