Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

БРАТЬЯ, ФЕСТИВАЛЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Участники фестиваля "Братья", 2018 год, Астраханская область
Участники фестиваля "Братья", 2018 год, Астраханская область
Православный молодёжный международный фестиваль "Бра́тья", русскоязычный православный молодёжный фестиваль и форум, организованный группой активистов из Можайска и проводимый два раза в год при поддержке православных организаций Русской Православной Церкви. Хотя фестиваль заявлен как международный, традиционно «Братья» объединяют православную молодёжь стран бывшего СССР.

В основу фестиваля положены дополняющие друг друга составляющие: сценические выступления, познавательная часть, а также неформальное общение участников как со священнослужителями, так и друг с другом. В рамках фестиваля проводятся образовательные семинары, тематические беседы со священнослужителями, экскурсии, балы, спортивные конкурсы, мастер-классы различной направленности, творческие выступления православных молодёжных коллективов и исполнителей разных направлений.

Впервые фестиваль «Братья» был проведён в июле 2005 года и с тех пор проводится каждое лето. С 2008 года также ежегодно в феврале проводится и зимний фестиваль, также именуемый «Братья Зимой»[1]. Летний фестиваль проходит в палаточном городке и длится 9 дней, зимний длится 7 дней и проходит как правило в туристических комплексах, являясь более камерным. На настоящий момент было проведено 25 фестивалей, из них 14 летом и 11 — зимой. Место проведения фестиваля каждый раз меняется, однако периодически фестиваль возвращается на первоначальное место проведения — Бородинское поле под Можайском. С 2017 года в течение недели до начала летнего фестиваля проводится Школа волонтёров фестиваля "Братья".

Создание фестиваля

Инициатором организации фестиваля стала танцевальная студия Оксаны Шашуто из города Можайска, созданная в 1994 году. В августе 1997 году они побывали c гастролями в Париже, где в тот момент приходил 12-й католический Всемирный день молодёжи, гостями которого стали свыше миллиона человек. Можайцам понравилась идея: лекции, богослужения, концерты. Подобные мероприятия в России и странах СНГ проводили в основном протестанты или католики, имевшие немалый опыт проведения подобных мероприятий за границей. В Русской Православной Церкви к тому времени существовали в лучшем случае епархиальные или приходские летние лагеря, впрочем, отнюдь не повсеместно.

И тогда у Оксаны Шашуто и её мужа Ярослава Ерофеева (они поженились в 2004 году) появилась идея провести общецерковный молодёжный фестиваль. Как отмечал священник Ярослав Ерофеев: "Мы задумали этот фестиваль в 2004 году, когда тенденции к разъединению братских народов уже начали проникать в общественное сознание. А нам хотелось показать, что во Христе мы все едины, что ни одна политическая партия не может так сплотить людей, как это делает Христос" [2]. Кроме задачи сплочения, организаторы пытались привнести в фестиваль и образовательную составляющую, а также стремились показать, что молодёжь идёт в православие, сломать стереотип о серости жизни православных верующих и самим молодым доказать, что они не одиноки в своём стремлении к Богу [3].

Инициатива была поддержана митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием (Поярковым), благочинным Можайского округа Московской областной епархии иеромонахом Даниилом (Жирновым), главой Можайского района Владимиром Насоновым.

Первый фестиваль прошёл 18-24 июля 2005 года, с понедельника по воскресенье. И участники и организаторы фестиваля жили в простых палатках. Для большинства из них это был первый подобный опыт. Еду привозили из школьной столовой Можайска. Уже на первом фестивале сложилась общая концепция, которой устроители придерживались и в дальнейшем: богослужения, лекции приглашённых гостей, экскурсии по окрестным достопримечательностям, импровизированные концерты на специально выстроенной на время проведения фестиваля сцене, зрительный зал под тентом возле неё, «костёр» с песнями и неформальным общением, мини-беседы (на первом фестивале они назывались «круглыми столами»), фестивальный крестный ход к Колоцкому монастырю, запрет пить и курить в лагере, игра в «ангелов-хранителей», и ночная литургия, за которой почти все участники фестиваля причастились, многие впервые [4].

