Прп. Елена Московская. Икона. Ок. 1996 г. Московский Новодевичий монастырь |
Память 18 ноября (Моск.) и в Соборе Московских святых
Происходила из рода служилых землевладельцев, помещиков Галичского, Нижегородского и Суздальского уездов. Учитывая, что в «Дворовой тетради» середины XVI века. Девочкины фигурируют лишь по Суздальскому уезду, очевидно, что эта ветвь рода обладала более высоким общественным статусом, чем и объясняется постриг Елены в суздальском Покровском монастыре, состоявшем под покровительством великокняжеской семьи. Возможно, монашеские имена родителей Елены приведены в начале поминания ее рода в синодике Новодевичьего монастыря: инок Сергий и инокиня Таисия. Предположение, что отцом святой был тысячник третьей статьи по Москве, дворовый сын боярский по Суздалю Семен Никитин, сын Девочкин [1], маловероятно. Во вкладной книге Новодевичьего монастыря отмечено поминание Ивана Девочкина под 31 января и под 20 июля за вклад 50 р., в синодике монастыря приводится поминание рода Анисии Девочкиной [2]; определить даты жизни и степень родства этих лиц с Еленой не представляется возможным. В миру прп. Елена могла носить имя Агриппина, поскольку память Елены указывается во вкладной книге Новодевичьего монастыря под 23 июня - на память мц. Агриппины Римляныни [3]. Впрочем, не исключено, что имя Агриппина святая получила при постриге, а Елена - это имя преподобной в схиме.
Наиболее ранние достоверные сведения о Елене (Девочкиной) относятся к весне 1525 года, когда она вместе с 18 монахинями суздальского Покровского монастыря перешла в Новодевичий монастырь, основанный по обету вел. кн. Московским Василием III Иоанновичем [4]. В духовной грамоте прп. Елены об этом сообщается следующим образом: вел. князь "взял меня из обители Пречистые Богородицы честнаго и славного ее Покрова ис Суздаля не моим хотением, но Божьим изволением с вами, моими госпожами, и служебники и приказал монастырь ведати мне, да со мною Софье Ковурове, да Феофане". Причина основания новой обители вел. князем раскрывается в его словах, обращенных к инокиням: "Молите Господа Бога о чадородии", т. е. о даровании наследника [5]. Две ближайшие помощницы Елены (Девочкиной) также упоминаются в монастырском синодике как схимонахини Феофания и София [6]. Родственники Софии (Ковуровой (Кауровой)) Иван Иванович, Юрий и его супруга Евпраксия Кауровы являлись вкладчиками Новодевичьего монастыря [7]. Поминальный вклад в 80 р. по скончавшемуся ок. 21 июля 1538 г. Юрию, сделанный в Троице-Сергиев монастырь его племянником, был дополнен 1 ноября того же года 20 р. Еленой (Девочкиной) для «вечного» поминания усопшего [8]. Феофания находилась с Елены (Девочкиной) до кончины последней и упомянута в ее духовной грамоте во главе монастырских стариц.
В связи с гибелью ранних документов архива Новодевичьего монастыря (очевидно, во время набега крымского хана Девлет-Гирея и пожара Москвы в мае 1571) мы не располагаем точными данными ни о времени, в течение которого Елена (Девочкина) управляла монастырем, ни о ее сане, ни о составе монастырских земельных владений в тот период. Некоторые данные позволяют считать, что во второй половине 1520-х - 1540-х годов монастырские вотчины располагались в Бежецком Верхе, во Владимирском, в Дмитровском, в Кашинском, в Клинском, в Московском, в Рузском уездах [9].
Прп. Елена Московская. Икона. Ок. 1996 г. Московский Новодевичий монастырь |
Преподобная Елена скончалась 18 ноября 1547 года и была похоронена у северной стороны алтаря монастырского Смоленского собора.
В первой половине XIX века в алтарную стену собора перед гробницей была вставлена каменная плита с памятной надписью, сохранившаяся до настоящего времени. В конце XVII века над надгробными плитами Елены (Девочкиной) и Феофании (скорее всего прибывшей вместе с преподобной из Покровского монастыря) была установлена часовня, перестроенная в 1720-1722 гг. После уничтожения кладбища и перепланировки монастырской территории в кон. 1920-х - нач. 1930-х годов могильный камень с именем Елены (Девочкиной) приблизительно указывает первоначальное место ее захоронения.
