Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СЕРПУХОВСКИЙ СПАССКИЙ ХРАМ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Серпуховский Спасский храм
Серпуховский Спасский храм
Храм в честь Спаса Нерукотворного Образа в г. Серпухове (Серпуховское благочиние Подольской епархии)

В 1893 году серпуховской купец Василий Фёдорович Астапов от имени общины Богоявленской церкви выступил с предложением к Серпуховской городской Думе построить на свои средства на Занарском кладбище храм с главным престолом во имя Спаса Нерукотворного Образа и с приделами Знамения Божией Матери и Трех Святителей. Проект комплекса выполнен известным московским архитектором Романом Ивановичем Клейном. "Место, избранное для сооружения храма при Занарском Серпуховском кладбище находится на городской луговой земле, рядом с кладбищем, ничем не занято, от жилых построек вдали…", писал благочинный г. Серпухова протоиерей Богоявленской церкви Василий Розанов в Московскую духовную консисторию. 21 августа 1893 года протоколом Консистории "утверждено новое строительство каменного храма на Занарском кладбище и начато производство работ".

9 января 1896 года в отчете статского советника инженера Ф. Шуберского записано, что закончено строительство церкви Спаса Нерукотворного Образа на Занарском кладбище в г. Серпухове - "как церковь, так и колокольня, устроены вполне прочно и соблюдены все правила технического искусства". 30 апреля 1896 года состоялось освящение правого придела храма во имя иконы Знамения Божией Матери. В июне-июле были освящены главный храм в честь Спаса Нерукотворного Образа и придельный - в честь Трех Вселенских Святителей. Все три иконостаса в храме были выполнены из цинка с позолотой. Центральный иконостас имел иконы, изображающие последние дни земной жизни Спасителя: «Тайная Вечеря», «Распятие Господне», «Снятие Господа с креста» и «Воскресение Христово».

Серпуховский Спасский храм (дореволюционное фото)
Серпуховский Спасский храм (дореволюционное фото)
В конце 1930-х годов церковь была закрыта. Богослужения и требы совершались в колокольне до начала Великой Отечественной войны. В конце сороковых годов здание храма стали использовать под продовольственный склад. Впоследствии церковь была разграблена, храм лишился шатра и главок, был разрушен верхний ярус колокольни с парадными воротами. Из интерьера на момент возрождения приходской жизни сохранились сильно закопченные фрагменты настенной росписи в стиле академической живописи. В паспортах на церковь и парадные ворота, составленных 1 декабря 1975 года Государственной инспекцией по охране памятников истории и культуры, признано, что техническое состояние данных объектов по всем параметрам «плохое и аварийное». За советский период вокруг храма с трех сторон на расстоянии 5-6 метров было построено около 40 гаражей. Домики при церкви приватизированы в 1990-е.

В 1999 году по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия братия Высоцкого монастыря приступила к восстановлению поруганной святыни.

Были выполнены консервационные работы. Устроена временная кровля, шатер и главки с крестами. Проведено газовое отопление, водопровод и электричество. Восстановлена разрушенная кирпичная кладка фасадов, частично оштукатурены внутренние помещения. Над входом в церковь установлена керамическая икона Спаса Нерукотворного. Расчищены подвал и прилегающая территория, обустроено крыльцо. В домике при церкви, где находится воскресная школа, канцелярия, трапезная и просфорня, проведен косметический ремонт.

Архитектура

Возле храма была возведена отдельно стоящая колокольня с парадными воротами, которая образует вход на кладбище. Рядом находились дома церковного причта. Архитектурный ансамбль Спасского храма представляет собой яркий пример «русского стиля» конца XIX - начала XX века. Русский стиль - тенденция к возрождению образов древнерусской архитектуры и декоративного искусства в культуре этого времени. Кирпичное здание храма с отштукатуренными деталями принадлежит к типу центрических сооружений: в основе пространственной композиции интерьера лежит равноконечный крест, ветви которого перекрыты вспарушенными сводами. Четыре центральных пилона поддерживают восьмерик, завершающийся шатром с главой. С востока к основному объему примыкает граненая алтарная апсида, а с севера и юга - шатровые крыльца на квадратных столбах. Основной вход в храм расположен с запада и украшен перспективным порталом. Каждая ветвь креста на фасаде отмечена фронтоном с тимпаном в форме бочки. Кирпичные стены храма украшены белокаменным декором - оконные наличники разнообразного рисунка, многорядные пояса и сложнопрофилированные карнизы.

Настоятели

Использованные материалы

Редакция текста от: 15.07.2021 19:59:22

"СЕРПУХОВСКИЙ СПАССКИЙ ХРАМ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google