Гидлянская икона Божией Матери |
Празднование 3 марта
Самое раннее упоминание об этом чудотворном образе в России содержится в сб. архим. Иоанникия (Галятовского) "Небо Новое" (1-е изд.: Львов, 1665). Местом явления названо "Гидля, село в земле Лядской", где Ян Чечик весняк (польск.- селянин) обрел в земле образ.
Сюжет об обретении иконы получил развитие в сказании из рукописного сб. "Солнце Пресветлое", составленного сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715-1716 годы [1]. Здесь дается дата явления иконы - "в лето 1082 г." - и описаны подробности ее обретения: на пашне волы "на колени упали" и не пошли дальше, тогда Иоанн "узре на камени образ Пресвятой Богородицы вырытый". Он отнес образ в свой дом "и положи в ковчежце". От иконы исходил свет, и Иоанн "постави [икону] со Святою Тайною Господнею". Но икона перенеслась невидимо на пашню, где была обретена Иоанном вновь. О чуде он поведал людям. На месте явления был сооружен сначала деревянный столп, затем часовня, куда икона и была поставлена. С этого времени от иконы стали совершаться чудеса.
Сообщения в разных публикациях XIX века предлагают следующее прочтение сказания из сборника Моховикова: икона была резная на камне; Иоанн сообщил о ней односельчанам, и, когда она явила свечение, икону перенесли в местный храм и поместили за престолом; из храма икона перенеслась на пашню, и там ее нашел некий крестьянин; о часовне для Гидлянского образа ничего не сообщается, на месте находки жители "водрузили там деревянный столп и на нем поставили икону" [2].
Архиеп. Сергий (Спасский) приводит Гидлянскую икону в списке чудотворных образов "местно чтимых в России" и указывает др. день празднования - 2 марта.
Изображение Гидлянского образа на русских гравюрах и иконах не представлено. В сборнике "Солнце Пресветлое", сказания которого проиллюстрированы гравированными изображениями икон, выполненными Г. П. Тепчегорским, гравюра с Гидлянской иконой отсутствует (для нее оставлено место). Изображение иконы не представлено и в самых обширных по составу Сводах икон Божией Матери, как гравированных, так и иконописных.
Недостаток сведений, в т. ч. об облике Гидлянской иконы, связан с тем, что информация практически не обновлялась со времени помещения ее в сборнике архим. Иоанникия (Галятовского) "Небо Новое". География распространения икон в этом сборнике не ограничена территорией России, в нем представлены сведения об образах "иже во многих странах чудотворныя". Так, Гидлянская икона явилась "в земле Лядской", т. е. на территории совр. Польши, где и ныне почитается святыней, более известной под названием "Гидельская", и находится в церкви ордена доминиканцев в с. Гидле (в 20-25 км от Ченстоховы).
Польские источники относят явление иконы к 1516 году. История обретения, как и имя человека (Ян Чечик), ее нашедшего, в общих чертах совпадает с русским вариантом. К неизвестным подробностям сказания относятся сведения о том, что Ян, скрывший у себя в доме икону, ослеп (по др. версии, слепотой было поражено и его семейство). По совету набожной женщины в дом был приглашен местный свящ. Петр Волпкай. Он извлек фигурку Богоматери из сундука и омыл ее водой, от которой семейство Чечика получило исцеление. Иконка была перенесена в приходский храм во имя св. Марии Магдалины и поставлена в алтаре ("рядом со Святыми Дарами"), однако вскоре образ переместился на поле, к месту обретения. Там в честь иконы поставили деревянный столп (традиция сооружения придорожных часовен в виде столпов распространена в Польше), который сохранился до настоящего времени.
В 1615 году владелицей Гидле Анной Домбровской, пожелавшей построить для Гидельской иконы каменную часовню, были приглашены монахи ордена доминиканцев. В 1624 и 1636 годы им были пожертвованы с. Гидле и близлежащие населенные пункты. Несмотря на возникшие имущественные споры, в 1649 году в Гидле была сооружена базилика в честь Успения Пресвятой Богородицы (освящена в 1656), куда была помещена Гидельская икона.
Для засвидетельствования чудес от Гидельской иконы по благословению архиеп. Гнезненского ок. 1615 года была создана комиссия; исследованные ею чудеса были подтверждены специальным актом от 30 октября 1651 года. Согласно сведениям, собранным в кн. «Великое сокровище» (Skarb wielki), наибольшее количество чудес (общее число - 300) было зафиксировано с 1620 по 1700 год, среди них названо 31 (!) чудо воскрешения умерших. Чудеса исцелений происходят и в настоящее время (в 2004, 2005 документировано ок. 10 чудес). Традиционно в первое воскресенье мая (день обретения иконы) совершается омовение иконы в вине, которое, как считается, обретает целебную силу.
19 августа 1922 года была совершена коронация образа, на месте коронации построена часовня, к которой ежегодно совершается крестный ход.
Гидельская икона представляет собой маленькую (ок. 9 см) резную в камне фигурку Богородицы в рост с Младенцем Христом на левой руке. Младенец, подобно скульптурам Богородицы из Вроцлава (ок. 1410) или Сважево («Мадонна рыбаков», XV в.), изображен обнаженным. В правой руке Богородицы плод - излюбленный мотив многих, в т. ч. чтимых, польских образов. Скульптуру из Гидле исследователи относят к народному искусству. Она проста по исполнению, "но зато очень искреннее, вдохновленное подлинной верой" произведение [3].
В настоящее время икона находится в базилике в честь Успения Пресвятой Богородицы в специально созданном для нее алтаре в южной части храма. Она помещена в небольшой четырехгранный прозрачный киот, увенчанный короной. Благодаря высокому резному столбику в основании киота икона вынесена вверх, на передний план алтаря; фоном ей служит резное обрамление в виде архитектурных колонок (в центре - живописная картина), которые создают перспективную аркаду и тем самым зрительно выделяют небольшую фигурку Богоматери. На находящейся в храме полихромной барельефной панели показаны явление образа (справа) и его история, связанная с пребыванием в доминиканском ордене (слева); под панелью размещены 24 живописных изображения чудес от Гидельской иконы.
Литература
- Сергий (Спасский), архиеп. Месяцеслов. Т. 3. С. 659;
- Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 428;
- Поселянин Е. Богоматерь. С. 173-174;
- Нижински В. Святыни Пресв. Девы Марии в Польше // Почитание Божией Матери. Варшава; М., Б. г. С. 202. Ил. 16;
Использованные материалы
- Э. В. Шевченко. "Гидлянская (Гидельская) икона Божией Матери" // Православная энциклопедия, т. 11, с. 458-459
[1] МГУ. НБ. Ф. 293. № 10536-22-71
[2] Поселянин. С. 174
[3] Нижински. С. 202