29 октября 2006 года Ярослав Ерофеев был рукоположен в сан священника и стал духовником фестиваля. Так как количество участников увеличилось, организаторы решили проводить фестивали и в других городах. Кроме того «для тех, кто не хочет надолго расставаться с летним Фестивалем „Братья“ и со всеми, с кем он так сдружился и сроднился за это время» решено было открыть и зимнюю сессию фестиваля. Зимний фестиваль был впервые проведён в феврале 2008 года в посёлке Усть-Чорна Закарпатской области. На нём было меньше концертов, зато больше лекций и бесед со священниками. Летний фестиваль того же года был проведён близ Киева. С тех пор «в целях укрепления дружественных отношений и культурных традиций между молодёжью различных стран» место проведения фестиваля каждый раз менялось, однако фестиваль регулярно возвращался на Бородинское поле, став своеобразной визитной карточкой Можайского района [2].

Проведённые и планируемые фестивали

  1. 18 - 24 июля 2005, Бородинское поле, Можайский район, Московская область.
  2. 17 - 23 июля 2006, Бородинское поле, Можайский район, Московская область.
  3. 15 - 22 июля 2007, Бородинское поле, Можайский район, Московская область.
  4. 10 - 16 февраля 2008, село Усть-Чорна, Тячевский район, Закарпатская область.
  5. 23 июля - 2 августа 2008, село Глебовка, Вышгородский район, Киевская область.
  6. 7 - 15 февраля 2009, деревня Введенье, Ярославский район, Ярославская область.
  7. 19 - 26 июля 2009, Бородинское поле, Можайский район, Московская область.
  8. 1 - 8 февраля 2010, Серафимович, Волгоградская область.
  9. 17 - 25 июля 2010, территория горнолыжного курорта «Силичи», Логойский район, Минская область.
  10. 16 - 24 июля 2011, Бородинское поле, Можайский район, Московская область.
  11. 12 - 18 февраля 2012, Санкт-Петербург.
  12. 21 - 26 июля 2012, село Вилино, Бахчисарайский район, Крым.
  13. 3 - 10 февраля 2013, Гродно.
  14. 20 - 28 июля 2013, село Холки, Чернянский район, Белгородская область.
  15. 19 - 27 июля 2014, Бородинское поле, Можайский район, Московская область.
  16. 2 - 9 февраля 2015, Иерусалим.
  17. 18 - 26 июля 2015, Бородинское поле, Можайский район, Московская область.
  18. 1 - 7 февраля 2016, Кострома.
  19. 16 - 24 июля 2016, Заславль, Минский район, Минская область.
  20. 5 - 12 февраля 2017, Салават, Башкортостан.
  21. 15 - 23 июля 2017, Бородинское поле, Можайский район, Московская область.
  22. 4 - 11 февраля 2018, Лимассол, Кипр.
  23. 4 - 12 августа 2018, село Растопуловка, Приволжский район, Астраханская область.
  24. 3 - 10 февраля 2019, Рязань.
  25. 3 - 11 августа 2019, Бородинское поле, Городской округ Можайск, Московская область.
  26. 4 - 11 февраля 2020, Италия.
  27. июль-август 2020, «Братья на крыльях»
  28. 1 — 7 февраля 2021, Кострома Россия
  29. 7 — 14 августа 2021, Пицунда, Абхазия
  30. 29 января — 6 февраля 2022, Ереван, Армения
  31. 6 — 13 августа 2022, близ деревни Блазново, Можайский городской округ, Московская область
  32. 4 — 11 февраля 2023, Санкт-Петербург

Цели и задачи фестиваля

Организаторы фестиваля ставят своей целью объединение православной молодёжи самых разных стран, не взирая на государственные границы и этнические различия, дать возможность пообщаться друг с другом, расширить свой круг друзей на несколько десятков человек, «подарить друг другу любовь и тепло своих сердец». Главным образом эти усилия были направлены на объединение молодёжи из России, Украины и Белоруссии.

Также организаторы фестиваля ставят перед собой и образовательные цели. Особенно значимым это было при поведении первых фестивалей, когда ставилась задача рассказать молодым о православии, приобщить их к вере [5]. Для этого, по словам священника Ярослава Ерофеева, «мы приглашаем людей, которые могут и умеют говорить живым обычным человеческим языком. Не языком книг и катехизиса, а живым языком говорить об основах веры». Организаторы стремятся приглашать на фестиваль ярких церковных проповедников и вообще интересных людей, которые могут в том числе рассказать о своё пути к Богу. Кроме лекций, программа фестивалей предусматривает интеллектуально-познавательные игры, экскурсии, мастер-классы.