Преподобная Елена издревле почиталась в Новодевичьем монастыре. "Година Олене Девочкине, первой начальной строитель", "память старице Елене Девочкине, первоначальной во обители Пречистые Богородицы" и ее роду были записаны во вкладной книге Новодевичьего монастыря 1674/75 г. и в монастырском синодике 1705 года. К началу XVIII века относятся свидетельства общерусского почитания Елены (Девочкиной). Она прославляется в "Похвале русским святым" (первая четверть XVIII в.): "Преподобная Елена, московская игуменья, всеизрядная учительница девственного чина, вождь ко спасению известна" [11]. В «Описании о российских святых» (известно в списках XVIII-XIX вв.) о св. Елене сообщается: "Преподобная мати Елена, игуменья Новодевичья монастыря, преставися в лето 7056 месяца ноября в 18 день" (С. 75).
Торжество возобновления почитания Елены (Девочкиной) состоялось в Новодевичьем монастыре 10 августа 1999 года, в день празднования Смоленской иконы Божией Матери. После литургии, совершенной в Смоленском соборе патриархом Московским и всея Руси Алексием II, прозвучали новосоставленные тропарь и кондак преподобной. В монастырской иконописной мастерской написан новый образ святой.
Молитвословия
Тропарь, глас 4
От юности Христа возлюбившая, / преподобная мати наша Елено, / святых отцев заветы исполняя, / житие монашеское во обители Пречистыя Одигитрии устроила еси, / страх Божий и любовь нелицемерную стяжала еси, / моли человеколюбца Христа Бога / о чадех твоих, к тебе усердно притекающих / и заступления твоего просящих, // грехов оставления нам даровати.
Кондак, глас 2
Во плоти Ангел, образ целомудрия и смирения / во обители Новодевичей показалася еси, / молитвенница изрядная и чудотворица, / преподобная мати Елено, / всем притекающим к тебе отрадо и в скорбех утешение. / Чадолюбивая наша мати, // моли Христа Бога спастися душам нашим.
Иконография
Прп. Елена Московская. Фрагмент иконы «Сбор русских святых». Первая пол. XIX в. (ГМИР) |
Елена Московская представлена на прориси, выполненной ок. 1902 г. иконописцем В. П. Гурьяновым с иконы «Спас Смоленский, с Московскими святыми» второй половине XVII века из молитвенного дома Преображенского старообрядческого кладбища в Москве (местонахождение оригинала неизв.), - оглавно, в правой части над образами блгв. князей, в округлом клобуке или в плате, на нимбе надпись: "Пр Елена". Предположительно образ прп. Елены помещен в верхнем ряду группы избранных рус. святых (в т. ч. Московских), предстоящих Пресвятой Богородице с Младенцем, на прориси с иконы XVII в. («Моление о народе»).
Сохранилась икона последней четверти XIX - начале XX века (ГИМ), написанная в живописной манере в мастерской Новодевичьего монастыря, на которой прп. Елена представлена вместе со схим. Домникой и с послушницей Феофанией - в центре, в рост, в схиме, с куколем на голове, руки сложены крестообразно на груди, на правой - четки; в облаках - благословляющий Иисус Христос [14].
В составе Собора русских святых прп. Елена показана на иконах поморского извода в правой группе мучеников, блгв. князей и св. жен: в куколе, крайней справа после блгв. кн. Евдокии (Евфросинии) Московской - на иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК); на образе 1814 г. письма Петра Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА [15]; на иконе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского района Архангельской обл. надпись не сохранилась [16]. Оплечный образ прп. Елены также введен в верхний ряд св. жен в правой княжеской группе на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР), надпись: «п Елена мос(к).».
Прп. Елена Московская изображена на хромолитографии «Собор святых жен, просиявших в Русской земле» второй половины XIX века из церкви во имя ап. Иоанна Богослова подворья Леушинского монастыря в Санкт-Петербурге (обретена в 2002 в дер. Дмитриево Череповецкого района Вологодской обл., на берегу Рыбинского водохранилища, возможно, происходит из Леушинского монастыря [17]).
