Новомученица Босилька. Фреска в храме вмч. Димитрия Солунского в Косовской Митровице |
Память 13 октября (Серб.)
Родилась в XVIII веке в сербском селе Пасьяна неподалёку от Гнилане (Пасјана код Гњилана) в Косово, в благочестивой семье Райичич. Босилька была набожна, отличалась кротким нравом, смирением, трудолюбием и послушанием. С малых лет она привыкла помогать матери по хозяйству, ходить за домашней скотиной. С отцом и братьями работала в поле и в саду на сборе урожая, заготовке корма для скота и дров на зиму.
По праздникам вся семья посещала богослужения в сельском храме, а по вечерам Босилька сама усердно молилась перед иконами - древним образом Божией Матери и святой Параскевы, покровительницы семьи.
Когда ей исполнилось 17 лет, родители повели ее первый раз в соседнее Гнилане на Иваньдан - праздник Рождества Иоанна Предтечи, где собирался сербский народ из всех окрестных сел Поморавья. Один раз она побывала и в монастыре Драганац на собор Святых Архангелов.
Босилька была наделена особой девичьей красотой, которая не осталась незамеченной не только со стороны родственников и знакомых, но и со стороны соседей-безбожников. Похоть к молодой девушке овладела одним местным албанцем из Депца. Он стал ждать удобного момента, чтобы её похитить. Подобные похищения были в те времена обычным делом, и сербам приходилось следить за тем, чтобы сохранить своих родных и детей.
Вместе со своими сподручными арнаут долго следил за Босилькой, дожидаясь, когда она по какому-нибудь делу выйдет из села. Осенью девушка вместе с отцом и братом отправилась в лес за дровами, в место под названием Белый Камень. Трое албанцев с закрытыми лицами напали на них из засады и похитили девушку. Они стреляли в отца и брата, а пленницу уволокли в сторону Карадака.
Несколько дней родственники вместе со священником из Пасьяне добивались от турецких властей помощи и признания самого факта, что молодую сербку похитили и увели в албанский дом. Колеблющаяся и терпимая к арнаутам турецкая власть тянула с расследованием происшествия и судом. Турки хотели, чтобы дело решилось само собой, будучи уверенными в том, что из-за позора перед родными девушка сама смирится со своей участью, как бывало уже не раз.
Все это время Босилька в чуждом окружении претерпевала сильные искушения, оскорбления, унижения и угрозы, что она примет ислам и выйдет замуж за насильника. Решительно и непоколебимо она отвергала все нападения, надеясь на милосердие Божие и не теряя надежды на спасение. Её морили жаждой и бессонницей, избивали и оскорбляли, периодически пытались уговорить её сдаться. Но с Господом в сердце и молитвой на устах Босилька укреплялась и преодолевала все испытания.
Теряя терпение, похититель-арнаут с диавольской жестокостью мучил Босильку: выдирал ей волосы, прижигал ступни раскаленным железом и бил по лицу. Чтобы сломить девушку, арнауты привели к ней и взрослую сербку с мусульманским именем, которая тоже убеждала её принять "турецкую веру", чтобы спасти себя и пощадить своих родителей. Но Босилька оставалась непоколебима. "У меня своя вера, - твёрдо отвечала она. - Лучшей мне не надо, потому что её нет. А что касается замужества, то я уже обручена, - тихо с неземным светом в очах отвечала она. - У меня есть Жених". На упорное требование сказать, кто её избранник, она отвечала потурченке: "Христос - мой Избранник. Я принадлежу только Ему и никому другому. Я не отрекусь от моего Бога и моей святой веры, как ты, которую мне жаль".
Мц. Босилька Пасьянская. Старинная икона в Пасьяне, Косово |
"Убейте меня, убейте! - кричала она. - Не дамся, я православная христианка. Не отдам мою веру, мои сербские одежды… не отдам моего девства! Только мёртвой меня возьмете!" - останавливала она мучителей. Так, хранимая своей смелостью и силою свыше, Босилька осталась чистой, неосквернённой и непоколебимой в вере.
Оскорблённый и разочарованный арнаут в бессильной ярости решил убить непокорную христианку. Он позвал на помощь двоих родственников, и связанную и изнемогшую Босильку перевезли на коне через реку Лапушницу, где на поляне у дороги закололи девушку ножами, яростно выкрикивая при этом: "Смерть шкинье (сербке)!" В этот момент мученица ощутила прилив сил и, не обращая внимания на удары, тихо помолившись Богу, воскликнула: "Это не смерть для меня, но жизнь, вы в руках смерти навсегда, поганое ваше племя!"
Разъярённые злодеи стали кромсать её тело ножами. В этих муках мужественная Босилька предала душу в руки Бога.
Только после её кончины турки позволили родственникам и жителям Пасьяне собрать останки святой мученицы и с почестями похоронить около старой церквушки. Позднее, во время обновления храма они были погребены в его стенах. В народе место кончины Босильки получило название "Гроб девушки".
Предание о христианском подвиге Босильки и сегодня живет в Пасьяне и всём Косовском Поморавье. Народное почитание новомученицы не прекращалось со времени её смерти, о чём свидетельствуют фрески на стенах церкви в Пасьяне. Есть фреска с её изображением и в Печском монастыре.
Новомученица Босилька (Раичич) канонизирована решением Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви [1], проходившего с 28 апреля по 10 мая 2018 года.
Использованные материалы
- "Опубликованы итоги Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви" // Седмица.Ru:
- Игнатий (Шестаков), иеромонах. Святая новомученица Босилька Пасьянская (По материалам Рашко-Призренской епархии СПЦ), страница портала Православие.Ru (7 июля 2018 г.):
[1] "Сабор је, наиме, једногласно одлучио да канонизује... Босиљку Рајичић из села Пасјана код Гњилана као мученицу, чији подвиг ће се празновати 13/26. октобра" // "Саопштење за јавност Светог Архијерејског Сабора", http://www.spc.rs/sr/saopshtenje_za_javnost_svetog_arhijerej...ke/