Третьей неотъемлемой часть фестиваля является творческая составляющая. Это было сделано не только для того, чтобы поднять участниками фестиваля настроение, но и развенчать представление о православных молодых людях, как о людях замкнутых и закомплексованных, показать, что православная молодёжь «причастна и к творчеству, и к различным искусствам», а светская программа театральных, танцевальных коллективов, музыкантов, бардов, рок-поэтов - вполне совместимы с православной верой [6].

Подготовка и проведение

Выбор места проведения

Устроители фестиваля - Можайское благочиние при участии епархиального отдела Московской областной епархии по делам молодёжи и Можайская администрация при содействии благотворителей этого города и области. В других городах соорганизаторы - местные православные организации и администрация [7][8]. Организаторы фестиваля работают с представителями различных епархий и организаций и поэтому стать стать хозяином очередного фестиваля «Братья» может любой из городов постсоветского пространства [9].

В случае, если достигается согласие, то организаторы вместе с ними начинают подготовку к фестивалю, причём такие переговоры могут начаться за несколько лет до собственно проведения фестиваля в конкретном месте. Все фестивали проходят по благословению правящего архиерея той епархии, на территории которой они проводится.

Для каждого фестиваля организаторы выбирают свой девиз; как правило это цитата из Нового Завета. Девиз становится виден на сайте фестиваля уже при начале регистрации на фестиваль.

Финансирование фестиваля и плата за участие

Фестиваль «Братья» не имеет постоянных внешних источников финансирования. Спонсорская помощь на протяжении всей истории фестиваля была нерегулярной и недостаточной.

В таких условиях основным источником финансирования являются взносы самих участников фестиваля. При этом организаторы стараются не взвинчивать цены, делая участие в фестивале максимально доступным для православной молодёжи [10], которым кроме фестиваля нужно платить ещё и за дорогу до него, что затрудняет участие в фестивале молодёжи из отдалённых регионов России.

Священнослужители участвуют в фестивале бесплатно, то есть за проживание и питание с них не берут денег, однако и денежного вознаграждения они также не получают. Священники приезжают на фестиваль по собственной инициативе и ради общения с молодёжью.

Участники оплачивают участие в фестивале либо непосредственно переводя деньги на счета организаторов, либо через контактных лиц. При регистрации на летний фестиваль 2015 года был введён «Великодушный» взнос, когда участник при оплате своего участия в фестивале, мог добровольно перечислить на 500 и более рублей больше. Это было сделано для того, чтобы на фестиваль могли приехать те, у кого недостаточно средств.

Обычно запись на фестиваль открывается примерно за полгода и закрывается примерно за 2 недели до его начала, причём предусмотрено постепенное повышение взноса за участие. Стоимость участия в зимнем фестивале в 2-3 раза выше, чем в летнем.

Участники фестиваля

Подавляющее большинство участников фестиваля приезжает из России, Украины, Беларуси. Также приезжают участники и из других стран: Молдавии, Сербии, Польши, Литвы.

На первых фестивалях весьма значительная часть участников приезжала с Украины, причём многие из них принадлежали к молодёжной общине Ионинского монастыря в Киеве, настоятель которой архимандрит Иона (Черепанов) (с 2011 года — епископ, с 2017 года — архиепископ), поддержал в 2005 году создание фестиваля и в течение нескольких лет ежегодно приезжал на него во главе группы молодых людей из Украины, так на летнем фестивале 2011 года число участников с Украины достигло 200. Со временем число участников с Украины стало сокращаться, что связано как резким ухудшением российско-украинских отношений в 2014 году, дороговизной, так и тем, что на Украине появилось много своих молодёжных движений и мероприятий [10], в том числе созданный в 2018 году православный фестиваль «OrthoFest», организованный при непосредственном участии архиепископа Ионы (Черепанова).

Приезжающих из стран дальнего зарубежья очень мало мало (не более 10 человек на каждом фестивале), в основном это те, кто родился в странах бывшего СССР, но затем уехал за рубеж.