К прославлению прп. Елены в лике местночтимых Московских святых в 1998-1999 года художником С. Мелкозёровым выполнен образ Елены в традиционной иконописной стилистике на золотом фоне - в рост, в островерхом куколе и с наперсным игуменским крестом, с раскрытой ладонью десницы и длинными четками в левой руке, на верхнем поле - поддерживаемый ангелами Смоленский образ Божией Матери (в наст. время в трапезном Успенском храме обители [18]). Аналогичный поясной образ того же автора участвовал в чине канонизации святой, существуют оплечные варианты, в т. ч. на ее надгробии [19]. Прп. Елена с наперсным крестом представлена в одном из медальонов росписи свода трапезной Горненского Казанского женского монастыря в сел. Айн-Карем близ Иерусалима (2006).
Литература
- Николай Михайлович, вел. кн. Московский некрополь. СПб., 1907. Т. 1. С. 430;
- Источники по социально-экономической жизни России XVI-XVIII вв.: Из архива моск. Новодевичьего мон-ря. М., 1985.
- Вып. 1/2; АРГ: АММС. № 126, 149.
- Барсуков. Источники агиографии. Стб. 193-194; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 138-139;
- Голубинский. Канонизация святых. С. 355;
- Кузнецов И. И., свящ. Могила первой игумении моск. Новодевичьего монастыря схим. Елены (Девочкиной) // Московская церк. старина: Тр. комис. по осмотру и изуч. памятников церк. старины г. Москвы и Моск. епархии. М., 1904. Т. 1. С. 1-8;
- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 558;
- Геннадьева О. Московская заступница // ЖМП. 1999. № 10. С. 12-16;
- Трутнева Н. Д. Игумении моск. Новодевичьего мон-ря: 1525-1920-е гг. // Новодевичий мон-рь в рус. культуре. М., 2001. С. 57-58;
- Святые града Суздаля. Суздаль, 2004. С. 214-216;
- Шарганов П. Новодевичий мон-рь и первая игуменья его Елена (Девочкина) // Моск. журнал. 1996. № 10. С. 27-33;
- Макарий (Веретенников), архим. Свт. Макарий, митр. Московский, и архиереи его времени. М., 2007. С. 517-518;
- Святые и подвижники благочестия суздальского Покровского монастыря. Суздаль, 2007. С. 45-53.
- Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 142-143, 340-341, 616-617; Т. 2. С. 107;
- Московский Новодевичий монастырь. М., 1999. С. 27-29, 88-89, 141. Вкл.
Использованные материалы
- А. В. Маштафаров, Я. Э. З. "Елена (Девочкина)" // Православная энциклопедия, т. 18, с. 297-299
[1] АРГ: АММС. 1998. С. 48-46; ТКиДТ. С. 65, 154
[2] Источники. 1985. Вып. 1/2. С. 183, 204, 263
[3] Источники. 1985. Вып. 1/2. С. 202
[4] Зимин А. А. Россия на пороге Нового времени. М., 1972. С. 294
[5] АРГ: АММС. С. 299, 301
[6] Источники. 1985. Вып. 1/2. С. 283
[7] Источники. 1985. Вып. 1/2. С. 166, 173, 175, 184, 200, 203
[8] АРГ: АММС. С. 496-497
[9] Антонов А. В. Вотчинные архивы московских мон-рей и соборов XIV - нач. XVI в. // РД. 1997. Вып. 2. С. 193-194
[10] публ.: Буланин Д. М. Переводы и послания Максима Грека: Неизд. тексты. Л., 1984. С. 212. № 12
[11] РГАДА. Ф. 188. Ед. хр. 1200. Л. 20
[12] Филимонов. Иконописный подлинник. С. 39
[13] БАН. Строг. № 66. Л. 55; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 49
[14] Трутнева Н. Ф. Игумении Моск. Новодевичьего мон-ря (1525-1920 гг.) // Новодевичий монастырь в рус. культуре: Мат-лы науч. конф. 1995 г. М., 1998, 2001. С. 58. Рис. 1. (Тр. ГИМ; 99)
[15] ГРМ; прорись с именем «с княгиня Елена игумени[я] Мос[ковская]» - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463
[16] ГТГ - Icônes russes: Les saintes / Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52
[17] см.: Рус. жены-мироносицы: Обретение уникальной иконы // Леушино: Газ. 2004. № 8(85). 25 апр. С. 1-2
[18] Моск. Богородице-Смоленский Новодевичий мон-рь: Альбом. М., 2004. С. 22
[19] Моск. Богородице-Смоленский Новодевичий мон-рь: Альбом. М., 2004. С. 6, 70, 80