Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СЕРПУХОВСКИЙ БОГОЯВЛЕНСКИЙ ХРАМ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Богоявленская церковь в Серпухове.
31 мая 2010 года. Фото с сайта Храмы России
Богоявленская церковь в Серпухове. 31 мая 2010 года. Фото с сайта Храмы России
Храм в честь Богоявления Господня в г. Серпухове (Серпуховское благочиние Подольской епархии)

В 1552 году, при составлении Сотной переписи серпуховского посада князем Василием Семёновичем Фуниковым, храм Богоявления уже существовал как центр развитой населённой части города - Богоявленского конца. Тогда храм окружали 16 дворов зажиточных горожан, почти исключительно кожевников, и 30 дворов менее достаточных “молодых” посадских, также кожевников, казаков - то есть подённых работников, мясников и сапожников. Незадолго до переписи к Богоявленской части посада отошла бывшая слободка, “что была за татары” - 17 дворов, где жили кожевники, кузнецы, торговцы.

Существующее церковное здание было построено на средства прихожан в 1713 году - 3 июля дан указ о пристройке к храму Богоявления придела во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а уже через три дня - указы об освящении Богоявленского храма и его Богородице-Рождественского придела. Придел, как видно, был возведен уже заранее, по прошению прежнего настоятеля Петра Антипова, а разрешение оформлено “задним числом”. В 1761 году на средства серпуховского купца Алексея Ивановича Остапова с северной стороны храма был устроен придел во имя святителя Димитрия Ростовского, который был канонизирован в 1757 году.

В 1870 году Богородице-Рождественский придел с южной стороны храма был “распространён” старанием купца Семёна Семёновича Астапова. Серпуховские купцы Астаповы (Остаповы), владельцы близлежащего кожевенного завода, на протяжении многих десятилетий являлись ктиторами и старостами Богоявленского храма, хотя в 1830-х годах причту его и доводилось вступать с этим семейством в земельные споры.

Церковь Богоявления Господня. Альбом видов "Церкви и монастыри г. Серпухова". Серпухов, 1905
Церковь Богоявления Господня. Альбом видов "Церкви и монастыри г. Серпухова". Серпухов, 1905
Приход Богоявления с ранних времён включал в себя не только часть Серпухова, но и ряд населённых мест к северо-западу от города по правому берегу р. Нары: деревни Глазечня, Гавшино и Злобино, сельцо Мокрово, сельца Пущино и Тверетиново. С начала XVII по начало XX веков Богоявленский храм духовно окормлял селения, удалённые от него на расстояния до 8,5 км. В 1826 году в его приходе было 137 дворов, 718 душ мужского пола и 726 - женского; в 1860 - соответственно, 135 дворов, 718 прихожан и 806 прихожанок; в 1917 году - 217 дворов, 1043 прихожанина и 1120 прихожанок.

Со времени между 1840 и 1843 годами к Богоявленскому храму была приписана каменная часовня на городском выгоне (ныне участок к югу от дома 7а по ул. Красный Текстильщик). Это была весьма чтимая серпуховичами Захарьевская часовня в память об отшельнике Захарии, по преданию, жившем, убитом и похороненном на этом месте в начале XVII столетия.

В 1839 году прихожанке Богоявленской церкви, статской советнице Наталье Алексеевне Донауровой (урождённой Хитрово) было разрешено устроить домовую церковь в угловой юго-восточной комнате второго этажа принадлежавшего ей усадебного дома в сельце Пущино-на-Наре. В 1841 году разрешение это было возобновлено для очередной владелицы Пущина — вдовы генерал-майора Александры Петровны Потаповой. Домовый храм в Пущино во имя Покрова Богородицы действовал с 1843 по конец 1847 года. Службы там совершались причтом Богоявленского храма. В 1849 году Покровская церковь была перевезена Потаповыми в сельцо Чертёж Холмского уезда Псковской губернии.

В 1923 году общину храма Богоявления составляли 165 верующих, почти исключительно - рабочих с фабрики «Красный текстильщик» и дер. Нижняя Глазечня.

В 1930 году храм был закрыт. Здание его занимал клуб Суконной фабрики, а в 1990-х годах - коммерческие структуры; за всё это время оно перестроено до неузнаваемости.

8 октября 2003 года был зарегистрирован православный приход Богоявленского храма [1]. 4 ноября 2006 года храм возвращён Русской Православной Церкви [2]; начиная с Пасхи 2008 года в нём регулярно совершается богослужение.

При храме работают еженедельные двухгодичные курсы по изучению церковнославянского языка и православного богослужения. На базе Богоявленского храма проводятся занятия с детьми-воспитанниками православного клуба «Трилистник». Дети еженедельно поют на Всенощном бдении и воскресной Литургии, изучают и поют духовные стихи, народные и казачьи песни, играют традиционный рождественский вертеп.

Архитектура

Архитектура и художественное убранство Богоявленского храма были вполне обыкновенны для русского зодчества рубежа XVII и XVIII веков. Это типичная посадская церковь типа «восьмерик на четверике», с пристроенными с запада трапезной и колокольней. К трапезной примыкали два обширных придела, с которыми план здания приобрёл вид неправильного греческого креста. Утраченная ныне алтарная часть в виде полукружия по площади почти равнялась четверику. Храм вообще выделялся среди городских церквей своей обширностью и высотою шатровой колокольни с четырьмя ярусами слухов.

Построенная из кирпича церковь была украшена лепными карнизами, наличниками окон под килевидными фронтонами, лопатками по граням восьмерика, горизонтальным поясом посредине высоты северного придела, колонками на западном фасаде. На стене южного предела, в нише, было живописное изображение Рождества Богородицы. Стены храма были побелены, его кровли, главы, барабан и шатёр колокольни -окрашены. По описанию 1887 года, кровли были зелёного, а главы - синего цвета; крест на храме был позолочен, а на колокольне (деревянный) - окрашен в жёлтый цвет.

Внутри храм был расписан, а высокий, шестиярусный, с резным растительным орнаментом иконостас (вероятно, XVIII века) считался одним из самых замечательных в городе. Ещё в 1920-х годах в храме сохранялось не менее 208 икон, из которых особенно почитаем был образ Божией Матери "Живоносный Источник". В нише стены трапезной, слева от входа в храм, стояла резная деревянная статуя Христа в темнице, размерами «в малый рост человека».

Настоятели

Литература

  • Пилипенко А.Д. Из истории Богоявленского храма Серпуховского благочиния (по материалам Клировых ведомостей I четв. XIX в.) // Варлаамо – Афанасьевские чтения. Материалы пятой научно – просветительской православной конференции 2008 г. - Серпухов 2010. - С. 35- 50

Использованные материалы

  • История храма Богоявления // Сайт Троицкого собора Серпухова



[1]  "Богоявленская церковь Серпухова" // Сайт unfall.ru : http://unfall.ru/view/bogoyavlenskaya_tserkov_g_serpukhova/3567853

[2]  "Рапорт Серпуховского благочинного от 10 ноября 2006 года" // Официальный сайт Московской епархии: https://mosmit.ru/documents/misc/2006/11/10/58698/

[3]  "Указ № 975 от 28 марта 2008 года" // Официальный сайт Московской епархии: https://mosmit.ru/documents/decrees/2008/03/28/59534/

Редакция текста от: 11.12.2021 18:11:31

"СЕРПУХОВСКИЙ БОГОЯВЛЕНСКИЙ ХРАМ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google