После первого фестиваля число участников возрастало с каждым новым фестивалем. В феврале 2009 года Оксана Шашуто отмечала: «Участники разные, костяк составляет молодёжь церковная, которая ходит в храмы. Многие приводят своих друзей <…>. Приезжают люди, которые вообще в церковь не ходят, которым просто интересно и их много». На летнем фестивале 2012 года в Крыму число участников достигло максимума и составило 1250 человек, однако это налагало и свои издержки: «с каждым годом количество участников увеличивалось. Но не могу сказать, что оно увеличивалось в качественную сторону. Все больше народа приезжала „за компанию“, любителей „потусить“». По этой причине летний фестиваль 2012 года она назвала весьма неудачным. После этого число участников сократилось и стабилизировалось примерно на 400-600 летом и ок. 150 - зимой. Кроме того, если в начале на фестиваль приезжали организованные группы по 20-30 человек, то в 2017 году Оксана Шашуто отмечала, что «ездят компаниями по 3-5 человек от прихода или города».

Примерные возрастные рамки для участников - 15-35 лет. Однако это не жёсткое ограничение, а скорее рекомендация. По словам священника Ярослава Ерофеева: «кто приезжает младше - ему неинтересно на тех мероприятиях, которые, допустим, посвящены образованию: лекции, беседы и так далее. Кто старше 35 лет — их может не устраивать там какая-нибудь та же концертная программа». Поскольку фестиваль задумывался как молодёжный, изначально не приветствовалось участие в нём маленьких детей (это допускалось в виде исключения с особого согласия оргкомитета фестиваля), но со временем многие участники фестиваля обзавелись семьями, в том числе благодаря знакомству на «Братьях», и стали приезжать на фестиваль с детьми.

Волонтёры

Волонтёры призваны организовывать подготовку и проведение фестиваля и помогать его участникам, особенно новичкам. Волонтёрам выдаются специально подготовленные для них футболки красного цвета с эмблемой фестиваля. Волонтёры ставят свои палатки отдельно от остальных участников. Число волонтёров, привлекаемых организаторами, колеблется в зависимости от того, сколько человек записалось на фестиваль.

По инициативе директора фестиваля «Братья» Оксаны Шашуто и духовника фестиваля священника Ярослава Ерофеева, была организована «Школа волонтёров». Впервые «Школа волонтёров» была проведена с 9 по 14 июля 2017 года на Бородинском поле, непосредственно перед состоявшимся там же фестивалем. Вторая «Школа волонтёров» прошла 28 июля по 3 августа 2018 года, также непосредственно перед фестивалем. По завершении обучения участники получают сертификаты Синодального отдела по делам молодёжи Русской Православной Церкви о прохождении школы волонтёра.

Участие духовенства в фестивале

Неизменным атрибутом каждого фестиваля является участие в нём православных священнослужителей. Священнослужители при этом освобождены от решения организационных вопросов с целью дать им время для проведения ими «общих», «мини-бесед» и для неформального общения с участниками фестиваля.

По словам священника Ярослава Ерофеева: «приезжают, к сожалению, не очень много отцов, но приезжают как раз те, которые яркие, неравнодушные и готовы с молодёжью общаться 24 часа в сутки».

Проживание в палаточном городке на летнем фестивале

Участники летнего фестиваля проживают в палатках, для чего организуется палаточный городок под открытым небом. На первых фестивалях палаточный городок организовывался «землячествами»: люди, приехавшие вместе, вместе и селились. Для удобства палаточный городок стали делить на сектора, и каждый сектор получал название по тому месту, из которого приехали его участники. Начиная с фестиваля 2014 года расселение на поле происходило не городами и общинами, а вперемешку по усмотрению организаторов. Это делалось для того чтобы, если и не передружить, то хотя бы «максимально перезнакомить всех и вся» [11]. Сектора, начиная с этого фестиваля, получали названия согласно определённой концепции, задуманной устроителями фестиваля; выбор тематики названий зависит от места проведения фестиваля и общей темы конкретного фестиваля. За каждым сектором закрепляется определённое количество волонтёров; они в течение всего фестиваля оказывают помощь живущим в их секторе участникам, озвучивают им план следующего дня и предстоящие мероприятия, а также несут ответственность за обеспечение порядка в своём секторе.

Палатки, в которых живут участники, они привозят с собой. Кроме палаток участников должен быть спальный мешок и туристический коврик, личные вещи, средства гигиены. За отдельную плату на фестивале можно арендовать палатку, однако в этом случае необходимо заранее согласовать вопрос с организаторами, так как число таких палаток ограничено. Спальные мешки и коврики в аренду не предоставляются. За исключением супружеских пар не дозволяется проживание парней и девушек в одной палатке.

