Прп. Иоаким Шартомский и прав. Григорий Китовский. Литография по рис. С. Морозкина. 1892 г. |
Память в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших и в Соборе Владимирских святых [1]
Китовские святые ("иже в селе Китове Шуйские чудотворцы") иерей Григорий, его дочь Евфросиния и миряне Артемий и Димитрий упоминаются в агиографических сборниках начиная с конца XVII века: в Филимоновском иконописном подлиннике, в котором их память обозначена под 30 сентября, в «Описании о Российских святых», в некоторых святцах [2].
Мощи святых, известные с 1650-х годов, покоились в Благовещенской церкви в с. Китове (ныне в 3 км к северу от г. Шуя Ивановской обл.). В XVI - первой половине XVIII в. Китово входило в Опольский стан Суздальского у. По свидетельству писцовой книги Суздальского уезда 1627-1630 гг., "жребий" (часть) села с Благовещенским храмом в 1610 г. стал вотчиной С. Отяева, после его смерти перешел к его сыну Афанасию. Церковь была "древяна клетцки... образа, и книги, и ризы, и колокола, и всякое строение мирское" [3]. В описании не упоминаются гробницы святых.
17 мая 1659 года Благовещенская церковь, в которой уже имелись гробницы Китовских чудотворцев, сгорела, надгробия святых были повреждены. В том же году архиеп. Суздальский Стефан благословил построить новую церковь на месте сгоревшей и установить гробницы там, где почивают "чудотворцовы мощи" [4]. Было неясно, находились ли св. мощи "на вскрытии" в деревянных гробницах, сгоревших вместе с храмом, или под спудом. Этот вопрос должен был расследовать в том же году по благословению архиеп. Стефана архим. Шартомского Никольского монастыря Павел, но документы о результатах его работы не сохранились. В XVII-XIX вв. Благовещенский храм неоднократно перестраивался. В феврале 1826 года начался сбор средств на строительство каменной церкви вместо ветхой деревянной. Новая Благовещенская церковь с приделами во имя прп. Сергия Радонежского и свт. Николая Чудотворца была освящена в 1839 года, закрыта по постановлению Ивановского облисполкома 26 июля 1931 года, тогда же передана китовской ферме пригородного хозяйства, впоследствии храм был разрушен.
Почитание Китовских святых как "маловедомых", о которых нет письменных сказаний и мощи которых не освидетельствованы, по-видимому, было прекращено в первой половине XVIII века. Тогда же по решению епархиальных властей мощи были тайно перезахоронены, предположительно в Китове или в соседнем с. Дроздове, в настоящее время их местонахождение неизвестно. Однако можно думать, что память о Китовских чудотворцах сохранялась в XIX веке. Свящ. Н. М. Миловский в своем исследовании опубликовал рисунок С. Морозкина с иконы 2-й пол. XIX в., на котором изображены на фоне Шуи местночтимые святые - прав. Григорий Китовский и прп. Иоаким Шартомский, осененные чудотворной Шуйской Смоленской иконой Божией Матери.
Общецерковное почитание Китовских святых было установлено в 1980-х годах при подготовке издания богослужебных Миней. Тогда имена Китовских святых были внесены в Собор всех святых, в земле Российской просиявших. Имена Китовских чудотворцев включены также в Собор Владимирских святых и в Собор Ивановских святых, однако из последнего их имена в 2015 году были исключены, в числе святых, "сведения о канонизации которых отсутствуют" [5]. В середине 1990-х введено поминание Китовских святых на великом отпусте в ряде храмов Шуи и Шуйского района (подворья Николо-Шартомского монастыря).
Иконография
Св. Григорий Китовский упомянут без описания облика в нескольких иконописных подлинниках XVIII-XIX веков [6]. На литографии конце XIX в. [7] он представлен в рост вместе с его современником прп. Иоакимом Шартомским под Шуйской Смоленской иконой Божией Матери на фоне г. Шуи, облачен в фелонь и епитрахиль, руки подняты в молении, у него седые волосы до плеч и борода средней величины. Редкое изображение прав. Григория в иконописи, согласно надписи на нимбе, помещено в 1-м ряду левой группы святителей на иконе "Собор русских святых" первой половины XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге. Он изображен с окладистой бородой, в фелони, омофоре (ошибочно) и митре, в руках держит Евангелие (в группе напротив помещена в монашеском одеянии Евфросиния).
Использованные материалы
- Ю. А. Иванов, А. В. Маштафаров "Григорий, Евфросиния, Артемий и Димитрий" // Православная энциклопедия, т. 12, с. 719-720
[1] Ранее его память была включена в список Собора Ивановских святых, но в 2015 году он был исключен из списка в числе святых, сведения о канонизации которых отсутствуют - "Утвержден список Собора святых Ивановской Митрополии", http://comissvyat.blogspot.ru/2015/05/blog-post_21.html
[2] в частности, в святцах XVIII в.- ОР РГБ. Ф. 173. № 209. Л. 50
[3] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. № 11317. Л. 1070-1071 об.
[4] Миловский. С. 19
[5] "Утвержден список Собора святых Ивановской Митрополии", http://comissvyat.blogspot.ru/2015/05/blog-post_21.html
[6] БАН. Строг. 66. Л. 39; ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 68 - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 90; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 33
[7] Миловский. Вкл.