На летнем фестивале организуется полевая столовая, куда доставляется еда из ближайшего города. Для защиты от дождя её помещают под тент. Кроме собственно кухни ставятся тенты с лавками и столами. Питание трёхразовое, входит в стоимость участия на фестивале. Меню простое и невзыскательное, но сытное. На фестивале строго запрещается распитие спиртных напитков; нарушители подвергаются немедленному выселению. Курение на фестиваля допускается только в специально выделенных для этого местах.

На каждом летнем фестивале обязательно монтируется сцена и места для зрителей, строится походный храм, устанавливается палатка регистрации, умывальники, туалетные и душевые кабинки, устраиваются площадки для спортивных соревнований и игр, урны для мусора. Палаточный лагерь охраняется.

Запрещено самовольное оставление территории фестивального лагеря без согласования с оргкомитетом. Это связано как с тем, что организаторы несут ответственность за безопасность участников.

Организаторы призывают тщательно отнестись к выбору одежды для фестиваля. Короткие шорты и маечки с торчащим из под него нижним бельём не приветствуются. На случай дождя рекомендуется захватить дождевик; могут потребоваться резиновые сапоги и тёплая одежда. Днём на фестивальном поле может быть жарко, а ночью - холодно.

Проживание в гостинице на зимнем фестивале

Участники зимнего фестиваля проживают в гостиничном комплексе, стоимость проживания и питания включается во взнос. В случае с зимним фестивалем 2018 года на Кипре в стоимость была включена и цена авиабилетов, медстраховки и трансфера до гостиницы. И хотя организаторы стараются выбирать бюджетные гостиницы, цена зимнего фестиваля заметно выше, чем летнего. Это делает зимние фестиваля менее доступными в финансовом плане и менее людными. На них обычно приезжает порядка 150 человек.

Временный храм на зимнем фестивале не строится, а используются уже существующие. Наличие поблизости такого храма — один из важных критериев при выборе гостиницы. Сцена также не строится, а используется актовый зал гостинцы, либо он арендуется отдельно.

В отличие от летнего фестиваля, на котором за исключением крестного хода и экскурсионного дня вся активность участников сосредоточена на фестивальном поле, на зимнем фестивале организаторы не стремятся замкнуться исключительно в гостиничном комплексе и ежедневно устраивают поездки или походы. Как правило на зимнем фестивале в сравнении с летнем больше экскурсионно-паломнических дней, когда участники утром выезжают на автобусах в поездку, во время которой посещают несколько мест, и возвращаются с неё уже к вечеру.

Программа

Уже программа самого первого фестиваля была написана так, что каждый фестивальный день был строго расписан и насыщен событиями [12]. Утро фестивального дня на летнем фестивале как правило начинается с Божественной литургии, затем следует бодрящая зарядка, завтрак. Днём проходят общая беседа, обед, мини-беседы, мастер-классы, выделяется время которое можно использовать для общения или игр на свежем воздухе. Вечером проходят ужин, чтение вечерних молитв, выступления на фестивальной сцене. После концертов желающие могут попеть песни у костра под гитару или собраться сектором на разговор у свечи [13]..

Хотя участникам предоставляется свобода в выборе посещения большинства мероприятий, фестиваль предполагает со стороны его участников понимание его задач и активное вовлечение, а не праздное времяпрепровождение [14].

Богослужения и общие молитвы

Ещё при подготовке первого фестиваля было решено, что каждый день будет начинаться и заканчиваться молитвой [12]. Ежедневно на фестивале читаются утренние и вечерние молитвы по молитвослову. Участие в чтении правила является добровольным. Ставится микрофон, к которому подходят те, кто готовы читать вслух, каждый прочитывает по одной молитве [15]

Почти ежедневно утром служится Божественная литургия во временном храме, который сооружается на фестивальном поле. Сам храм небольшой и может вмещать в себе алтарь, а миряне молятся перед ним. Временный храм намеренно делается без стен, поэтому молящиеся видят всё, что делают священники. По словам Яны Седовой, на фестивальная литургия «всегда с миссионерским оттенком [16]. Певчие для хора набираются из приехавшей на фестиваль молодёжи, имеющей опыт пения на клиросе.

Один раз, ближе к концу фестиваля, совершается ночное богослужение [17], на которой на котором практически все участники фестиваля причащаются.

«Костёр»

Каждый вечер на летнем фестивале зажигается костёр, куда может придти любой участник фестиваля. На «Костре» принято петь песни, как правило под гитару, а также общаться.

После церемонии закрытия фестиваля согласно расписанию следует «прощальный костёр», на котором можно сидеть до утра.

«Общие беседы» и «мини-беседы»

Лекции построены в формате «общих бесед» и «мини-бесед», на которых предусматриваются и ответы на вопросы слушателей.

Общая беседа проводится обычно раз в день, и на неё приглашаются все участники фестиваля. При этом в программе фестиваля заранее объявляется имя выступающего.

Мини-беседы начинаются с того, что все участники фестиваля подходят к фестивальной сцене, куда поднимаются волонтёры с табличками в руках. На табличках написаны названия мини бесед, из которых каждый участник выбирает наиболее ему близкую тему. При выборе темы участники не знают, кто именно будет вести мини-беседу. После того, как участники фестиваля выберут тему, волонтёры ведут их туда, где будет происходить выбранная «мини-беседа». Мини-беседы проводятся одновременно, таким образом в один момент можно присутствовать только на одной из них.

Темы бесед могут быть самими разными, в том числе напрямую не связанными с Церковью. Традиционно популярностью пользуются темы, связанные с семейной жизнью и поиском спутника жизни. Единственное ограничение, накладываемое на подобные беседы: не говорить о политике.

Фестивальные выступления и творчество

Каждый день на импровизированной сцене фестиваля проходят музыкальные и театрализованные выступления; как правило они проходят вечером после лекций, которые проходят утром и днём.

На фестивальной сцене может происходить пение под минусовку, гитару или иногда а капелла, чисто инструментальные выступления, танцевальные номера, художественное чтение. Звучащая со сцены музыка не ограничиваются каким либо одним жанром. Это могут быть и народные песни и церковное пение и авторская песня и рок- и поп-музыка и даже рэп. Общим направлением является не жанр, а скорее жизнеутверждающая направленность этих выступлений. Организаторы не стремятся приглашать известных артистов, выступить может любой участник при условии прохождения прослушивания, которое проводят волонтёры. Поют на фестивальной сцене и приезжающие на фестиваль священники.

Игра в «ангелов»

В первые дни фестиваля его участники вытягивают бумажку с именем своего «подопечного», о котором, не открывая своего имени, должен заботиться, молиться, дарить подарки, то есть быть его «ангелом»[16]. Но прежде этого «подопечного» нужно найти среди участников фестиваля, которых на летнем фестивале может быть более 500. Организаторы также отмечали: «Подарки не должны быть дорогими и не обязательно это должны быть подарки - иногда внимание и улыбка бывает приятнее и нужнее» [18].

Например, в 2011 году игра в «ангелов» выглядела так:

«пока фестиваль шёл, твоя задача была творить добро для своего подопечного. И вот в этом каждый был кто на что горазд — кто-то передавал через других своему подопечному купленные заранее подарки, иконы, букеты, только что собранные из полевых цветов, лимонад, который был так кстати в жаркий летний день и сладости, купленные по дороге с крестного хода. Но можно было утром обнаружить и берёзку, подаренную Ангелом своему подопечному, о чём возвещала свежая надпись на ней и даже рыбок в речке, громко названной аквариумом с письменной просьбой не вылавливать сих рыбок, так как они были подарены такому-то подопечному от Ангела. Ну и такие приятности как, например, песня в подарок — посланные от Ангела певцы окружали подопечного и дарили ему песню» [19]

При завершении фестиваля по команде организаторов происходит раскрытие «Ангелов», при этом происходит знакомство как с «ангелом», так и с подопечным. Завязавшиеся знакомства нередко переходит в дружбу.

Паломничества, экскурсии и крестный ход

В один из дней на летнем фестивале совершается общефестивальный крестный ход [20] к тому или иному храму или монастырю, где все участвуют в богослужении, после чего возвращаются назад.

В программе летнего фестиваля обязательно выделяется экскурсионный день. Каждый выбирает свой маршрут заранее, при регистрации на фестиваль. Цель таких экскурсий - дать возможность участникам «увидеть те святыни, те города, те красоты, которые располагаются там, которые мы, в общем, никогда не видели и вряд ли бы увидели, если бы не приехали туда. Обычно экскурсий 6-7 вариантов, участники фестиваля автобусами разъезжаются в разные точки епархии. На зимнем фестивале экскурсионных дней несколько. Экскурсии организуются не обязательно в храмы или монастыри. Это могут быть и городские музеи или какие то необычные места.

Спортивные и иные соревнования

Ещё при подготовке к первому фестивалю организаторы пошли на встречу просьбам и предусмотрели возможность активного отдыха. Это даёт участникам фестиваля возможность проявить свои силу, ловкость и умения, а также просто размяться, например, после общих или мини-бесед. В отличие от музыкальных выступлений, в спортивных состязаниях предусматривается состязательность и борьба за первое место. Однако вознаграждения за победу нет или оно носит символический характер. Уже на первом фестивале были предусмотрены спортивные соревнования по футболу и волейболу; в дальнейшем именно в эти игры чаще всего играли на летних фестивалях.

На летних фестивалях проводятся игры в футбол и волейбол. Зимой на фестивале могут быть лыжи, снежки, коньки и др. C 2006 года проводится ролевая игра в форме квеста. Его участникам для победы нужно проявлять не только сообразительность, но и быстроту и ловкость.

Кроме того, на фестивале предусмотрены конкурсы на эрудицию. Проводились настольные игры. С 2014 года по утрам, после молитвы, стала проводиться зарядка.

Мастер-классы

Набор мастер-классов на индивидуален на каждом фестивале, и зависит от того, специалисты по какому ремеслу окажутся в данный момент на фестивале; обычно это различные виды рукоделия или ремёсел, а но может быть и обучение различным физическим упражнениям [21]. Проводят мастер-классы чаще всего сами участники, которые делятся своими навыками [22]. Подобно мини-беседам, участникам фестиваля предлагают таблички с названиями мастер-классов, которые проводятся одновременно.

На разных фестиваля участникам предлагали мастер-классы по заплетанию кос, гончарному ремеслу и росписи по ткани и бумаги, квиллингу, плетению, вязанию, вышивке, ткачеству, изготовлению кукол, резьбе по дереву, оригами, художественной обработке кожи, флористике, актёрскому мастёрству, фото, пению, стрельбе из лука, рукопашному бою, метанию ножей, колокольному звону и многому другому. Сделанные на мастер-классе своими руками вещи нередко дарят подопечному, играя в «ангела». Кроме того, проведение фестивального бала предваряет мастер-класс по тем танцам.

Ролевая игра

Важной составляющей каждого фестиваля является ролевая игра наподобие квеста [17], которая совмещает в себе спортивную и познавательную составляющие. Ролевая игра как правило связана с историей того места, где она проводится.

До начала фестиваля некоторые его участники, из числа организаторов фестиваля и волонтёров, заучивают свои роли и готовят соответствую одежду и иной реквизит для изображения определённой эпохи, а когда начинается ролевая игра, они занимают свои позиции на местности. Остальные участники разделяются по группам. То, в какую группу попадёт конкретный участник, определяется до начала фестиваля и пишется на бейджике; при получении бейджика участник узнаёт название своей группы. У каждой группы индивидуальный маршрут, который указан на карте, выдаваемой каждой группе. Когда группа приходит на очередное заданное место, их встречают один или несколько участников-актёров в том или ином образе, связанном с тематикой ролевой игры, которые рассказывают свою легенду, а затем дают группе задание. В случае если команда справляется с заданием, она получает часть того или иного артефакта. Вне зависимости от того, справилась ли группа с очередным заданием, они идут выполнять следующее чтобы полностью пройти положенный им маршрут.

Фестивальный бал

Изюминкой фестиваля является костюмированный бал. Ещё до начала фестиваля выбирается тематика бала и те, кто собираются принят участие в бале, приводят с собой бальные платья и костюмы. Перед проведением бала проводятся репетиции, где участники разучивают танцы. Как правило на летних фестивалях танцуют народные танцы на открытым воздухе, а на зимних — бальные в помещении. За один бал участники танцуют несколько несложных танцев. Зимой бал проводится примерно в середине фестиваля, летом - в конце.

Использованные материалы



[1]  в 2011 и 2014 годах зимний фестиваль не проводился

[2]  Алёна Старцева. Дружить по-братски. Фестиваль — частичка рая на земле // «Добрый пастырь» : Православная газета. — 2017. — 8 октября (№ 5 (59)). — С. 8. - http://dobriypastir.ru/archive/2017/59-2017.pdf

[3]  Андрей Викторович Полынский. Можайск — дом святителя Николая // Журнал "Русский дом", декабрь 2005. - http://www.russdom.ru/oldsayte/2005/200512i/20051204.html

[4]  На Бородинском поле состоится Второй православный молодёжный фестиваль «Братья». Русская линия, 18 июля 2006 - https://rusk.ru/newsdata.php?idar=722202

[5]  Дмитрий Бобрик. Духовное и земное. Международный молодежный фестиваль «Братья» собрал друзей. Российская газета, 22 июля 2010 - https://rg.ru/2010/07/22/festival.html

[6]  Алсу Идрисова "Утром молитва, вечером - танцы" Ежедневные новости. Подмосковье, 23.07.2005, с. 2; цитата по: http://radonezh.ru/monitoring/utrom-molitva-vecherom-tantsy-22630.html

[7]  Завершился зимний фестиваль "Братья" в Гродно. // Официальный блог Объединения молодежи Белорусской Православной Церкви, 11 февраля 2013 - http://ombpc.blogspot.com/2013/02/blog-post_8942.html

[8]  Фестиваль «Братья». «Русский Дом» №7 июль 2009; сайт журнала "Русский дом" - http://www.russdom.ru/node/1875

[9]  Более 350 человек из 5 стран приняли участие в молодёжном православном фестивале "Братья" в Заславле. sobor.by, 26 июля 2016. - http://sobor.by/videonews/Bolee_350_chelovek_iz_5_stran_prin...vle

[10]  Мария Евсина. «Братские» ангелы-хранители. Православная духовно-просветительская газета «Благовест», 12 сентября 2018 - http://www.blagovesti.ru/index.php/dobroe-delo/item/428-brat...eli

[11]  Оксана Викторовна Шашуто. Оксана Шашуто - Бог здесь становится ближе. №9 сентябрь 2014. - http://www.russdom.ru/node/7932

[12]  Идет подготовка к I Международному молодежному православному фестивалю «Братья». portal-slovo.ru (2005) - https://portal-slovo.ru/news/26655.php

[13]  Мария Евсина. Как оторваться от земли. Сайт газеты «Благовест», 3 сентября 2017 - http://www.blagovesti.ru/index.php/aktualno/item/268-kak-oto...mli

[14]  Диана Сметанина. Интервью в ночи, или Кто виноват, что все мы здесь сегодня собрались. Волонтёрское движение «Молодость неравнодушна». molodost.in.ua, 17 сентября 2013 - https://www.molodost.in.ua/news/2070/

[15]  «Зачем учиться волонтерству?» Светлый вечер с Викторией Аникеевой и Юрием Белановским. Радио «Вера». Эфир от 10 июля 2018 года - https://radiovera.ru/zachem-uchitsya-volonterstvu-svetlyiy-v...tml

[16]  Я. А. Седова Есть ли жизнь после «Братьев»? // «Русский дом». 2015. № 10 с. 9

[17]  Ольга Лазарь «Фестиваль православной молодежи „Братья“ отметил юбилей на Бородинском поле» // «Миссионерское обозрение», № 8 август 2014, стр. 8 - http://missia.od.ua/uploads/files/newspaper/MO-08-2014.pdf

[18]  Официальная группа фестиваля «Братья» в социальной сети «ВКонтакте», 15 мая 2017 - https://vk.com/wall-199629_12046

[19]  Ольга Кузь и Маргарита Рыбалкина. «Учитель, где живешь? Приидите и увидите». сайт кафедрального собора свт. Николая в Вене, 27 июля 2011. - http://www.nikolsobor.org/SITE3/index.php/ru/sobymold/1432-2...-56

[20]  10 юбилейный православный молодежный международный фестиваль "Братья". Православная молодёжь Ярославля, 5 мая 2011 - http://pravmolyar.ru/news?id=57

[21]  Роман Илющенко. Православный международный фестиваль «Братья». «Благотворительный фонд «Ратники Отечества». 2015 - http://www.ratnikifond.ru/novosti/235-pravoslavnyj-mezhdunar...tya

[22]  официальная группа фестиваля «Братья» в социальной сети «ВКонтакте» - https://vk.com/bratia?w=wall-199629_17182

Редакция текста от: 02.05.2023 13:00:55

"БРАТЬЯ, ФЕСТИВАЛЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google